«Я не валяюсь под забором — значит, я не алкоголик». Существует ли высокофункциональный алкоголизм

На модерации Отложенный

«Бокал вина полезен для здоровья», «Выпей рюмку водки, чтобы продезинфицировать организм» — подобными мифами окружено употребление алкоголя. Как минимум половина населения России старше 15 лет хотя бы раз в год употребляет спиртное, говорится в отчете ВОЗ. Многие пьют только по праздникам, после работы или при встрече с друзьями — подобное периодическое употребление называют «высокофункциональный алкоголизм» (ВФА). «Такие дела» разобрались, отличается ли это явление от обычной зависимости.

Фото: Bucography/Unsplash.com

«Меня ломало без пива»

В феврале 2022 года Света жила одна. Когда начались военные действия, оставаться наедине с собой стало тревожно: девушка мучилась от бессонницы, сокращала общение с людьми. К 9 Мая в городе репетировали парад Победы, раздавались оружейные залпы. На фоне новостей это испугало Свету и стало последней каплей — в мае девушка начала регулярно выпивать.

СНАЧАЛА ОНА ПИЛА В КОМПАНИИ С ПРИЯТЕЛЯМИ ДВА-ТРИ РАЗА В НЕДЕЛЮ, ПОТОМ В ОДИНОЧЕСТВЕ — ПОЧТИ КАЖДЫЙ ДЕНЬ

Света любила пиво — с друзьями она могла выпить до пяти литров за вечер. По ее словам, это помогало справляться с тревогой и расслабляться после рабочего дня. Спустя пару месяцев девушке стало трудно отказываться от алкоголя.

«Меня ломало без пива. Без ощущения его пузырьков на языке. Я чувствовала, что, если после работы не зайду купить его, мне будет физически плохо», — говорит она.

Влечение к алкоголю не мешало Свете вести обычную жизнь: она каждый день вставала на работу к девяти утра, опрятно одевалась. Никто из коллег не мог даже подумать о ее зависимости. 

О ней догадывался парень, который вскоре стал жить вместе со Светой. «Я приходила пьяная домой — такая вся игривая, шаловливая. Вела себя как ребенок, это утомляло партнера. Часто напивалась в квартире — конечно, видеть такое было ему неприятно», — размышляет Света. Но замечаний партнер ей не делал — по мнению девушки, из уважения.

Что такое высокофункциональный алкоголизм

Высокофункциональный, или скрытый, алкоголизм — это состояние, когда человек регулярно выпивает, но при этом способен выполнять повседневные обязанности. Он ходит на работу, поддерживает привычные отношения с коллегами, друзьями и родственниками, говорит психиатр и нарколог Алексей Сидоров. 

При ВФА люди получают максимум удовольствия от алкоголя и видят в употреблении только плюсы. Это состояние еще называют «розовым периодом» — по аналогии с «жизнью в розовых очках». В нем человеку кажется, что он контролирует ситуацию и может отказаться от спиртного в любой момент, говорит нарколог и психиатр Игорь Лазарев.

Люди в «розовом периоде» кажутся успешными и активными, поэтому окружающие редко замечают их пристрастие к алкоголю. В этом главное отличие «высокофункционального» алкоголизма от «классического», отмечает эксперт. Во втором случае зависимость очевидна: человек теряет работу, конфликтует с семьей, пренебрегает ежедневными обязанностями.

Сами люди с ВФА отрицают свою зависимость и оправдывают привычку выпивать. Для этого явления даже есть профессиональный термин — анозогнозия, рассказывает Лазарев. Люди могут говорить «я же работаю, у меня есть семья», «я не валяюсь под забором», «я пью только дорогой алкоголь» (например, коньяк за 10 тысяч рублей) — «значит, я не алкоголик». Человек с «классическим» алкоголизмом тоже может отрицать свою зависимость, но ему сложнее найти подобные оправдания.

На этом отличия «высокофункционального» алкоголизма от «классического» заканчиваются, отмечает нарколог. Поэтому, по словам Лазарева, термин «высокофункциональный алкоголизм» правильнее заменять на «аддикцию» или «алкогольную зависимость». Среди ее признаков:

  • влечение к алкоголю — человек ищет повод выпить: например, за компанию с бизнес-партнерами или чтобы отдохнуть от работы;
  • регулярное употребление алкоголя — не обязательно каждый вечер, а, скажем, каждые выходные, по пятницам или перед работой;
  • утрата контроля за количеством выпитого;
  • повышение толерантности к алкоголю;
  • отказ от увлечений, не связанных с алкоголем, — любой отдых должен включать выпивку. 

«У меня есть пациент — серьезный успешный бизнесмен. Раньше он ездил с партнерами на разные мероприятия, а теперь они вместо этого каждый день напиваются — это показатель алкоголизма», — рассказывает Лазарев.

Фото: Adam Wilson / Unsplash.com

Еще один признак алкогольной зависимости — когда человек продолжает употреблять спиртное, несмотря на явный вред. Маша начала пить с друзьями каждую неделю — вино, ром или текилу, — когда окончила школу и стала работать. «Алкоголь не мешал мне нормально жить, благодаря ему я просто веселилась», — считает девушка. 

Постепенно она начала употреблять спиртное одна — заходила после работы за сидром почти каждый день. «Пила потому, что нравился вкус алкоголя. И чувствовала себя крутой, ведь мне уже было 18 лет и я могла себе это позволить», — рассказывает девушка.

Однако Маша принимала психотропные препараты, их нельзя мешать с алкоголем, но героиня «забила на слова психотерапевта». Однажды на приеме у врача она услышала: «Если продолжишь пить, употребляя препараты, окажешься в [психбольнице]». Это заставило девушку отказаться от алкоголя после пяти лет употребления. Сейчас она заказывает в барах только воду или сок.

С чем можно спутать ВФА

Чем опасен высокофункциональный алкоголизм

«Утверждение, что есть разные виды алкоголизмов и какие-то из них легче, а другие тяжелее, вводит людей в заблуждение. Они начинают думать, что если пьют каждый вечер, но при этом ведут социально приемлемый образ жизни, значит, все в порядке», ­­— говорит Лазарев.

«АЛКОГОЛИЗМ НЕ ДЕЛИТСЯ НА ВЫСОКО- И НИЗКОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ. ПЕРЕХОД ОТ ОДНОГО К ДРУГОМУ — ЭТО ВСЕГО ЛИШЬ ВОПРОС ВРЕМЕНИ»

В начале ВФА человек действительно внешне остается успешным. Но постепенно алкоголь становится главным инструментом снятия стресса, объясняет психолог и специалист по работе с зависимым поведением Алина Волкова. Это часто происходит незаметно для самого человека: высокие требования, ответственность и постоянное давление вынуждают его искать быстрые решения для избавления от напряжения. «Удобным средством» становится алкоголь.

Со временем стресс и тревога накапливаются, а способ справляться с ними с помощью спиртного становится все более привычным, говорит Волкова. Человек начинает избегать других вариантов решения проблем. Это ведет к ощущению внутренней опустошенности. Как следствие, человек употребляет алкоголь еще больше и чаще — например, не только после тяжелого рабочего дня, но и в середине.

Лазарев разделяет физический и психологический вред от алкоголя. Токсикологи склоняются к тому, что алкоголь в малых дозах безвреден для организма. Минздрав считает, что выпивать не более 30 граммов спиртного в день можно, не боясь последствий для мозга и печени. Важно делать это не ежедневно, а с перерывом в несколько дней, утверждает Лазарев. Тем не менее даже небольшая доза алкоголя может вызвать отравление.

АДДИКТОЛОГИ (СПЕЦИАЛИСТЫ ПО БОРЬБЕ С ЗАВИСИМОСТЬЮ) В СВОЮ ОЧЕРЕДЬ ГОВОРЯТ, ЧТО БЕЗОПАСНЫХ ДОЗ СПИРТНОГО НЕ СУЩЕСТВУЕТ

Даже если сначала человек выпивал немного, со временем он станет увеличивать дозы.

Помимо развития психологической зависимости, из-за употребления спиртного люди могут столкнуться с нарушениями сна — например, разучиться засыпать без него, добавляет Сидоров. По словам эксперта, у пациентов с алкогольной зависимостью могут ухудшаться память и внимание.

Как общество усугубляет проблему алкогольной зависимости

По мнению Волковой, в России бороться с проблемами с помощью спиртного стало общенациональной традицией. Многие поколения переживали войны, кризисы и политические перемены именно так. Это породило укоренившуюся практику «запивать» проблемы вместо того, чтобы искать пути их решения.

«Трудно не оправдывать употребление, когда алкоголь стал переходным мостиком ко многим аспектам жизни: с помощью него знакомятся, укрепляют отношения, приглушают боль и разочарование, пытаются справиться с бессонницей, обидами и стеснением», — говорит Волкова.

Фото: Caroline Attwood / Unsplash.com

Максим пристрастился к алкоголю в 18 лет — когда стал ходить на вечеринки в общежитии университета. По его словам, даже с соседями по комнате было сложно сидеть и общаться без бутылки пива в руках. За четыре года обучения Максим перешел к пяти бутылкам пива за вечер. «Я много денег тратил на алкоголь, но мне было важно не напиться, а общаться с помощью него», — говорит молодой человек.

Сейчас он продолжает употреблять — от трех до пяти раз в неделю. Без пива, по словам мужчины, отдыхать стало трудно. А засыпать после его употребления намного легче. «Вечерние пьяные прогулки очень клево расслабляют тело и голову, особенно после работы. Я пытался выходить на улицу трезвым, но все кажется угрюмым, тупым и неинтересным», — делится Максим.

Как объясняет Лазарев, признаться себе в алкогольной зависимости трудно. Те, кто употребляет спиртное, нередко говорят: «А кто сейчас не пьет? Все пьют, просто хорошо скрывают». Это способствует нормализации алкоголизма.

На разных площадках нередко встречаются короткие видео, на которых пользователи весело пьют шампанское на праздниках или пиво по вечерам, шутят над своим употреблением. Такие видео, по словам специалистов, популяризируют алкоголизм и делают его более привлекательным.

Фото: Дача и дом, Школа кулинарии | Вкусные рецепты, Пиво Новоросс / VK

«На самом деле те, кто выкладывает подобные ролики, тоже пытаются себя оправдать. Когда они показывают на публику свою зависимость и при этом получают одобрительные реакции, это помогает им приглушить чувство стыда от частого употребления алкоголя», — считает Лазарев.

Еще одна причина, почему люди не признаются себе в зависимости, заключается в доступности алкоголя. Так как он продается в магазинах, а любые праздники связаны с употреблением спиртного, он воспринимается как «социально приемлемое вещество», говорит Лазарев. 

Сидоров добавляет, что стереотипы об алкозависимых также способствуют отрицанию проблемы. Многие считают, что это обязательно «опустившиеся на дно» люди, хотя на самом деле все не так.

«Мои пациенты нередко думают, что наркомания — это “настоящая” зависимость, ведь в этом случае люди вынуждены постоянно искать новую дозу незаконными способами. Алкоголь, в свою очередь, продается в магазинах и разрешен, следовательно, все, кто его пьет, в норме», — рассказывает нарколог. Однако по медицинским критериям алкоголь — такое же психоактивное вещество, как и наркотики.

Регулярное посещение работы никак не связано с развитием зависимости, отмечает Лазарев. Если человек работает, но при этом каждый день выпивает, однажды он может перестать справляться со своими задачами из-за прогрессирующей зависимости.

Не влияет на формирование аддикции также «элитность» или «легкость» алкоголя, подчеркивает Лазарев. Идея, что употребление пива или вина не считается проблемой, — миф: этиловый спирт содержится в любых алкогольных напитках.

«Я видел десятки людей, которые начинали с бокала вина по вечерам. Через два года бокал превращался в бутылку. Через пять лет они похмелялись с утра», — говорит эксперт.

Как избавиться от алкоголизма, даже если он выглядит «высокофункциональным»

Спустя полгода употребления отказаться от алкоголя Свете помогло осознание того, какое неудобство это приносит ее молодому человеку. «Я посмотрела на себя его глазами и увидела, что не очень здорова. Ему некомфортно видеть меня в таком состоянии каждый вечер», — комментирует она. Измениться ради партнера стало главной мотивацией девушки бросить пить.

Она пыталась понять, что именно ей нравится в алкоголе и чем можно его заменить. «Газированность пива, пузырьки на языке от него вызывали прилив серотонина. Стало очевидно, что вместо него можно пить обычную газировку. Я так же приходила после работы в магазин, но вместо двух-трех бутылок пива брала лимонад», — вспоминает Света.

Фото: Kelsey Chance / Unsplash.com

По мнению девушки, пиво ей нужно было для того, чтобы просто запивать свои проблемы. При попытке бросить пить она стала их заедать и много курить, старалась отвлекаться на фильмы и скроллинг ленты в соцсетях.

«Чтобы бросить, мне понадобилось два месяца. Время тянулось очень долго: одна неделя ощущалась как три. К концу 2022 года я смогла отказаться от алкоголя», — рассказывает Света.

Волкова отмечает, что признание себя алкозависимым — это уже половина пути к выздоровлению. После осознания проблемы необходимо четко сформулировать цель — например, снизить количество алкоголя до определенного уровня, не пить в будни или прекратить вообще. Важно понять, что именно человеку нравится в алкоголе и что побуждает его пить. Если это стресс или усталость, можно найти другие способы справляться с ними.

Пить каждый вечер нередко становится ритуалом. В таком случае, по словам специалистки, важно изменить эту привычку — например, вместо принятия алкоголя заниматься своим хобби, просмотром фильма, спортом или чтением книги.

Психолог советует завести дневник и каждый раз фиксировать в нем желание выпить. В нем же можно записывать, как человек справился с этим влечением. Такая практика поможет отслеживать прогресс и выявлять моменты, когда удержаться от алкоголя особенно трудно. По возможности их стоит избегать.

Маша по совету психолога ведет трекер привычек и иногда посещает группы SMART Recovery. Она хочет перестать пить спиртное, чтобы поддержать партнера: он лечится от алкозависимости в реабилитационном центре. «Я хочу его поддержать и, когда он вернется, не пить вместе с ним», — говорит она. 

«Розовый период» — лучшее время, чтобы обратиться за помощью к психотерапевту, говорит Лазарев. Тогда выйти из зависимости можно безболезненно, не успев потерять работу, социальные связи или семью. Специалист поможет разобраться с внутренними причинами употребления алкоголя и предложит альтернативные пути решения проблем, рассказывает Волкова. 

Если у человека нет возможности пойти к специалисту, важно самостоятельно изучать информацию об алкозависимости и защитных механизмах, которые способствуют отрицанию проблемы.