«Джихад на Украине»? Как главные конфессии России сопровождают СВО

На модерации Отложенный

Муфтий Татарстана ввел новую должность — своего заместителя по делам СВО. Сам муфтий объявлял, что те из мусульман, кто погибнет на СВО, станут шахидами и попадут в рай. Как главные конфессии России участвуют в сопровождении военной кампании на Украине, «НИ» обсудили с экспертами.

Фото: ДУМРТ. Делегация ДУМ Татарстана 7 раз побывала в зоне СВО

Елена Петрова, Татьяна Свиридова

Духовное управление мусульман Татарстана занимается поддержкой российских мусульман, воюющих на Украине, с самого начала СВО. Семь раз муфтий Татарстана Камиль Самигуллин приезжал на фронт. Новый заместитель главы мусульман самой большой мусульманской республики должен взять на себя поддержку семей и самих военнослужащих, отправлять грузы на фронт и контролировать выпуск амуниции для бойцов.

Религиозные наставники мусульман Татарстана с начала СВО выступают за то, чтобы объявить шахидами тех, кто погиб в бою против «сил зла».

«Чтобы быть на пути Аллаха, у человека должно быть правильное намерение. С каким намерением отправляется на фронт солдат? Если он верующий и понимает, что защищает свою семью, свой дом и Родину, то Аллах примет его как шахида. К тому же очевидно, что российские бойцы… ведут праведную войну с силами зла,» — рассказал руководитель Духовного управления мусульман Татарстана Камиль Самигуллин в интервью изданию «Бизнес Онлайн».

Руководитель ДУМ Татарстана Камиль Самигуллин уверен, что погибших на СВО Аллах примет как шахидовРуководитель ДУМ Татарстана Камиль Самигуллин уверен, что погибших на СВО Аллах примет как шахидов. Фото: Бизнес Онлайн

Война с нацистами — это джихад

В интервью казанскому изданию муфтий напомнил, что «в мае 1942 года муфтий ЦДУМ страны Габдрахман хазрат Расулев издал фетву, что война с нацистами является джихадом».

Камиль Самигуллин не одинок в своем желании видеть военнослужащих мусульман, воюющих против ВСУ, участниками священной войны, поскольку джихад понимается как борьба за веру или священная война.

Религиозный термин «джихад» (ар. الجهاد [аль-джиха̄д] — букв. «усердие», «усилие»‎) — сетевое издание «Академия Корана» трактует как борьбу за то, что яв­ля­ет­ся для человека самой благородной и возвышенной целью на земле. В узком смысле джихад — это священная война для защиты родной земли от агрессора, целостности государства и вос­ста­нов­ле­ния спра­вед­ли­вос­ти.

Историк религии Сергей Бычков так объяснил «НИ» настроения среди верховных имамов России:

— Такая практика существовала на протяжении веков. Считалось, что те воины, которые гибнут во имя пророка, сражаясь за чистоту веры, становятся мучениками, шахидами.

— Сейчас же сражаются не за чистоту веры, у СВО другие задачи — «НИ».

— Понятно. Но, например, верховный муфтий Центрального управления мусульман России Талгат Таджуддин всегда отличался оригинальностью не только в нарядах, но и в суждениях. Поскольку он объявил о том, что Украина — часть России, то, естественно, обосновывая таким образом, предложил считать шахидами тех воинов-мусульман, которые пали на полях СВО.

Глава Чечни Рамзан Кадыров 25 октября 2022 года назвал СВО джихадомГлава Чечни Рамзан Кадыров 25 октября 2022 года назвал СВО джихадом. Фото: ВКонтакте

Единого мнения среди мусульманского духовенства и властей мусульманских республик нет. Глава Чечни Рамзан Кадыров еще в 2022 году, в разгар мобилизации, называл СВО джихадом. В Казани хотели созвать совет улемов, но из-за разных позиций глав мусульманских центров эта идея провалилась.

— В России нет единого центра, который бы объединял всех мусульман. Существует около 10 центров. Самый заметный — ДУМ — Духовное управление мусульман, которое находится в Москве, председатель которого Равиль Гайнутдин — человек взвешенный, мудрый. Второе по численности Духовное управление мусульман в Башкортостане. В Татарстане свое духовное управление. Я уже не говорю о том, что в каждой кавказской республике есть свое духовное управление и свои муфтии. Мы знаем, что в Чечне они придерживаются самых крайних взглядов. Говорить о том, что один муфтий выражает мнение всех мусульман России, было бы рискованно. Он выражает собственное мнение, которое не разделяют и не поддерживают другие муфтии, — полагает Сергей Бычков.

Талгат Таджуддин также объявил павших на СВО шахидамиТалгат Таджуддин также объявил павших на СВО шахидами. Фото: Рамблер

Молитва о победе, освящение оружия и военные священники

После 1917 года конфессии и российское государство проходили разные этапы.

При советской власти религия находилась под строжайшим контролем Совета по делам религий, поэтому никому в голову не приходило объявлять джихад, например, во время войны в Афганистане.

В 90-х и начале 2000-х годов государство перестало вмешиваться во внутрицерковные дела и не одобряло активного участия в политике представителей религий.

— Талгат Таджуддин еще в 2003 году объявил джихад Америке в связи с войной в Ираке. Он выступил на митинге. Потом стали объяснять, что это «духовный джихад». Тогда у РФ и США были совершенно другие отношения — антитеррористическая коалиция, партнерство, поэтому власти отреагировали без всякого энтузиазма, а окружению Таджуддина пришлось объяснять, что речь идет о сборе медикаментов, гуманитарной помощи и «духовном джихаде». Это выглядело экзотично. Кстати, Таджуддин прямо на митинге вынул саблю из ножен и размахивал ей. Священнослужитель с саблей — тоже довольно экзотично, — вспоминает другую политическую реальность историк Алексей Макаркин.

Институт военных священников немногочислененИнститут военных священников немногочисленен. Фото: Военное обозрение

В РПЦ создан специальный отдел по взаимодействию с армией и флотом. Однако среди иерархов православной церкви единого мнения о характере противостояния на Украине нет.

Как напоминает Сергей Бычков, активно участвовал в жизни отдела священник о. Михаил Васильев, который погиб на СВО. По закону, принятому еще при президенте Медведеве, в армии и на флоте введены должности «помощников по работе с верующими военнослужащими», которые назначаются из числа священнослужителей. Однако их роль в окопах невозможно сравнивать со священниками императорской армии.

Историк Макаркин считает, что священники в царской армии были заместителями командиров части. Сейчас они подчиняются Синоду и их число в войсках незначительное.

— Сейчас церковь не может заполнить все вакансии, и командирам так удобнее. Если священник приезжает, ему хорошо. Но, если священник все время рядом, да еще и подчиняется другой инстанции, другому органу, Синоду через отдел, это могло бы в каких-то случаях вызвать напряжение, разногласия. А надо ли это? Надо ли это командиру и надо ли это церкви? — задается вопросом Алексей Макаркин.

Часть иерархов РПЦ не одобряли освящения баллистических ракет как оружия неизбирательного действияЧасть иерархов РПЦ не одобряли освящения баллистических ракет как оружия неизбирательного действия. Фото: Владимир Смирнов/ТАСС

Да, патриарх повелел священникам молитву о победе. Верующие россияне писали открытое письмо патриарху. В нем они рассказали, что те из пастырей, которые отказались, как, например, о. Алексей Уманский, лишились сана и прихода.

Но РПЦ с 2017 года так и не смогла сформировать единую позицию и принять документ об освящении оружия.

— Говорилось так: молитва о воинах — устойчивая церковная практика. Но не отражено в традиции православной церкви, не соответствует содержанию самого чина благословение воинских оружий, и потому должно быть исключено из пастырской практики использование данного чинопоследования для освящения «любых разновидностей оружия, употребление которого может повлечь за собой гибель неопределенного количества людей, в том числе оружия неизбирательного действия и оружия массового поражения», — вспоминает дискуссию Алексей Макаркин.

С началом СВО отношение к освящению крылатых ракет изменилось, но РПЦ в хорошем смысле бюрократическая структура. Хотя пленум межсоборного присутствия и одобрил новый текст с поправками, принять его мог бы только архиерейский Собор, который сейчас собрать невозможно, — украинские епископы не приедут, да и, например, эстонские тоже вряд ли. До начала СВО часть иерархов не соглашалась с освящением. Как обстоят дела сейчас, сказать трудно, говорит эксперт, поскольку церковь во многом зависит от политических реалий.

Участник СВО с позывным «Скиф» на уроке мужества в Белореченске Краснодарского краяУчастник СВО с позывным «Скиф» на уроке мужества в Белореченске Краснодарского края. Фото: «Боевое братство»

Государство не только создает политические лифты для участников СВО и активно вводит их во власть в обход сложившейся партийно-чиновничей структуры, но и продвигает новые идеологемы напрямую через образование, СМИ и индустрию развлечений.

До 2022 года консервативные идеи проникали в общество через церковь и связанные с ними группы влияния. Сейчас власти не мешают части духовенства выражать довольно радикальные идеи, однако дальше заявлений дело не идет. Конфессии играют подчиненную роль в создании новой государственной мифологии.