«Израиль обречен»: Тель-Авив «пошел с рогатиной» на руководство ООН

На модерации Отложенный

Израиль не только инициировал военную операцию против Ливана, но и выставил ультиматум генеральному секретарю ООН, назвав его персоной non grata. В конфликт уже втянулся Иран, который провел массированный ракетный удар (на момент подготовки материала один, но вряд ли последний) по израильским территориям. И разумеется, свой политический интерес имеется в этой войне и у Вашингтона, от решений которого во многом зависит её дальнейшее развитие. О том, почему положение Израиля в экспертных кругах считается «хуже некуда» и почему чем хуже это положение, тем жестче себя ведет официальный Тель-Авив – в материале «Точки».


Израиль не только инициировал военную операцию против Ливана, но и выставил ультиматум генеральному секретарю ООН, назвав его персоной non grata. В конфликт уже втянулся Иран, который провел массированный ракетный удар (на момент подготовки материала один, но вряд ли последний) по израильским территориям. И разумеется, свой политический интерес имеется в этой войне и у Вашингтона, от решений которого во многом зависит её дальнейшее развитие. О том, почему положение Израиля в экспертных кругах считается «хуже некуда» и почему чем хуже это положение, тем жестче себя ведет официальный Тель-Авив – в материале «Точки».

Многострадальный Ливан

Итак, генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш теперь стал в Израиле персоной нон-грата. Официально за то, что чиновник «не осудил ракетный удар Ирана по Израилю», а ранее, «не осудил нападение движения ХАМАС на Израиль 7 октября прошлого года, а также не предпринял попыток объявить ХАМАС террористической организацией».

Этот жест со стороны официального Тель-Авива можно считать внешнеполитической и дипломатической составляющей того конфликта, который в последний год развивается на Ближнем Востоке. Стоит напомнить, что очередное обострение случилось после массового подрыва пейджеров и бытовой техники, от которого пострадало несколько тысяч человек и около десятка человек погибло. Это была диверсионная операция Израиля против членов организации «Хезболла», в основном на территории Ливана.

Далее, после бомбардировки Израилем южного пригорода Бейрута был ликвидирован лидер «Хезболлы» Хасан Насралла.

Параллельно с этим началось выступление сил ЦАХАЛ на территорию Южного Ливана. МИД Израиля назвал это «ограниченной военной операцией», дабы ликвидировать ячейки «Хезболлы», находящиеся в селах Южного Ливана на границе с Израилем.

Важно понимать, что «Хезболла» — та структура, которую поддерживает Иран. И Тегеран ответил на эти акции массированным ракетным ударом по израильским территориям. Масштаб разрушений и жертв, к слову, остается дискуссионным до сих пор. Израильские источники сообщают, что особых повреждений нет, как практически нет и жертв. По разным данным в результате удара погибло то ли один, то ли трое человек.

В свою очередь Израиль назвал этот шаг Ирана «большой ошибкой», а Тегеран предостерег Тель-Авив от ответных действий в свой адрес, пригрозив «последствиями».

Военная операция на территории Ливана тоже разворачивается не очень понятно. Представители «Хезболлы» утверждают, что израильская армия «даже не перешла границу». Израиль же говорит о плановом продвижении войск и успешности боевых действий.

Естественно, Израиль в его военных инициативах поддерживают США. Так, по итогам телефонных переговоров министров обороны Штатов Ллойда Остина и Израиля Йоава Галланта, Пентагон выпустил заявление, в котором говорится:

«Они согласились с необходимостью демонтажа инфраструктуры для атак вдоль границы, чтобы гарантировать, что ливанская “Хезболла” не сможет совершать нападения на северные общины Израиля, как это было 7 октября».

История вопроса

Южные территории Ливана подвергаются атакам Израиля далеко не первый раз и на систематической основе. Официально Израиле-Ливанских войн было две. Первая началась в 1982 году. В Ливане тогда было острое внутреннее противостояние, переросшее в гражданскую войну. Израиль вошел в Южный Ливан и оккупировал его территории под предлогом борьбы с Организацией освобождения Палестины (ООП). Силы Израиля тогда дошли до Бейрута и взяли город. После этого ячейки ООП официально покинули страну и перебрались в Тунис.

Правда это совершенно не остановило вялотекущую партизанскую войну с диверсиями, терактами и прочей партизанщиной в ближневосточном духе, которая продолжалась до 2000 года, когда Израиль снял оккупацию с южно-ливанских территорий.

Вторая Ливанская война началась в июле 2006 года и продлилась 34 дня.

Эта операция была против «Хезболлы» на территории все того же Южного Ливана. Территориально силы Израиля продвинулись только на 15-20 километров вглубь страны, но бомбардировкам подвергались практически все территории Ливана, включая Бейрут.

Окончательный вывод израильских войск состоялся 1 октября 2006 года. На территории зашли ливанские правительственные войска и миротворцы ООН. А Израиль, понятное дело, тогда рапортовал о том, что на юге Ливана «Хезболла» была разбита и чуть ли не тотально уничтожена. Однако оказалось, что нет. Потому что нынешнее вторжение ЦАХАЛ имеет практически те же цели и того же противника, что и в 2006 году.

«Положение хуже некуда»

Вообще, поведение Израиля сейчас вызывает все больше вопросов у экспертного сообщества. Эта страна и так по умолчанию находится в окружении совсем не дружественных ей государств и организаций. Тот же Иран иначе, как «сионистским незаконным режимом» Израиль не называет. При этом что шиитские, что суннитские страны региона в целом согласны по поводу того, что должно появится суверенное Палестинское государство, чего официальный Тель-Авив категорически не хочет.

Но вместо того, чтобы заканчивать конфликт (тот же сектор Газа уже размочален в пыль), Израиль продолжает эскалацию, втягивая в боевые действия все новые стороны.

По мнению профессора Дипломатической академии МИД России Андрея Володина, высказанному им в интервью изданию BFM.ru,

«Положение Израиля хуже некуда. Израиль обречен, не надо быть Генри Киссинджером, чтобы понять сложную политическую и демографическую ситуацию в районе Восточного Средиземноморья. Даже если Израиль будет осужден, они находятся в отчаянном положении и просто проигнорируют решение ООН, осуждающее их».

Надеяться Израиль может только на максимально активную военную и политическую помощь США.

Здесь у Штатов, конечно, есть и свои, вполне прагматические интересы. В первую очередь это ослабление Ирана. Нюансов здесь несколько. Во-первых, это Иранская ядерная программа, которая очень беспокоит Вашингтон. Стоит напомнить, что Дональд Трамп, будучи американским президентом, в 2018 году инициировал выход своей страны из Иранской ядерной сделки. Что открывает возможность для Тегерана вплотную заняться производством ядерного оружия.

Сейчас этот процесс в публичной сфере практически не освещается. Последние данные от МАГАТЭ за 2023 год говорят только о том, что Иран нарастил запасы обогащенного урана в 22 раза выше лимита, согласованного в рамках ядерной сделки.

Но сам по себе высокообогащенный уран – это еще далеко не ядерная бомба и не средство доставки таковой.

У Израиля в смысле ядерного оружия все еще «веселее». Потому что официально его у страны нет. Но почему-то практически все думают, что «хоть немножко, но есть».

Впрочем, в контексте внешней политики Штатов интересы Вашингтона сейчас не столько в плоскости военного потенциала Ирана, сколько в экономических и политических реалиях. В том, что Тегеран наряду с Москвой и Пекином выстраивает новую евразийскую ось, с заходом в Африку, альтернативную западному «миру, основанному на правилах». И ослабление любой части этой оси не просто выгодно, а необходимо Вашингтону.

Что в итоге?

Конфликт на Ближнем Востоке  неотвратимо набирает обороты. Сейчас в него уже практически полноценно втянут Ливан, и, кажется, собирается подключаться Иран. Израиль же только увеличивает эскалацию, отвергая любые дипломатические усилия и делая упор на диверсии и открытые военные действия. При этом чем критичнее положение Тель-Авива, тем более резко он себя ведет, «хаживая с рогатиной» уже и на руководство ООН.  Кажется, такое поведение у еврейского народа называется «хуцпа» и считается особой доблестью.

Но дальнейшую логику конфликта и его развития будут определять не в Тель-Авиве, а в Вашингтоне. Поскольку именно там сидят главные потенциальные бенефициары от возможного конфликта Израиля и Ирана. В который в той или иной форме втянутся и США, и Россия, и Китай. И множество игроков из Арабского мира.

И вопрос тут в том, насколько рационально оценивают свои возможности по восточному направлению именно в Штатах. Но, к сожалению, в последнее время от правящего режима США исходит крайне мало разумных инициатив.

Ранее «Точка» сообщала о том, что Россия, КНР и Исламская Республика Иран сделали совместное заявление в рамках очередного заседания МАГАТЭ по поводу иранской ядерной сделки.

Подготовил Александр Чаусов