Русские и евреи как избранные народы.Статья 2. Подтверждение избранничества


В первой статьей мы пытались разобраться с целями, причинами, условиями и ценой избранничества. Продолжим анализ.

 

КАРА ЗА ОТКАЗ ОТ СВОЕЙ МИССИИ

 

Если иудеи не будут выполнять Божьи установления, на их голову обрушатся самые страшные кары, предупреждает Господь, и перечисляет грозящие наказания весьма обстоятельно. Рассеяние – далеко не самое жестокое. Устами пророков Господь растолковывает, что все прошлые, настоящие и будущие несчастья иудеев суть возмездие за уклонение от веры, идолопоклонство, нечестие и прочее.

В отношении русских подход применялся тот же: войны, эпидемии, голод – любое народное бедствие объявлялось либо испытанием, либо карой за грехи, преступления, безверие (повод наказать всегда найдется). Само наказание, а особенно его суровость обусловлены отцовским отношением Господа к Русскому народу: кого люблю, того и бью.

 

НАГРАДЫ И ПРИВИЛЕГИИ ИЗБРАННОМУ НАРОДУ

 

Что получили евреи в награду за неукоснительное исполнение своей исторической миссии, за непреклонную верность Единому Богу? Унижения, преследования, притеснения, гонения, погромы, кровавый навет, ненависть и презрение. В лучшем случае – якобы беззлобные насмешки.

А что же было обещано избранному народу Высшими Силами? Может быть, власть над всем миром, покорность народов, безграничное могущество державы? Отнюдь!

Перечитаем 28-ю главу Пятой книги Моисея: здесь гарантируется, в части политических и материальных преимуществ, «всего лишь» безопасность, житейское благополучие и уважение со стороны других народов. Но даже роль духовного лидера человечества - достаточное ли это поощрение, сравнительно с множеством обязанностей и суровостью кары за отступничество? Избранничество – скорее налагает бремя, чем предоставляет привилегии. Похоже, главной наградой было само сознание высоты и святости своего предназначения.

Правда, у пророков можно найти выраженные от лица Высших Сил обещания неких политико-экономических привилегий. Но в контексте это выглядит скорее как укор, горькое сожаление о неиспользованных возможностях: вот на что иудеи МОГЛИ БЫ рассчитывать, если бы не собственная греховность.

Для русских сознание избранничества связано не только с почетным местом духовного вождя человечества, главного борца с Мировым Злом, но и с положением «имперского», «государствообразующего» народа, старшего брата, первого среди равных. Лишение одновременно двух этих функций – тяжелейший удар по национальному самолюбию, можно сказать, по основам национальной ментальности.

Разницу можно сформулировать так: для одного народа избранничество означает запрет делать то, что дозволено другим, прощать себе то, что простительно другим. Другой избранник считает, что ему, именно вследствие избранничества, дозволительно делать то, что заслуживает осуждения у других.

Из свежих примеров: другим странам нельзя было признавать независимость Косово, это аморально и противоречит международному праву. НО: России и Науру можно и нужно было признать независимость Абхазии и Южной Осетии, в этом проявилась высочайшая нравственность.

 

ЧЕМ ИЗБРАННИЧЕСТВО ПОДТВЕРЖДАЕТСЯ

 

К сожалению, Господь не дает Своим избранникам справки, аттестата или иного свидетельства. Приходится доверяться косвенным доказательствам.

Об избранничестве Русского Народа говорят по преимуществу сами русские, что, впрочем, вполне объяснимо: «Всю тебя, земля родная, Царь Небесный исходил, благословляя», «Россия есть подножие Престола Господня», «Матушка-Россия всему свету голова», «Русские – духовная аристократия человечества» - как вы думаете, русским или представителям других народов принадлежат эти беспристрастные суждения?

К чести Русских, они признавали также избранничество евреев.

Приведем несколько характерных высказываний:

Федор Достоевский (которого трудно упрекнуть в излишней симпатии к евреям): «Тут не одно самосохранение стоит главной причиной, а некая идея, движущая и влекущая, нечто такое, мировое и глубокое, о чем, может быть, человечество еще не в силах произнести своего последнего слова».

(Справедливости ради надо сказать, что  в контексте статьи «мировое и глубокое» может быть истолковано как «избранничество» не светлыми, а темными силами).

Лев Толстой: «Еврей – первооткрыватель культуры. Испокон веков невежество было невозможно на Святой земле».

Русский поэт Лев Мей, автор либретто опер «Псковитянка» и «Царская невеста», текстов нескольких романсов П.Чайковского:  «…Теперь гонимей нет народа, /  Нет ни к кому такой, как к ним, жидам, вражды, / Но там, где понят Бог и понята природа,/  Везде они – жиды, жиды, жиды…»

Александр Куприн: «Удивительный, непостижимый (народ), нигде не осталось и следа от его загадочных врагов (…).

А он, гибкий и бессмертный, все еще живет, точно выполняя Чье-то сверхъестественное предопределение»

Православный философ о. Сергей Булгаков: «Еврейство есть подлинная «ось» всемирной истории в том смысле, что оно в ней присутствует с начала и до конца. Это есть единственный народ, удерживающий свое место в пестрой смене разных народов, в их исторической очереди…».

Марина Цветаева, обращаясь к евреям, говорила:


«Кто не топтал тебя - и кто не плавил,
О купина неопалимых роз!
Единое, что на земле оставил
Незыблемого по себе Христос:
(…)
В любом из вас, - хоть в том, что при огарке
Считает золотые в узелке -
Христос слышнее говорит, чем в Марке,
Матфее, Иоанне и Луке.

(…)

С последним из сынов твоих, Израиль,
Воистину мы погребем Христа!»

 

Некоторым из процитированных авторов случалось говорить о евреях нечто презрительное, даже уничтожающее. Но из песни слов не выкинешь, в том числе из хвалебной песни.

К сожалению и к стыду евреев, мне не удалось найти у них симметричного прославления Русского народа как Божьего избранника. Зато они часто рассуждают о собственном избранничестве. Только один пример: «Евреи избраны Богом для того, чтобы возложить на них бремя страданий человеческих и принять муки ради спасения всех людей» (Говард Фаст).

 

Признаком покровительства Высших Сил, убеждающим самых отъявленных скептиков, могут служить, например, славные победы  Русского Христолюбивого Войска («Мы русские – с нами Бог!»), а также нечаянное избавление от смертельной опасности в  роковую годину («Рука Всевышнего Отечество спасла»). 

Впрочем, беды, катастрофы, кризисы также могут считаться проявлением особого отношения Господа к народу: Он испытывает Россию либо наказывает ее за прегрешения – но наказывает любя.

Евреи искали косвенные признаки избранничества в незаурядных успехах соплеменников в экономике и финансах, науке и медицине, искусстве. Действительно, перечень изобретений и открытий, выдающихся художественных произведений, созданных евреями, впечатляет. Здесь евреи могли бы, пожалуй, на равных соперничать с русскими, многократно уступая им в численности.

Впрочем, известный американский публицист и политолог Норман Подгорец объясняет это явление вполне прозаическими причинами. По его мнению, евреи в чужих культурах всегда «стояли на плечах» коренных народов, освободив благодаря этому свой интеллект от экономических, политических, военных и прочих «обычных» забот, которыми занята любая нормальная нация и которые отвлекают столь значительную часть ее собственного коллективного гения.

Поэтому корректным было бы сравнение русских и евреев не по диаспорам, а по «государствообразующей» части наций. Предлагаю все желающим проделать такую работу, т.е. сопоставить Святую Русь и Святую Землю по основным показателям, отражающим уровень состояния и развития экономики, образования, культуры и науки, общественной морали и правопорядка.

Надо заметить, что, вопреки широко распространенному заблуждению, сионизм есть движение, свидетельствующее не о самомнении и мессианстве евреев, но об их стремлении стать «обычным» народом, со своим национальным очагом, со своей армией, полицией, судами, университетами, бандитами, казнокрадами и прочими государственными атрибутами.  Недаром многие видные евреи, в т.ч. религиозные деятели,  отвергали эти идеи, боролись с ними. Так, известный поэт и общественный деятель Н.Минский писал:  «Сионисты, твердя о национализме, на деле отворачиваются от подлинного национального лика еврейства и радеют лишь о том, чтобы быть как все, стать не хуже других».

И еще одно замечание: в отношении христианских государств к Израилю можно усмотреть невольное признание его избранничества. Народы, исповедующие ветхозаветный принцип «око за око, зуб за зуб», требуют, чтобы израильтяне проявляли христианское смирение, всепрощение, отвечали добром на зло, после удара террористов по одной щеке подставлял другую. Россия, в полном сознании своей правоты бомбившая Грозный и взрывавшая в чужой стране экс-президента Чечни Яндарбиева заодно с подростком-сыном, и Соединенные Штаты со своим Гуантанамо благородно негодуют по поводу «несоразмерного насилия» по отношению к палестинским террористам, «бессудной расправы» над их главарями.

О чем свидетельствует такое завышение моральных требований? Не о том ли, что Израиль считается особым государством, по отношению к которому следует применять особо жесткие нравственные нормы, от которого следует ожидать особо добродетельного поведения?