Революция как антропологическая катастрофа

На модерации Отложенный

Автор: Виталий Даренский

 

Каин России, с безумно-радостным остервенением 

бросивший за тридцать сребреников уже всю свою 

душу под ноги наемных злодеев, восторжествовал…

И.А. Бунин

 

Для понимания сущности русской катастрофы 1917 г. важны не только произведения великих русских мыслителей ХХ века, но и наследие классиков русской литературы века XIX, в том числе и самого А.С. Пушкина.

Известны слова А.С. Пушкина из повести «Капитанская дочка»: «Не приведи Бог видеть русский бунт – бессмысленный и беспощадный. Те, которые замышляют у нас невозможные перевороты, или молоды и не знают нашего народа, или уж люди жестокосердые, коим чужая головушка полушка, да и своя шейка копейка». Так сказано простым языком устами его героя – чтобы было понятно всем. Но, к сожалению, мало кто понял. Это бунт бессмысленный – ибо его результат всегда противоположен его целям. И поэтому же он беспощаден – будучи безнадежным, сразу же обращается в откровенное беснование толпы, соблазненной подонками общества. Этот бунт может внешне прикрываться любыми красивыми фразами о «свободе» и «новой жизни», но по своей сущности он всегда останется одним и тем же – восстанием «глубин сатанинских» в человеке, уничтожающих все и вся на своем пути, пока он не будет потоплен в крови своими же собственными адскими порождениями. Десятки миллионов смертей от многочисленных голодов и большевистского террора – это единственное, что принесла так называемая «революция». Во всем остальном она отбросила Россию далеко назад и к 1991 году превратила ее в нищую «Верхнюю Вольту с ракетами» – позорное, от всех отстающее посмешище для всего мира.

В повести А.С. Пушкина есть ключевое место, в котором раскрывается суть того, что происходит с человеком, когда он обращается к бесовскому бунту против законов божеских и человеческих. Это известный диалог, в котором Пугачев «с каким-то диким вдохновением» рассказывает сказку, в которой вывод такой: «Чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью, а там что Бог даст!» На что Гринев отвечает: «Но жить убийством и разбоем — значит, по мне, клевать мертвечину».

Вот чем отличается дворянин от «простолюдина» – он не даст себя обмануть дешевой демагогией, не позволит переворачивать нравственные понятия. Известный философ-традиционалист Рене Генон в книге «Царство количества и знамения времени» (1945) объяснил этот механизм сатанинской подмены смыслов, всегда лежащей в основе всех революционных демагогий: «К несчастью, иногда бывает так, что те, кто думает, что сражается с дьяволом, каких бы идей они при этом ни составляли себе, оказываются таким образом просто-напросто, без всякого сомнения, превращенными в его лучших слуг!» (Генон Р. Царство количества и знамения времени. – М., 1994. С. 213). Но «ведутся» на эту подмену далеко не все, а только те, у кого изначально душа склонна к бесовским искушениям и кто не имеет достаточной внутренней культуры (нравственной и интеллектуальной), чтобы им противостоять.

Эту закономерность четко видел и И.А. Бунин, когда писал о том чудовищном человеческом типе, который пришел к власти в России после 1917 г.: «Их легион теперь, устроителей Эдема на земле, тунеядных и ледяных по отношению к живому человеку душ, пламенно защищающих всех трудящихся и обремененных, бешено клянущих войны между народами и еще бешеннее призывающих к войнам между племенами и классами, вопиющих о лучезарной заре мира, когда этот мир так же далек от их свободы, братства и равенства, как Христос от гориллы… и растет молодое человеческое племя среди хамства и варварства, голода и холода, мора и запустения, – кого, кроме кретина, выродка, может произвести на свет этот страшный или несчастный самец?.. То, что творится в Европе и особенно в России, самой Россией и над нею, так чудовищно, так преступно, так гнусно и нагло, что слово совершенно бессильно выразить даже тысячную долю того, что оно должно было выразить» (из статьи «Не могу говорить»).

Гениальность И.А. Бунина в том, что он все это понял и предсказал еще в 1917-м.

А уже в конце «советского эксперимента» в 1984 г. М.К. Мамардашвили в докладе «Сознание и цивилизация» обобщил этот страшный опыт выведения «нового человека». Здесь он ввел понятие «антропологической катастрофы», которое обозначает разрушение в человеке смысловых оснований его бытия, превращение его буквально в «говорящее животное», озабоченное лишь «все большим удовлетворением материальных потребностей», и не более того. Человек без Бога может быть только таким. К сожалению, большинство населения нынешней России действительно «родом из СССР».

Духовное убийство народа – это и есть тот главный «водораздел» между русским народом и советским «населением», который затем определяет всё остальное, в том числе и идеологические конструкции. Подлинной, но тщательно скрываемой целью марксизма была такая примитивизация мировоззрения и мышления людей, которая позволяла бы ими легко манипулировать в интересах тоталитарного государства. К счастью, эта цель не была достигнута: после 70 лет атеистической «промывки мозгов» народ в подавляющем большинстве остался верующим, хотя и был оторван от живой религиозной традиции, возвращение к которой является трудным и долгим. Но разрушительные последствия марксизма все равно очень велики: в частности, он привел к утрате культуры мышления и к привычке видеть в истории так называемую «классовую борьбу». Этот самый примитивный тип мышления мешает восстановлению русского самосознания и вообще реальному пониманию исторического процесса, особенно ХХ века.

«Советский строй» стал возможен только потому, что он паразитировал на лучших качествах народа, сформированных Россией намного раньше – традиционной православной цивилизацией. Но сам «советский строй» эти качества не воспроизводил, а наоборот, активно разрушал. Поэтому, когда эти качества иссякли у новых поколений, СССР разрушился автоматически, поскольку исчез тот человеческий ресурс, за счет которого он существовал. Население СССР никогда не было «оплотом коммунизма» (это лишь наивная иллюзия идеологов, которые были незнакомы с народом, на шее которого они сидели), но в большинстве своем было к нему в лучшем случае равнодушно, а очень многие втайне ненавидели. Но дело не в этом, а в том, что советский «идеал», во-первых, не был советским, а был обычным «идеалом» животных удовольствий от жизни, который существовал у всех деградирующих народов и цивилизаций. Во-вторых, он был изначально недостижим и обречен на поражение от Запада, поскольку западная более эффективная экономика приблизилась к этом идеалу намного лучше. Это тоже выражение «закона самоликвидации» как главного социального закона советского общества, но взятого в его самом приземленном, экономическом аспекте.

Многих смущает тот факт, что большевики, приведенные к власти в результате этой спецоперации, затем стали «врагами» Запада. Однако в этом на самом деле нет никакого противоречия, это изначально входило в стратегию Запада по разрушению России как православного царства. Ни один внешний враг не смог бы так изнутри катастрофически ослабить Россию, как это сделали большевики. Вместо прогнозированного Д.И. Менделеевым полумиллиарда населения к концу XX века сейчас в России населения меньше, чем в 1917 г. Это результат «советского эксперимента» – общей деградации геноцида лучшей части народа, поставившей Россию на грань исторического небытия. «Советский строй» сломал хребет России, хотя еще остается надежда на духовное возрождение народа. Но чтобы России выжить в будущем, нужно реально понимать то, что произошло с нею в прошлом.