Картины с историей. Последний день Помпеи Карла Брюллова

На модерации Отложенный

ИЗВЕРЖЕНИЕ ВЕЗУВИЯ.

      Сделаем небольшое отступление,чтобы познакомиться с историческими подробностями события,которое  мы увидим на картине.
 Извержение Везувия началось днём 24 августа 79 года и длилось около суток, о чём свидетельствуют некоторые сохранившиеся манускрипты «Писем» Плиния Младшего. Оно привело к гибели трёх городов — Помпеи, Геркуланум, Стабии и нескольких небольших селений и вилл.

         Везувий просыпается и обрушивает на окружающее пространство всевозможные продукты вулканической деятельности. Подземные толчки, хлопья пепла, падающие с неба камни - все это застало жителей Помпей врасплох.

       Люди пытались укрыться в домах, но погибали от удушья или под развалинами. Кого-то смерть настигла в общественных местах - в театрах, на рынках, форуме, в храмах, кого-то - на улицах города, кого-то - уже за его чертой. Однако подавляющее большинство жителей все же успели покинуть город.

        В процессе раскопок выяснилось, что в городах всё сохранилось таким, каким было до извержения. Под многометровой толщиной пепла были найдены улицы, дома с полной обстановкой, останки людей и животных, которые не успели спастись. Сила извержения была такова, что пепел от него долетал даже до Египта и Сирии.

      Из 20 000 жителей Помпей в зданиях и на улицах погибло около 2000 человек. Большинство жителей покинули город до катастрофы, однако останки погибших находят и за пределами города. Поэтому точное число погибших оценить невозможно.
 
         Среди погибших от извержения был Плиний Старший, из научного интереса и из желания помочь страдавшим от извержения людям пытавшийся приблизиться к Везувию на судне и оказавшийся в одном из очагов катастрофы — у Стабии.

     Плиний Младший так описывает то, что происходило 25-го числа в Мизено. Утром на город стала надвигаться черная туча пепла. Жители в ужасе бежали из города к берегу моря (вероятно, так же пытались поступить и жители погибших городов). Бегущая по дороге толпа вскоре оказалась в полной темноте, слышались крики, плач детей.

      Упавших затаптывали идущие следом. Приходилось все время стряхивать с себя пепел, иначе человека моментально засыпало, и тем, кто присел отдохнуть, подняться уже не было никакой возможности. Так продолжалось несколько часов, но после полудня пепловая туча стала рассеиваться.

      Плиний вернулся в Мизено, хотя землетрясения продолжались. К вечеру извержение пошло на убыль, а 26-го к вечеру все стихло. Плинию Младшему повезло, а вот его дядя - выдающийся ученый, автор естественной истории Плиний Старший - погиб во время извержения в Помпеях.

     Рассказывают, что его подвела любознательность естествоиспытателя, он остался в городе для наблюдений. Солнце над мертвыми городами - Помпеями, Стабией,Геркуланумом и Октавианумом - показалось лишь 27 августа. Везувий извергался до наших дней еще, по крайней мере, восемь раз. Причем в 1631-м, в 1794-м и 1944 годах извержение было довольно сильным.

 ОПИСАНИЕ КАРТИНЫ

           Черный мрак навис над землей. Кроваво-красное зарево окрашивает небосвод у горизонта, и ослепительная вспышка молнии на мгновение разрывает тьму. Перед лицом смерти обнажается суть человеческой души.

      Вот юный Плиний уговаривает мать, упавшую наземь, собрать остатки сил и попытаться спастись.
 
  Вот сыновья несут на плечах старика отца, стремясь поскорее доставить драгоценную ношу в безопасное место.
    Подняв руку навстречу рушащимся небесам, мужчина готов грудью защитить своих близких.
 
    Рядом — коленопреклоненная мать с детьми. С какой невыразимой нежностью жмутся они друг к другу!

       Над ними — христианский пастырь с крестом на шее, с факелом и кадилом в руках. Со спокойным бесстрашием взирает он на пылающие небеса и рушащиеся статуи прежних богов.

       А в глубине холста ему противопоставлен языческий жрец, бегущий в страхе с жертвенником под мышкой. Такая несколько наивная аллегория провозглашает преимущества христианской религии над уходящей языческой.

      Мужчина, поднявший руку к небесам, старается защитить свою семью. Рядом с ним стоящая на коленях женщина-мать с детьми, которые ищут у неё защиты и помощи. 

Ближе к зрителю – семейная пара с детьми, которая тщетно пытается спастись от настигающей ее раскаленной лавы, другая женщина – на первом плане – женщина прижимает к себе дочерей…

Здесь же на первом плане чуть левее две фигуры – христианский пастырь и языческий жрец. На первом плане в левой части картины Брюллов изображает христианского священника с крестом, кадильницей и чашей для причастия. Он единственный персонаж, не убегающий из города. Предав себя воле Божией, пастырь готов разделить весь ужас смерти с жителями, в любую минуту стремясь духовно утешить их. Здесь же языческий жрец, который в спешке покидает город, унося с собой предметы языческого культа: топорик, треногу, кувшин с маслом.

В правой части картины на втором плане изображен всадник на коне, который встал на дыбы. А ближе к зрителю – жених, охваченный ужасом, который пытается удержать на руках свою невесту в венке из роз, с которой только что совершил обряд бракосочетания.

Здесь же молодые сыновья несут старика-отца на руках. А рядом с ними – юноша, умоляющий мать подняться и бежать далее от этой всепоглощающей стихии. Это никто иной, как известный историк Плиний Младший, который впоследствии опишет эту ужасную трагедию в своих сочинениях.

Наряду с положительными персонажами, демонстрирующими героизм и жертвенность, есть и отрицательные – тут скупец, собирающий упавшие монеты, и уже упомянутый языческий жрец, бегущий прочь от удара стихии.

Плиний Младший, действительно спасшийся и оставивший свои воспоминания о трагедии описывает эту трагедию так: «Я оглядываюсь назад. Густой черный туман, потоком расстилающийся по земле, настигал нас. Вокруг наступила ночь, непохожая на безлунную или облачную: так темно бывает только в запертом помещении при потушенных огнях. Слышны были женские вопли, детский писк и крик мужчин, одни окликали родителей, другие детей или жен и старались узнать их по голосам. Одни оплакивали свою гибель, другие гибель близких, некоторые в страхе перед смертью молились о смерти; многие воздевали руки к богам; большинство объясняло, что нигде и никаких богов нет и для мира это последняя вечная ночь».

         Слева на втором плане — толпа беглецов на ступенях гробницы Скавра. В ней мы замечаем художника, спасающего самое дорогое — ящик с кистями и красками. Это — автопортрет Карла Брюллова.

            Но в его глазах не столько ужас перед смертью, сколько пристальное внимание художника, обостренное ужасным зрелищем. Он несет на голове самое дорогое - ящик с красками и другими живописными принадлежностями. Кажется, он замедлил шаги и старается запомнить развернувшуюся перед ним картину. Моделью девушки с кувшином послужила Ю.П.Самойлова.

      Её мы можем увидеть и в других образах.Это и  разбившаяся насмерть женщина, распростёртая на мостовой, где рядом с ней живой ребёнок — в центре полотна; и мать, привлекающая к себе дочерей, в левом углу картины.

В правом углу юноша держит свою свою любимую,в его глазах отчаяние и безысходность.

             Центральными персонажами на полотне многие искусствоведы считают испуганного ребенка, лежащего возле мертвой матери. Здесь мы видим горе, отчаяние, надежду, гибель старого мира, и возможно, зарождение нового. Это противостояние жизни и смерти.

           Знатная женщина пыталась спастись на быстрой колеснице, но от Кары не уйти никому, каждый должен понести наказание за свои грехи. С другой же стороны, мы видим испуганного ребенка, который вопреки всему выжил, чтобы возродить павший род. Но, какая же его дальнейшая судьба, мы конечно не знаем, и можем только надеяться на счастливый исход. 
 Оплакивающий ее младенец — это аллегория нового мира, символ не иссякающей силы жизни.Сколько же боли,страха и отчаяния в глазах людей.

«Последний день Помпеи» убеждает в том, что главная ценность в мире — это человек. Губительным силам природы Брюллов противопоставляет духовное величие и красоту человека.

       Воспитанный на эстетике классицизма, художник стремится придать своим героям идеальные черты и пластическое совершенство, хотя, известно, что для многих из них позировали жители Рима.

         Первый раз увидев это произведение, любой зритель восторгается ее колоссальным масштабом: на холсте, площадью более тридцати квадратных метров, художник рассказывает историю множества жизней, объединенных катастрофой. Кажется, что на плоскости холста запечатлен не город, а целый мир, переживающий гибель.

ИСТОРИЯ КАРТИНЫ

          Осенью 1833 года картина появилась на выставке в Милане и вызвала взрыв восторга и преклонения. Еще больший триумф ожидал Брюллова на родине. Выставленная в Эрмитаже, а затем в Академии художеств, картина стала предметом патриотической гордости. Ее восторженно приветствовал А.С. Пушкин:

Везувий зев открыл - дым хлынул клубом - пламя
Широко развилось, как боевое знамя.
Земля волнуется - с шатнувшихся колонн
Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,
Толпами, стар и млад, под воспаленным прахом,
Под каменным дождем бежит из града вон.

              Действительно, мировая слава брюлловской картины навсегда уничтожила пренебрежительное отношение к русским художникам, которое существовало даже в самой России. В глазах современников произведение Карла Брюллова было доказательством самобытности национального художественного гения.

        Брюллова сравнивали с великими итальянскими мастерами. Поэты посвящали ему стихи. Его приветствовали аплодисментами на улице и в театре. Спустя год Французская Академия искусств присудила художнику за картину золотую медаль после ее участия в Парижском Салоне.

            В 1834 г. картина «Последний день Помпеи» была отправлена в Петербург. Александр Иванович Тургенев говорил, что эта картина составила славу России и Италии. Е. А. Баратынский сочинил по этому случаю знаменитый афоризм: «Последний день Помпеи стал для русской кисти первым днём!».
 
        Николай I удостоил художника личной аудиенцией и наградил Карла лавровым венком, после этого художника называли «Карлом Великим».
Анатолий Демидов подарил картину Николаю I, который выставил её в Академии художеств как руководство для начинающих живописцев. После открытия Русского музея в 1895 году полотно переехало туда, и к нему получила доступ широкая публика.