Пронько: в России нашли новую нефть – кошельки граждан

На модерации Отложенный

ПРОНЬКО: В РОССИИ НАШЛИ НОВУЮ НЕФТЬ – КОШЕЛЬКИ ГРАЖДАН

С 1 октября в России резко будет повышен утильсбор на легковые и грузовые машины, автобусы, прицепы и полуприцепы. То есть в стране фактически вводится ещё один налог. Однако чиновники до сих пор не могут дать внятного ответа на вопрос: куда ушли сотни миллиардов рублей, которые собраны с российских граждан ранее?

По мнению вице-президента Национального автомобильного союза (НАС) Яна Хайцеэра, всё дело в потребности собирать весьма и весьма приличные деньги, которые должны поступать в бюджет. При этом никто не обращает внимания, что проданный автомобиль в конечном итоге даст пять рабочих мест, а ещё прибавочную стоимость вокруг этого. А значит – деньги тем или иным образом в бюджет поступать будут.

А у нас привыкли деньги собирать сразу, на границе. С экспорта, с нефтегаза взяли деньги – из того что поступило. Сняли НДС, сняли утильсбор. Таким образом, мы утильсбор-то можем называть как утиль, но в реальной жизни это такой налог,

– отметил эксперт.

В правительстве заявляют, что решение о ежегодном повышении утильсбора принято в отношении тех транспортных средств, которые в достаточном количестве производятся в России. Поэтому чиновники считают, что российские потребители почти не пострадают. Однако увеличение ставки утильсбора только в 2025 году повысит цены, скажем, на модели с мотором объёмом более двух литров примерно на 1 млн рублей. Так кому это выгодно?

Главный бенефициар здесь – конечно, государство, считает автоэксперт Артём Бобцов. В выигрыше окажется и "Автоваз", им сейчас руководит бывший министр транспорта Максим Соколов, который, скорее всего, по-прежнему мыслит министерскими категориями. Поэтому он вместо выпуска конкурентоспособной продукции предпочитает защищаться от конкурентов ценовой разницей, делая автомобили конкурентов дороже, а не продукцию "Автоваза" дешевле.

ФОТО: SVETLANA VOZMILOVА.

Понятно, что таким образом государство, действительно, собирает деньги. Автодилеры подсчитали, что за всё время по утильсбору собрано больше 500 миллиардов рублей. Ассоциация автодилеров задавала вполне закономерный вопрос, писала письмо в правительство, с просьбой пояснить, на что эти деньги пошли. Ведь утильсбор должен направляться на развитие автомобильной промышленности, на внедрение новых технологий, на льготы, на субсидии для автозаводов и так далее,

– отметил Артём Бобцов.

Октябрьское решение по утильсбору ещё не успело вступить в силу, а в правительстве уже запланировали новое на 1 января 2025 года. В дальнейшем узаконенный побор будут ежегодно индексировать на 10-20%. В 2023 году в госбюджет было собрано 659 млрд рублей утильсбора, в 2024 году предполагается собрать 967 млрд.

При этом на официальные обращения в адрес правительства с просьбой пояснить, куда же ушли вырученные средства, ответа так и не последовало.

И ладно бы выполнялась изначально поставленная цель – принуждение иностранных корпораций к локализации своего производства в России. Однако после ухода западных компаний ситуация кардинально изменилась. Китайцы, по мнению экспертов, не собираются запускать у нас своё производство.

Бобцов в беседе с Царьградом напомнил, что китайский рынок – это более 20 млн автомобилей, тогда как российский – в лучшем случае полтора-два миллиона машин. Понятно, что китайцы к нам не пойдут, у них своя стратегия, своя тактика. И кроме того, недавно власти Китая, словно в пику нашему правительству, которое ввело, а затем повысило утильсбор, сообщили автопроизводителям, что не рекомендуют им развивать сборочные производства на территории России, Индии и Турции.

После чего, я думаю, даже если какие-то планы в головах каких-то китайских товарищей существовали, они улетучились окончательно. Не будем забывать, что за два с половиной года с момента начала СВО ни на одном из российских автозаводов не была начата полноценная, хотя бы даже крупноузловая сборка китайских брендов. Да, несколько брендов мы затащили сюда под видом суббрендов – "Москвич", "Иксайт", по чуть-чуть. Но в реальности нам надо понять, что, если бы китайцы хотели, они бы уже давно пришли, надо это понимать. Они просто не хотят,

– подчеркнул автоэксперт.

А что же отечественный автопром? Или российские производители могут собирать только "тазики с гайками"?

По словам Яна Хайцеэра, если раньше в НАМИ было очень много талантливых людей, то сейчас там остались только чиновники, которые занимаются бумаготворчеством. Они в очередной раз скомпилировали технический регламент, а потом выдали его производителям – вроде бы как немецкий, но немного похуже, всякая смысловая нагрузка из него исчезла.

У нас есть неплохая школа на полигоне. Мы можем испытывать, мы можем контролировать, мы можем соблюдать многочисленные циркуляры. И мы можем находиться в рамках той самой Конвенции, которая подразумевает создание современных автомобилей, а не тех, которые мы сегодня делаем. Но… Это я вам ещё про МАДИ не рассказываю – там такие студенты, что всплакнуть хочется. Видимо, не трудом достаются им экзамены и зачёты, а чем-то иным. Хорошие кадры выпускает только Бауманка. Но они уходят в другую сферу – туда, где им платят,

– констатировал вице-президент НАС.

Замкнутый круг – правительство и отечественные производители не способны запустить собственное производство: утеряны компетенции, инженерная школа, технологические разработки. При этом чиновники продолжают "доить корову" – российских автомобилистов, узаконив новый побор под названием утильсбор.

Налог есть, распилы имеются, а вот качественных отечественных авто как не было, так и нет. Гигантские средства распределяются среди узкой группы бенефициаров, а оплачивают этот "банкет" российские граждане.

"Где деньги, Зин?" – эта фраза Высоцкого по-прежнему актуальна в России.