5 сентября / 18 сентября 1911 г. скончался Пётр Аркадьевич Столыпин

На модерации Отложенный



5 сентября / 18 сентября 1911 г. после смертельного ранения, полученного четырьмя днями ранее, скончался председатель Совета министров Российской Империи Петр Аркадьевич Столыпин


П.А. Столыпин родился 2 апреля 1862 г. в Дрездене, Германия. Происходил из старинного дворянского рода. Выдающийся государственный деятель, сыгравший решающую роль в пресечении "первой русской революции". В апреле 1906 года Император Николай II предложил Столыпину пост министра внутренних дел России. Вскоре после этого правительство было распущено вместе с Государственной думой I созыва, а Столыпин был назначен новым премьер-министром. Большим его достижением было также заселение Сибири в ходе крестьянской реформы. «Дайте нам 20 мирных лет - и вы не узнаете России», – сказал Столыпин. Потому он и был в 1911 г. убит теми силами, чьи антирусские планы перечеркнула бы окрепшая Россия.


1 (14) сентября 1911 год на председателя Совета министров Российской империи Столыпина было совершено покушение секретным сотрудником Охранного отделения Мордко Богровым.

От полученных ран через несколько дней Глава российского правительства скончался. История этого убийства до сих пор содержит много неясных моментов.


Из личных черт характера современниками особенно выделялось его бесстрашие. На Столыпина планировалось, и было совершено 11 покушений. Последнее из них оказалось роковым.


---

За десятки лет Киевский оперный театр не видал такого блестящего собрания, как 1 сентября 1911 года. Там можно было встретить все высшее общество, как проживающее в столице, в Санкт-Петербурге (министры, члены Государственной думы, царедворцы, высшие военные чины, наконец, сам император Николай ІІ с дочерьми и Председатель Совета Министров Петр Столыпин), так и управляющее Юго-Западным краем — именно так в официальных документах Российской империи именовалась территория Украины.

Это были так называемые царские торжества: праздновали 50-летие «освобождения крестьян» Александром ІІ, в связи с чем император Николай должен был лично участвовать в церемонии открытия памятника «Царю Освободителю». Также было намечено освятить памятник «первой христианской правительнице Руси» — княгине Ольге. Монарха сопровождал и глава правительства Столыпин.


1 (14) сентября 1911 года император, его дочери и приближенные министры, Столыпин в их числе, присутствовал на спектакле «Сказка о царе Салтане» в городском театре Киева.


На тот момент у шефа охранного отделения Киева была информация о том, что в город прибыла террористка с целью совершить нападение на высокопоставленного чиновника, а возможно и на самого царя. Данная информация была получена от Дмитрия Богрова...


Во время второго антракта спектакля «Сказка о царе Салтане», Столыпин стоял в белом летнем сюртуке (звезда на груди) в самом конце левого прохода, облокотясь спиной о барьер оркестра, и беседовал с министром двора бароном В. Б. Фредериксом и земельным магнатом графом И. Потоцким. Несмотря на прямое предупреждение, поступившее накануне, возле Столыпина не было никакой охраны — о причинах этого до сих пор спорят историки: то ли считали, что строжайшая охрана и проверка пропусков у входа в театр сама по себе является надежной гарантией, то ли в окружении монарха были люди, заинтересованные в том, чтобы покушение удалось? Есть и другие версии... Факт остается фактом: несмотря на то, что в театре было много военных и полиции, возле Столыпина никто не стоял и не дежурил. Весь город и весь театр были оцеплены, но непостижимым образом именно около Столыпина не было ни единого охранника, и в зале находилось тогда немного зрителей.


Когда уже можно было ожидать звонка об окончании антракта, в проходе показался одетый в черный фрак молодой человек с продолговатым лицом, в пенсне, с полуоткрытым ртом, по виду — адвокат, представитель «свободных профессий» либо банковский служащий.


Он быстро шагал в сторону премьера; за несколько метров до Столыпина незнакомец, отбросив крупноформатный лист бумаги — программу спектакля, — прикрывавший карман брюк, в котором лежал черный браунинг, выхватил свое оружие и почти в упор, увидев, что враг готов уже броситься навстречу, — дважды выстрелил Столыпину в корпус, нанеся ему смертельное ранение.

Первая пуля попала в руку, вторая в живот, задев печень. От мгновенной смерти Столыпина спас крест Св. Владимира. Раздробив его, пуля изменила прямое направление в сердце. Этой пулей оказались пробиты грудная клетка, плевра, грудобрюшная преграда и печень. После ранения Столыпин перекрестил царя, тяжело опустился в кресло и ясно и отчетливо, голосом, слышным находившимся недалеко от него, произнес: «Счастлив умереть за Царя».


Покушавшегося тут же схватили. Это был 24-летний Дмитрий Богров, сын влиятельного киевского присяжного поверенного с миллионным состоянием, владельца многоэтажного доходного дома на Бибиковском бульваре, одного из видных членов Киевского Дворянского клуба (любопытный факт: подавляющее большинство, хотя и не все, из «бомбистов» и террористов начала ХХ века имело отнюдь не рабоче-крестьянское происхождение!).


Архивист Ольга Эдельман приводит фрагмент из перлюстрированного письма из Парижа, от политэмигранта, к ссыльной в Иркутскую губернию, сентябрь 1911 г.: «Сообщу, как мы пережили сообщение о покушении на Столыпина. […] Публика страшно разволновалась: эс-эры закрыли свою читалку, в с. д.-ской же был прибит огромный плакат с извещением о радостном событии. Слух о выздоровлении Столыпина заставил здешний орган синдикалистов “Bataille Syndikaliste” озаглавить свою статью: “Несчастье. Столыпин, кажется, опять не издохнет…” Смерть же Столыпина произвела очень хорошее впечатление на всех, хотя с. р. сегодня (спустя 8 дней после покушения) официально заявляют, что Богров действовал без санкции какой-либо партийной с. р. организации».


Через 2 дня во Владимирском соборе был отслужен торжественный молебен о выздоровлении Столыпина. Собор был переполнен, многие плакали. Последующие дни прошли в тревоге, врачи надеялись на выздоровление, но 4 сентября вечером состояние Столыпина резко ухудшилось, он начал терять силы, пульс начал слабеть и около 10 часов вечера 5 сентября он скончался.


Столыпин провёл последние дни жизни и умер в клинике братьев Маковских на Маловладимирской улице (дом сохранился; современный адрес — улица Олеся Гончара, дом № 33).


Во вскрытом завещании Столыпина, написанном задолго до смерти, в первых строках было наказано: «Я хочу быть погребенным там, где меня убьют». Указание Столыпина было исполнено его близкими: местом вечного его упокоения была избрана Киево-Печерская лавра.

9 сентября Столыпин был погребён в Киево-Печерской лавре. Трапезная церковь, где проходило отпевание, была заставлена венками с национальными лентами, собралось Правительство, представители армии и флота и всех гражданских ведомств, многие члены Государственного совета и Государственной думы, приехало более сотни крестьян из ближайших деревень.


Надгробие с могилы Столыпина в начале 1960-х годов было снято и долгие годы сохранялось в колокольне на Дальних пещерах. Место могилы было заасфальтировано. Надгробие восстановлено на прежнем месте в 1989 году, при содействии И. Глазунова.


7 сентября некоторые члены Государственной думы и гласные местного земства предложили поставить Столыпину памятник в Киеве. Собирать средства решили пожертвованиями. Пожертвования поступали так быстро, что буквально через три дня в одном Киеве была собрана сумма, которая могла покрыть расходы на памятник. Через год, 6 сентября 1912 г., на площади возле Городской думы, на Крещатике в торжественной обстановке был открыт памятник.


Столыпин был изображен говорящим речь, на камне высечены сказанные им слова: «Вам нужны великие потрясения — нам нужна Великая Россия», а на передней стороне пьедестала памятника была надпись: «Петру Аркадьевичу Столыпину — русскіе люди».

Снесён 16 (29) марта 1917 года, через две недели после Февральской революции.


Обитое красным бархатом кресло номер 17 второго ряда партера Киевского городского театра, возле которого убили Столыпина, в настоящий момент находится в Музее истории МВД в Киеве.

Улица Маловладимирская, где умер Столыпин, была переименована в Столыпинскую. На протяжении XX века эту улицу переименовывали ещё шесть раз, сейчас она называется улица Олеся Гончара.