Персональные пенсии в СССР
На модерации
Отложенный
Судя по всему, многие молодые люди, не жившие в те времена, пребывают в уверенности, что пенсионная система в СССР была лучшей в мире и самой социально справедливой.
Давайте посмотрим было ли действительно полное равноправие в той стране в которую многие мечтают сегодня вернуться или все же были так называемые небожители и все остальные носившие гордое звание Советский народ.
Пенсионеры простые и персональные
Как я уже писал в предыдущей публикации система всеобщего пенсионного обеспечения в СССР начала складываться в середине 50-х годов прошлого века. Был принят закон «О государственных пенсиях» на основании, которого основная масса советских граждан получила право на пенсионное обеспечение по старости на общих основаниях: мужчины по достижении 60, женщины – 55 лет.
Тогда же была юридически оформлена и сформирована система персонального пенсионного обеспечения основные принципы были зафиксированы в «Положении о персональных пенсиях», утвержденном Постановлением Совета Министров СССР № 1475 от 14 ноября 1956 года.
В отличие от всеобщего пенсионного обеспечения система персональных пенсий была сформирована еще в начале 20-х годов и в дальнейшем постоянно совершенствовалась. Прежде всего, право на персональные пенсии было установлено за исключительные заслуги перед страной в области революционной, профессиональной и общественной деятельности, советского строительства, а также в области науки, искусства и техники. Безусловное право на такие пенсии имели:
- члены революционных партий, активно боровшихся за власть пролетариата;
- члены общества политических каторжан и ссыльно-поселенцев;
- лица, удостоенные за свои героические подвиги или исключительные труды одного или нескольких орденов, установленных правительством СССР или РСФСР;
- лица, получившие от Совнаркома РСФСР звание народного артиста республики или заслуженного деятеля науки, искусства и техники.
Нужно сказать, что вопрос о назначении персональной пенсии в каждом конкретном случае решался на самом высоком уровне. Например, в 1928 году по личному указанию Сталина пожизненная персональная пенсия была назначена бельгийскому рабочему и музыканту самоучке Пьеру Дегейтеру автору музыки «Интернационала», который был в то время гимном КПСС и Советского Союза.
Один из первых советских персональных пенсионеров Пьер Дегейтер, написавший мелодию "Интернационала"
Однако, давайте вернемся к «Положению о персональных пенсиях» 1956 года. Было установлено три вида персональных пенсий: союзного, республиканского и местного значения.
Персональные пенсии союзного значения устанавливались Комиссией при Совете Министров СССР, республиканского – при советах министров союзных республик, а местного – советами министров автономных республик или исполнительными комитетами краевых, областных, окружных и городских (в городах республиканского подчинения) советов депутатов трудящихся.
До 1977 года официальные максимальные размеры персональных пенсий составляли:
- для персональных пенсионеров союзного значения – 200 рублей;
- республиканского – 120 рублей;
- местного – 60 рублей.
В 1977 году максимальные нормы были повышены до 250, 160 и 140 рублей соответственно.
Для сравнения: максимальные пенсии по старости для рабочих и служащих, назначенные на общих основаниях, в течение всего периода действия закона «О государственных пенсиях» были установлены в размере 120 рублей. Обращаю внимание на фразу «на общих основаниях». Существовали доплаты, за общий, непрерывный стаж, на одном предприятии за вредность, за работу на севере и т.д. Льготные категории граждан имели пенсию 132 рубля.
В принципе может сложиться впечатление, что в денежном выражении разрыв между обычным и персональным пенсионером был, не так уж и велик, а зачастую и вообще отсутствовал. Однако все не так просто. Для тех кто плохо помнит реалии того времени или не знаком с ними в принципе, напишу, что обычный пенсионер в то время льгот не имел вообще.
А как же обстояло дело с персональными пенсионерами?
Дмитрий Успенский полковник НКВД. Много лет прослужил на руководящих должностях в ГУЛАГе, о его жестокости ходили легенды.
В 1952 г. получил персональную Союзного значения. Благополучно дожил почти до 90 лет. Умер в 1989 г.
Персональным пенсионерам союзного значения, имеющим партийный стаж 50 лет, ежегодно выплачивалось денежное пособие в размере двух пенсий. 30 лет партийного стажа давали ежегодную выплату в размере полуторамесячной пенсии. Бывшим политкаторжанам, ссыльно-поселенцам и политзаключенным при буржуазных правительствах (как членам КПСС, так и беспартийным) полагалась одна дополнительная пенсия в год.
Кроме того персональные пенсионеры, в отличие от обычных имели целый набор льгот, а именно:
– право на дополнительную жилую площадь;
– пятидесятипроцентную скидку на коммунальные услуги;
– преимущественное право на специализированную медицинскую помощь и протезирование для самого пенсионера, его супруга и членов семьи, находящихся на его иждивении;
– оплату необходимых лекарств, в размере 20 % их стоимости;
– транспортные льготы;
– право на дополнительные пособия в связи с рождением детей или в экстремальных ситуациях, таких как пожар, наводнение, тяжелое заболевание и т. п.
Добавьте сюда право пользования различными спецраспределителями, закрытыми санаториями и прочими радостями жизни и станет понятно, что социальное расслоение в советском обществе имело место быть.
Много ли было персональных пенсионеров в СССР?
О количестве персональных пенсионеров можно косвенно судить по сохранившейся в архиве докладной записке министра социального обеспечения РСФСР Н. Муравьевой от 7 апреля 1957 года секретарю МГК КПСС тов. Е. А. Фурцевой:
«В настоящее время в Москве проживает 15 800 персональных пенсионеров, в том числе членов КПСС с партийным стажем не менее 30 лет – 8 190 и бывших политкаторжан и ссыльно-поселенцев – 185 человек. К концу текущего года по Москве ожидается прирост персональных пенсионеров союзного и республиканского значения примерно на 2 500 – 3 000 человек… Медицинское обслуживание персональных пенсионеров в Москве осуществляется крайне неудовлетворительно. Из 15 800 персональных пенсионеров союзного и республиканского значения и 12 тысяч членов их семей, находящихся у них на иждивении, специализированную медицинскую помощь получают лишь около 10 тысяч прикрепленных к поликлинике Министерства строительства СССР»
Министр внесла предложение перевести недавно построенную, хорошо оборудованную поликлинику Министерства строительства СССР полностью на обслуживание персональных пенсионеров и их иждивенцев, а для стационарного лечения таковых она предлагала использовать больницу Министерства нефтяной промышленности СССР. Ходатайство было удовлетворено. Строители и нефтяники народ богатый, еще построят.
Хотелось бы еще сказать, что в отличие от обычных пенсионеров, возраст выхода на пенсию которых был определен в 55 лет для женщин и 60 для мужчин, персональная пенсия могла быть назначена в 55 для мужчин и 50 для прекрасного пола.
В 1977 году этот возраст был приравнен к остальным категориям граждан и стал соответственно 60 и 55.
Думается, что вызвано это было не столько заботами о социальной справедливости, а для того что бы дать возможность людям занимающим высшие посты хотя бы еще пять лет не опасаться за свое место. Не секрет, что к 1977 году все Политбюро сплошь состояло из кремлевских аксакалов.
Какие были пенсии у высших партийных руководителей
Как я уже говорил, максимальный размер персональной пенсии союзного значения в 60-е годы составлял 200 рублей. Однако высшее партийное руководство предпочитало играть по своим правилам.
Когда в октябре 1964 года Хрущева отстранили от должности, ему определили персональную пенсию в 400 рублей в месяц. Кроме того, за ним сохранялось право пользоваться медицинскими услугами Кремлёвской больницы и специальным пайком. В его распоряжении имелась машина — просторный ЗИЛ представительского класс с частным номером. Кроме дачи, за семьёй Хрущёва сохранялась большая квартира на Арбате.
Какие пенсии были у потерявших свои посты во времена Брежнева, членов политбюро Подгорного, Мазурова и других входивших в советскую элиту людей, неизвестно. Но думается, что они отнюдь не бедствовали.
Думается, что и партийные руководители рангом пониже не были обделены соответствующими благами после выхода на заслуженный отдых.
Комментарии