Выступление Сталина о масштабах Большого террора
На модерации
Отложенный
Наткнулся на любопытнейшее выступление Сталина о масштабах репрессий. Говорит вождь о Большом терроре крайне неожиданные вещи. Наконец-то мы узнаем сколько невиновных уничтожили злодейские большевики! От самого Сталина и узнаем!
В реальности оказалось не так просто. С этим выступлением ознакомиться нужно непременно. Только я наберусь смелости немного вождя поправить. Чтобы не возникали больше дурацкие статьи «врёт как Сталин». С чего вдруг я решился поперёк слов вождя влезать тоже объясню чуть погодя, сами всё поймёте.
Итак, открываем Полное собрание сочинений Сталина. Да-да, цитируется речь вождя по вполне авторитетному в научных кругах источнику.
Перед нами выступление Сталина на расширенном заседании Политбюро партии от мая сорок первого года. Великая Отечественная на носу и вождь объясняет, что мы к ней не готовы, потому что перестреляли всех командиров.
Да-да, узнаёте любимые нотки Солженицына и Солонина? Якобы, советская власть сама извела всех красных командиров и воевать оказалось некому. И об этом говорит Сталин? Занятно. Читаем:
«К январю 1938 года в армию и на флот возвращено 11 тысяч ранее уволенных опытных в военном деле командиров. Наши враги за рубежом в провокационных целях распространяют слухи о массовых расстрелах, которые якобы имели место в Советском Союзе, проливают крокодиловы слезы по разоблаченным нами и расстрелянным своим агентам, по всем этим Тухачевским, Егоровым, Якирам.
Утверждают, что разоблачение иностранной агентуры в СССР якобы понизило боеспособность советских вооруженных сил, а число расстрелянных в Советском Союзе чуть ли не перевалило за миллион человек. Это провокационная клевета».
Остановимся на минутку. В этих словах, приписываемых вождю, причудливо намешана правда и вымысел. Действительно, после заговора военных в армии были довольно серьёзные чистки. Зачем отрицать?
Ряд крупных командиров оказались в лагерях, того же Горбатова или Рокоссовского вспомнить. Гораздо больше народу оказалось просто уволено из армии по контр-революционным основаниям.
Никаких массовых расстрелов армейских товарищей не было. Собственно, кроме Тухачевского и его ближайших соратников громких приговоров к высшей мере я и не припомню. А эти ребята, очень похоже, с германским генштабом крутили заговор вполне настоящий.
А вот неправда в выступлении Политбюро вылезает почти сразу. Никто в сорок первом году за рубежом не проливал крокодиловых слёз по массовым расстрелам. И в тридцать седьмом не проливал, потому что их, кажется, вовсе не было.
Рекомендую занятную книгу американского посла Дэйвиса «Посол к Сталину», я её даже перевёл с подробными комментариями. В том самом 1937 году Дэйвис в Москве и лично сидит на открытых процессах над троцкистами.
Больше того, в книге Дэйвис приводит многочисленные записи в дневнике о встречах с иностранными послами, дипломатами, журналистами. Картина мирового мнения о «Сталинских репрессиях» изрядная.
Все говорят ровно об открытых процессах. Ни о каких массовых расстрелах не писала даже западная пресса! Впервые это придумает Роберт Конквест только через тридцать лет, в 1968 году!
О каком расстреле миллиона человек говорит Сталин? Об этом даже Троцкий в эмиграции не написал! Об этом даже не заикнулся беглый к японцам комиссар Люшков. А ведь он, якобы, расстрельную тройку по Дальнему Востоку лично возглавлял! Но запамятовал как-то про массовые расстрелы.
С кем спорит товарищ Сталин? Откуда он вообще взял, что капиталисты проведали про «миллион расстрелянных»? Быть может, эти слова Сталину специально вкладывают, чтобы косвенно подтвердить – были, были расстрелы. Привирает товарищ Сталин, чего уж там.
Читаем дальше, там откровения ещё более потрясающие. Итак, слово полному собранию сочинений:
«В 1937 году за контрреволюционные преступления судебными органами был осужден 841 человек. Из них расстрелян 121 человек. В 1938 году по статьям о контрреволюционных преступлениях органами НКВД было арестовано 52372 человека. При рассмотрении их дел в судебных органах осужден был 2731 человек, из них расстреляно 89 человек и 49641 человек оправдан».
Так, секундочку математики. Если верить Сталину из солидной книжки, за два года Большого террора расстреляли… Дайте сочту, выходит расстреляли 210 человек. Позвольте не поверить.
Есть известные фотокопии докладов Ульриха Сталину о работе военных трибуналов. С перечнем вполне конкретных дел.
Где-то вредительски потравили детей в детдоме, где-то пустили под откос воинский эшелон, где-то шахту затопили, тут нефтекачку взорвали. Везде сотни пострадавших и миллионные убытки государству.
Выглядят эти отчёты председателя Военной коллегии вполне похоже на правду. И никаких сотен тысяч и миллионов расстрелянных там нет.
В некоторых письмах число расстрелянных в этих докладах доходило до пятидесяти, а то и семидесяти. Но это по всему Советскому Союзу.
Жестоко, конечно, взвешивать много или мало, это жизни человеческие. Но историческая правда требует определённости.
Я бы оценил, что за такие, вполне реальные, преступления было, действительно, расстреляно несколько тысяч человек.
Не под семьсот тысяч, как сообщал нам историк Земсков с подачи комиссии члена ЦК Яковлева. А несколько тысяч. Это тоже немало, но сравните с теми же Штатами и поймём, что никаким особым людоедством не пахнет. Это жизнь.
Но в докладе Сталине вместо этого всего две сотни расстрелянных. Цифры, явно, смехотворно малые. Они тоже, кажется, вставлены в текст сознательно. Чтобы самый мало знакомый с историей человек о них споткнулся и уверился – привирает товарищ Сталин, ох, привирает!
Про незаконные аресты Сталин в речи тоже, вроде как, отрицает. Но так отрицает, что хочется поверить – ну да, было, неслись ночами по улицам чёрные воронки и фургоны с надписью «Хлеб», под завязку набитые арестантами. Читаем:
«Такое большое количество оправдательных приговоров подтвердило, что бывший нарком НКВД Ежов арестовывал многих людей без достаточных к тому оснований. За спиной ЦК партии творил произвол, за что и был арестован 10 апреля 1939 года, а 4 апреля 1940 года по приговору Военной коллегии Верховного суда СССР провокаторы Ежов и его заместитель по НКВД Фриновский расстреляны».
И опять правда и вымысел тесно перемешаны. К Ежову были серьёзные вопросы и пострадал он, кажется, не зря. Только зачем Сталин убеждает нас в незаконных арестах.
Больше того, что значит фраза, что людей арестовывал Ежов? Он был нарком внутренних дел. С момента принятия Конституции в 1936 году следователь НКВД не мог своим постановлением никого арестовать. Читайте документы!
Для ареста нужна санкция прокурора или решение суда, никак иначе! К товарищу Вышинскому и его аппарату прокуратуры вопросов нет?
Получается-то, что незаконно арестовывали людей именно они! Кто санкцию-то подписывает?
Полное ощущение, писавший эти строки в полное собрание крайне слабо представлял как работает советская законность. Как будто представлял работу следствия по реалиям другой страны. К примеру, для Соединённых Штатов выступление Сталина звучало бы вполне нормально.
Не забыл Сталин упомянуть и Архипелаг ГУЛАГ, как же без него. Вдруг читатель забудет о страшной репрессивной машине. Сталин прямо с нажимом повторяет, что так им и надо:
«Что касается большинства заключенных, находящихся в лагерях системы ГУЛАГа НКВД СССР, то это обычные уголовники, которых в интересах безопасности советского народа нельзя держать на свободе».
Прочёл большое число настоящих Сталинских выступлений и эта речь не даёт мне покоя. Сталин никогда так не говорил. Слова не его, обороты не его, в речи нет логики и смысла.
Понимаю, вкусовщина, на стол ощущения не положишь. Но пятой точкой чувствуется – что-то не то с этим выступлением вождя на Политбюро.
Ну-ка, перевернём книжку. Нет, всё верно, «Сталин, сочинения, том пятнадцатый». Издано в 1997 году в издательстве «Писатель». Так, подождите, как это пятнадцатый том?
При советской власти вышло только тринадцать томов и всё, баста. Да это же новые сочинения Сталина, посмертные. Написанные Ричардом Косолаповым.
Хотя нет, только изданные. Потому как написаны они совсем другими людьми. Составитель новых томов прямо пишет об этом в предисловии к четырнадцатому тому. Давайте почитаем. Косолапов пишет:
«Выпуск Собрания сочинений Иосифа Виссарионовича Сталина (Джугашвили), начатый Институтом Маркса-Энгельса-Ленина при ЦК ВКП(б) в 1946 году, как известно, прервался после тринадцатого тома и с 1951 года не возобновлялся».
Так, пока всё правильно, так и есть. Откуда же взялся пятнадцатый том? По секрету скажу, уже и до восемнадцатого дошли! Возвращаемся к Косолапову:
«Издание сочинений Сталина постарались завершить американцы. В середине шестидесятых Гуверовский институт (Станфорд, Калифорния) опубликовал три тома сочинений Сталина на русском языке. Я счел целесообразным опереться и на этот опыт».
Обратите внимание, в США новые сочинения Сталина изданы на русском языке. Ещё раз, это же бизнес, книгоиздание – обычная коммерция в мире капитала. И вдруг такие чудеса.
Кто же в англоговорящей стране купит книгу на русском? Да они же просто не распродадут тираж. Или дело было не в коммерции?
Сильно подозреваю, что все барыши были оплачены гуверовскому институт заранее из фондов ЦРУ. Ничего продавать уже и не собирались, главное застолбить, выпустить очередной набор антисоветской пропаганды.
Сразу видно, что новые тома сочинений Сталина издавались для нас, не для американцев. По сути, это издание не сильно отличается от вражеских листовок времён Великой Отечественной.
Конечно, тут работают тоньше. Наряду с откровенными фальшивками в собрание подсунуты документы вполне подлинные. Которые можно проверить по публикациям в прессе тех лет, например.
Косолапов приводит предисловие директора Гуверовского института к новому изданию Сталина от 1965 года. Написано оно неким профессором Витольдом Свораковским.
И нет, это не совсем американский профессор. Свораковский всем говорил, что он румын, но жил и учился в Варшаве.
В сорок втором году гражданин бежал в США и стал горячо обличать ужасы коммунизма. У меня ровно две догадки.
Догадка первая – был мистер Свораковский польским евреем и бежал от преследований нацистов. Но вот сорок второй год удивляет. Ему бы в тридцать девятом тогда бежать.
Потому догадка вторая, гражданин сотрудничал с фашистами. А в сорок втором году ярко осознал, что Советы будут фашистов бить. Бить крепко и уже скоро погонят на Запад.
Потому, не дожидаясь, сбежал к новым хозяевам в Штаты. И заделался антисоветским пропагандистом. Самая известная его книга как раз посвящена разоблачению Коминтерна и его правозащитных организаций в западном мире.
Сенатору Маккарти потом эта книга очень пригодится. Когда организации вполне американских юристов, адвокатов, профсоюзов закрывали только по одному подозрению в связях с Коминтерном.
Читаем профессора Свораковского:
«Появление доктора Роберта Мак-Нила в Институте Гувера было удачным совпадением. Он намеревался закончить свою библиографию сталинских произведений и выступлений, и его обширные познания в области документации выдвинули его как наиболее подготовленного ученого для составления и редактирования недостающих последних томов сочинений Сталина».
Пропагандист Свораковский говорит ровно о том, о чём и мы с Вами. Любому американскому читателю очевидно – издание Сталина в штатах на русском языке – штука очень странная. Вот, приходится оправдываться:
«Может быть, покажется странным, что эти тома выходят на русском языке, но это вызвано следующими причинами. Во-первых, было важно опубликовать совершенно точные тексты в таком виде, в каком они появились в советских газетах, журналах и других изданиях, безо всяких пропусков и добавлений.
Во-вторых, американские и европейские ученые теперешнего поколения, занимающиеся исследованиями Советского Союза, знают русский язык. То время, когда эксперты по советским делам из-за незнания языка полагались на суждения своих помощников и переводчиков, прошло окончательно».
Это что за учёные на Западе хорошо знали русский язык в шестьдесят пятом? Он шпионов имеет в виду?
Достаточно посмотреть голливудские картины про Советский Союз, начиная годов с семидесятых. Чудовищно нерусские имена, дурацкие надписи, бессмысленная россыпь из кириллицы. Что ж не позвали консультантами учёных, прекрасно знающих русский язык?
Позиция Мак-Нила тоже вполне определённая. В своей работе он прямо называет Сталина диктатором. Читаем:
«Имей диктатор более верных последователей…»
Как интересно выходит. Странная речь Сталина то ли с разоблачением репрессий, то ли с их отрицанием издана в США! Издана в самый разгар холодной недружбы! Издана откровенными вражескими пропагандистами.
Так что, увы, положиться на эту речь нельзя. Думаю, не сильно ошибусь, если назову её прямой и грубой фальшивкой.
Нет, не рассказывал товарищ Сталин Политбюро о Сталинских репрессиях. Первым это сделал Хрущёв, а уж за ним подхватили американцы из Гуверовского института.
Так что правильное название для едкой статейки про эту речь не «врёт как Сталин». Точнее будет сказать «врёт как Свораковский, Мак-Нил и их современные прихвостни антисоветчики». Которые такие статейки клепают с разоблачениями вождя.
МемуаристЪ Канал о Сталине
Комментарии