«Эй, вставайте, давайте подмогу!»
На модерации
Отложенный
— Мы долго молчали, но сегодня пришло время сказать: «Стоп! Хватит! Кубань тонет в мусоре!» В 2020 году, для того чтобы зайти в Краснодарский край, Андрей Половинкин, хозяин регионального оператора «Экотехпром», обещал нам инвестировать миллиарды рублей в строительство новых современных заводов. Обещал, что будут перерабатывать до 90% всех отходов. А что в итоге? Горы мусора на голой земле, опасность эпидемий в Славянском и Красноармейском районах и засыпанное мусором побережье.
Заявление, которое сделала лидер движения «Полтавская против свалки» Наталья Гаряева, звучит ударом в набат.
Нынешнее аномально жаркое лето совпало с мусорным «нашествием» на Краснодарский край. В Новороссийске горела свалка на горе Щелба, и жители задыхались от дыма. В посёлке Каменный Тихорецкого района люди вынуждены были дышать ядовитыми испарениями тлеющего законсервированного полигона. В Темрюке мусор стал сползать в море. 17 июля газета «Комсомольская правда» написала, как с улиц Краснодара неделями не вывозят тонны бытовых отходов. 30 августа новостной портал БезФормата отметил, что зловонные мусорные кучи продолжают «украшать» город Анапу. «Вместимость большинства полигонов Краснодарского края либо уже превышена, либо подошла к концу», — констатировала газета «Новая Кубань».
В итоге может быть снова открыта самая одиозная мусорка страны, расположенная среди заливных полей станицы Полтавской, где выращивают кубанский рис. (См. «Правда», №57 (31260), 31 мая — 1 июня 2022 года; №114 (31317), 13 октября 2022 года; №25 (31374), 17—20 марта 2023 года; №30 (31379), 30 марта 2023 года; №64 (31413), 23—26 июня 2023 года; №81 (31430), 3 августа 2023 года; №97 (31446), 8—11 сентября 2023 года; №3 (31496), 16—17 января 2024 года), №18 (31511), 20—21 февраля 2024 года; №44 (31537), 25 апреля 2024 года).
— В Краснодарском крае искусственно создаётся мусорный коллапс. Вы видите по новостям: один за другим горят полигоны, нет свободных мощностей для размещения отходов. Всё подводится к тому, что полтавская свалка среди рисовых полей — чуть ли не единственная в крае, куда можно свозить мусор, — отметила Наталья Гаряева в интервью известному левому блогеру Павлу Иванову. Наталья рассказала, что мусорный полигон в станице Полтавской закрыл губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев.
— Губернатор в прямом эфире сказал нам, что полигон закрыт и свою работу не возобновит. Такая, мол, его принципиальная позиция. Это было ещё в декабре, но у нас до сих пор нет ни одного документального подтверждения того, что полигон закрыт. Представители мусорной свалки идут в суд и отстаивают своё право на существование. Причём очень успешно. У нас же ни одно судебное решение не подтверждает её закрытие. Получается, что ситуация сейчас просто подвешена в воздухе. Нам не удаётся доказать очевидные вещи о том, что нельзя на голую землю, где нет ни подложек, ни сортировки, ни очистки фильтрата, сваливать отходы и называть это «лицензированным полигоном». Глубина захоронения мусора — более 6 метров, и всё это происходит на сельскохозяйственной земле, где расположены рисовые чеки. Самое страшное, что у нас закрыли уголовное дело за отсутствием состава преступления. Рядом с полигоном в огромных количествах закопаны ртутные лампы — в ста метрах от того места, где растёт рис. Ни этот ни другие вопиющие факты не проверены по сути. А ведь речь идёт о продовольственной безопасности страны.
Наталья Гаряева разыскала официально подтверждённые данные Роспотребнадзора: на граничащих со свалкой сельхозугодьях предельная концентрация мышьяка превышена в 2 раза, а ртути — в 32!
В октябре прошлого года Россельхознадзор взял пробу зёрен местного нешелушёного риса и обнаружил там превышение свинца и мышьяка. Но производители риса вместо того, чтобы предъявить претензии хозяевам свалки, подали в суд на… Наталью Гаряеву за то, что, поднимая проблему опасного загрязнения, она якобы дискредитирует кубанский рис:
— Со мной пробовали договориться, меня пытались подкупить, запугать, на меня оказывали беспрецедентное давление, у меня проводили заказные обыски, мне присуждали миллионные штрафы. Сейчас, стремясь вновь открыть этот мусорный полигон, станут говорить, что полтавская свалка закрыта по моей вине, а не потому, что прокурор пошёл в суд и потребовал закрыть опасный для людей объект. Будут рассказывать о якобы моих интересах в мусорном бизнесе и о том, что я хочу заработать на проблемах людей.
Это ложь! Свой бизнес, не имеющий никакого отношения к отходам, я никогда не скрывала. Вся моя жизнь неразрывно связана со станицей Полтавской. Здесь мой дом, работа и моя семья. Именно поэтому мы боремся с мусорной мафией и говорим людям правду. Полтавский мусорный полигон — это ужасный объект, несущий смертельные болезни и угрозу продовольственной безопасности страны. Как можно по закону (!) на голую землю в центре рисовых полей сваливать сотни тонн бытовых отходов?! Эта ядовитая свалка не имеет права на существование и должна быть окончательно ликвидирована.
— Когда народ систематически травится вредными веществами, это рано или поздно всплывёт. И все виновные понесут наказание, — заметил Павел Иванов.
Конечно, в уголовном праве России даже есть такое понятие — «экоцид». Согласно статье 358 Уголовного кодекса РФ, «отравление атмосферы или водных ресурсов, а также совершение иных действий, способных вызвать экологическую катастрофу, — наказываются лишением свободы сроком от 12 до 20 лет».
Полтавский мусорный полигон расположен в зоне затопления, где вода стоит очень высоко, и все продукты гниения через грунтовые воды, через водоносные слои поступают в рисовую систему. Буквально в двух километрах от свалки находится водозабор станицы Полтавской с населением порядка 27 тысяч человек. В колодцах станичников, живущих в 600 метрах от мусорного полигона, вода тоже заражена. Был случай, когда в одном из домохозяйств этой водой отравилось стадо гусей. Люди вынуждены засыпать колодцы, а в их подвалах стоят мутные «озёра» с запахом фильтрата — жидкости, выделяющейся из мусора при его гниении. Фильтрат — это лютый концентрат всей таблицы Менделеева. В нём не только отходы органики, но и тяжёлые металлы, и фенол. Всё это, попадая в окружающую среду, приводит к деградации нервной системы и поражению мозга живых существ.
А ведь зловонная жижа с полтавского полигона проникает в каналы, из них — в реку Протоку и дальше — в Азовское море. Разве это не отравление отечественных водных ресурсов?
Но против экоцида в станице Полтавской, о котором в нашей стране уже знают от Москвы до самых до окраин, выступили не чиновники, поставленные блюсти законы государства, а хрупкая женщина — Наталья Гаряева.
— В декабре 2021 года я стала останавливать гружёные мусоровозы на улице Тельмана. Зная, что машина везёт к нам мусор из Сочи, выходила на дорогу и просто её тормозила. Однажды шофёр чуть пальцы мне не прищемил. Потом заявление в прокуратуру написал, что я машины останавливаю. Меня предупредили: «Не лезь в эту тему!» Но на земле станицы Полтавской расположен мой дом, в который я вложила всю душу, и в этом доме живут трое моих детей. Поэтому мне небезразлична наша экология. Мы с неравнодушными земляками создали общественный совет по ликвидации полтавского мусорного полигона. Люди поняли: происходят страшные вещи и больше молчать нельзя. Когда мы объединились, то почувствовали свою коллективную силу, и страх, который витал над нами первое время, исчез.
Мать троих детей, младший из которых — совсем малыш, три года возглавляет народный протест против свалки.
А те, кто по закону обязан защищать экологическую и продовольственную безопасность страны, почему-то молчат. Поэтому жители Полтавской с воодушевлением восприняли сообщение ТАСС от 7 августа этого года о том, что президент России Владимир Путин поручил главе министерства природных ресурсов и экологии РФ Александру Козлову через проверки выявить недобросовестных операторов твёрдых бытовых отходов.
Борьба с полтавским мусорным полигоном привела к трагической гибели первого мужа Натальи Андрея Гаряева и к преждевременной смерти её отца — Юрия Трубачёва. Юрий Николаевич перекрывал путь мусоровозам на инвалидной коляске с плакатами в руках.
Но даже после этих двух трагедий Наталья Гаряева не дрогнула и продолжает неравную борьбу с мусорным полигоном, который угрожает здоровью граждан России.
Посмотрите на эту прекрасную, сильную духом женщину и услышьте её голос, поданный в защиту каждого из нас:
— Друзья, товарищи, единомышленники! Мы стоим на пороге решающей битвы. Мы прошли долгий путь и не можем отдать свою жизнь монстру-полигону. Давайте бороться вместе, давайте бороться по закону. Мы — сила!
Любовь ЯРМОШ,
соб. корр. «Правды». Краснодарский край.
Комментарии