Пенсионный фонд как дойная корова олигархов
Предприниматели вышли на «забастовку» против увеличения страховых взносов в государственные социальные фонды с 26 до 34% от фонда оплаты труда. Руководство Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) заявило, что выведет людей на улицы, если размер страховых взносов будет уменьшен. В общем, бизнес и профсоюзы пошли «стенка на стенку».
--------------------------------------------
Оказались в тупике
Аргументы у каждой из сторон свои. Предприниматели (за исключением олигархов, конечно) совершенно справедливо указывают на невыносимый налоговый пресс, который вынуждает их либо уходить в «тень», либо свёртывать бизнес. И те, кто отслеживает ситуацию, говорят об этом однозначно.
По оценкам Института экономической политики, если в сентябре прошлого года 20% зарплаты выплачивалось «в конвертах», то в марте нынешнего их доля возросла до 41%. То есть «закручивание гаек» оборачивается для казны совсем не тем эффектом, на который оно было рассчитано. А те предприятия, что по различным причинам не могут уйти в «тень», лишаются прибыли и возможности инвестирования её в развитие производства, а то и вовсе терпят убытки. И то и другое фиксирует статистика.
Ещё показательнее международные сравнения. В Казахстане, например, налог, аналогичный нашим страховым взносам, составляет не 34, а 12%. Налог на добавленную стоимость — не 18, а 12%, подоходный налог — не 13, а 10%. Результат: инвестиции на душу населения в 9 раз выше, чем в России. И экономика, соответственно, растёт не только за счёт повышения мировых цен на нефть и газ.
У руководства ФНПР свои резоны. При нынешней зарплате невозможно установить людям достойные пенсии, если не увеличивать страховые отчисления в Пенсионный фонд. Надо либо наращивать заработную плату, либо увеличивать страховые взносы. А бизнес не хочет ни того ни другого.
Получается тупик. Если вернуть взносы к прежнему размеру, как требуют предприниматели, придётся забыть об обещаниях правительства в части повышения пенсий. Если наращивать страховые взносы и увеличивать пенсии, то экономика будет скукоживаться, безработица расти, легальная зарплата снижаться, а вместе с ней — и отчисления в Пенсионный фонд. Результат будет тот же, что в первом случае, или ещё хуже.
Однако при внимательном рассмотрении проблемы выясняется, что тупик этот — фальшивый. Можно одновременно и страховые взносы снижать, и пенсии увеличивать. Надо лишь прекратить грабёж Пенсионного фонда правительством и коммерческими структурами при нём.
Рога и копыта
Когда затевалась пенсионная реформа, была зафиксирована следующая схема формирования трудовых пенсий. Государство обязывалось из федерального бюджета выплачивать всем базовую пенсию (тогда это было 450 рублей). А всё, что сверх неё, должно было формироваться за счёт страховых взносов граждан. Больше страховых взносов внесёшь в Пенсионный фонд — больше будет страховая часть пенсии.
Затем эту схему «усовершенствовали». Часть страховых взносов, уплаченных за работника предприятием, причём немалую, отобрали у пенсионеров и направили в «накопительную» систему. Пусть, мол, нынешние пенсионеры затянут пояса, зато молодёжь, когда выйдет на пенсию, будет получать намного больше.
Конечно, все были категорически против навязываемой правительством накопительной системы. Люди ещё не оправились после дефолта 1998 года и прекрасно понимали, во что через 30 лет превратятся их накопления. Но тогдашнему президенту Путину удалось с помощью «технического» большинства Госдумы продавить этот антинародный закон.
Вскоре выяснилась и вообще поразительная вещь. Тем, кто распоряжается пенсионными накоплениями, никакого дефолта не нужно, чтобы их прикарманить. Они очень быстро довели доходность этих накоплений до уровня ниже инфляции, а некоторые вообще показывают убытки.
Но даже если они для будущих пенсионеров и умудрились что-то «заработать», то после вычета комиссии за «управление накоплениями» в размере 23,5% от вверенной им суммы уже через 5—6 лет от накопительных взносов останутся только рожки да ножки, точнее, рога и копыта. Проще говоря, эти паразиты при правительстве процветают, просто проедая пенсионные накопления граждан.
Грабёж в законе
Сегодня из 34% страховых взносов 26% поступают в Пенсионный фонд, в том числе 6% направляются в накопительную систему. Если перестать кормить паразитов, жирующих на этой системе, то можно без всякого ущерба для размера пенсий снизить страховые взносы с 34 до 28% от фонда оплаты труда. А если ещё вернуть переданные этим паразитам в управление деньги (около 1,3 триллиона рублей), то, распределив их на ближайшие три-четыре года, можно спокойно повысить пенсии ещё минимум на 10%.
Однако, изъяв из Пенсионного фонда значительную часть страховых взносов в накопительную систему, правительство на этом не успокоилось. Следующим шагом стал его отказ оплачивать из бюджета базовую часть трудовой пенсии. Тот же Путин продавил закон, по которому базовая часть трудовой пенсии стала выплачиваться не из бюджета, а из страховых взносов работодателей.
Тем самым правительство ограбило Пенсионный фонд, перестав перечислять ему базовую пенсию. В результате размер страховой части пенсии был уменьшен на величину базовой пенсии. А чтобы никто об этом преступлении не вспоминал, с 2010 года само понятие базовой пенсии было законодательно ликвидировано. Вместо него ввели термин «базовая часть страховой пенсии».
Если взять бюджет Пенсионного фонда на 2011 год, то общий размер выплат страховых пенсий запланирован на уровне 3 триллионов 741 миллиарда рублей. При этом правительство доложило, что средний размер трудовой пенсии составит 8,5 тысячи рублей, а её базовой части — 3,3 тысячи (39%). Таким образом, правительство в 2011 году планирует ограбить Пенсионный фонд, а значит, и пенсионеров ещё почти на 1,5 триллиона рублей.
Надо ли объяснять, что, прекратив этот грабёж, можно без всякого ущерба для Пенсионного фонда поднять трудовые пенсии ещё на те же самые 39%? Либо снизить страховые взносы предприятий ещё на 8%: с 34 до 20% от фонда оплаты труда.
Жульничество с правами
Индивидуальный учёт страховых взносов в Пенсионный фонд начался с 2002 года. До этого предприятия платили взносы с фонда оплаты труда без учёта доли каждого работника. Ещё раньше, пока Пенсионный фонд не начал функционировать, все пенсии выплачивались из госбюджета.
Российская Федерация как правопреемница СССР, естественно, унаследовала не только его имущество, которое затем чиновники пустили в распыл с помощью чубайсовской приватизации. Она унаследовала и обязательства государства перед пенсионерами. Причём не только теми, которые вышли на пенсию в советское время, но и теми, чей рабочий стаж поделился на до и после государственного переворота 1991 года.
По этой причине большинство нынешних пенсионеров, кроме накопленных на их индивидуальных счетах страховых взносов, имеют ещё и пенсионные права. Эти права выражаются через сумму пенсионного капитала, который добавляется к накопленным страховым взносам. Он определяется стажем работы до 2002 года без учёта заработка.
Понятно, что эти права не имеют никакого отношения к тем страховым взносам, которые поступают на индивидуальный счёт работающего. Это долг государства перед пенсионером и должен выплачиваться из государственного бюджета. Но государство свой долг по пенсионным правам в Пенсионный фонд не перечисляет, требуя, чтобы и эти суммы уплачивались из страховых взносов. В результате страховая часть пенсии сокращается ещё и на эту сумму.
Объём пенсионных прав не отражается ни в бюджете Пенсионного фонда, ни в других документах. Поэтому у меня нет возможности оценить, насколько можно было бы повысить пенсию или снизить страховые взносы работодателей, если прекратить и этот вид грабежа Пенсионного фонда. В любом случае речь пойдёт не об одном-двух процентах.
Профицитный дефицит
Продавливая решение о повышении страховых взносов с 26 до 34%, правительство Путина упирало на то, что вынуждено покрывать из федерального бюджета всё растущий дефицит фонда. Например, в 2011 году кабинет выделяет Пенсионному фонду трансферт в размере 2 триллионов 342 миллиардов рублей на эти цели. И такое положение не может продолжаться вечно. Однако давайте разберёмся, из чего складывается этот самый «дефицит».
Прежде всего обращает на себя внимание весьма занимательный факт. Все бюджеты Пенсионного фонда… профицитны! Так, на 2011 год его доходы запланированы на уровне 5 триллионов 137 миллиардов рублей, а расходы — 4 триллиона 822 миллиарда. Профицит составляет 315 миллиардов рублей. В 2010 году доходы составили 4 триллиона 610 миллиардов рублей, а расходы — 4 триллиона 249 миллиардов. Профицит — 361 миллиард.
Иными словами, за многие годы из федерального бюджета через трансферты в профицит Пенсионного фонда выведена сумма, исчисляемая триллионами рублей. Куда исчезают эти триллионные суммы — в отчётах об исполнении бюджета Пенсионного фонда нет ни слова. То ли эту «заначку» «крутят» приближённые к правительству финансовые спекулянты, то ли деньги просто разворованы — известно только команде Путина.
Идём дальше. Ни для кого не секрет, что на Пенсионный фонд правительство «навешало» множество функций, многие из которых вообще не имеют отношения к пенсионной системе.
Если мы пройдёмся по бюджету Пенсионного фонда на 2011 год, то обнаружим там особые государственные пенсии чиновникам, военнослужащим силовых структур (278 миллиардов рублей), единовременную выплату инвалидам (тоже 278 миллиардов) и ветеранам (73 миллиарда), выплату материнского капитала (120 миллиардов), пособия по уходу за нетрудоспособными гражданами (40 миллиардов), пособия на погребение (7 миллиардов) и многое другое. Для выполнения всех этих функций государство выделяет Пенсионному фонду на управленческие расходы 89 миллиардов рублей.
Всё это, как вы понимаете, не имеет никакого отношения к страховым взносам. Это финансирование социальной политики правительства. И осуществляться оно должно через федеральный бюджет. На трудовые пенсии, включая базовую часть, из 5 триллионов 137 миллиардов рублей планируемых поступлений в бюджет Пенсионного фонда на 2011 год выделяется только 3 триллиона 741 миллиард рублей.
А если убрать базовую часть, то на страховую часть трудовой пенсии, на которую в принципе только и можно тратить страховые взносы, даже вместе с пенсионными правами придётся лишь 2 триллиона 282 миллиарда рублей. Это на 513 миллиардов рублей меньше, чем планируемые доходы от страховых взносов.
Иными словами, даже без учёта пенсионных прав прекращение грабежа Пенсионного фонда и использование переплаченной предприятиями суммы по прямому назначению дадут возможность увеличить трудовую пенсию ещё на 14%. Либо, если сократить на эту сумму страховые взносы, они уменьшатся ещё на 6% — с 34 до 14% от фонда оплаты труда.
От денег болит голова
Но, спросите вы, откуда же правительство возьмёт столько денег, чтобы выполнять все свои обязательства перед пенсионерами, которые оно неправомерно переложило на Пенсионный фонд? Ведь речь идёт о сумме, превышающей 1,5 триллиона рублей в год.
Но ведь находило же оно куда более крупные суммы для закачивания их в стабилизационный фонд и его аналоги. Эти деньги изымались из федерального бюджета и направлялись на финансирование экономики стран НАТО. Даже в нынешнем году правительство внесло поправки в бюджет, предусматривающие увод из федерального бюджета триллиона рублей в резервный фонд. Хронический «избыток» денег, как говорит министр финансов, стал постоянной головной болью кабинета. Ну так подлечите её.
Кроме того, одно только извлечение триллионных сумм, закачанных в профицит Пенсионного фонда и в накопительную систему, позволит обходиться без дополнительных вливаний из федерального бюджета не один год. Не говорю уже о мизерной доле федерального бюджета, направляемой на социальные расходы, а также о его масштабном разворовывании. Напомню, что не кто иной, как администрация президента обнародовала цифру в триллион рублей, украденных только при госзакупках.
Поэтому сам вопрос, где взять деньги для улучшения жизни пенсионеров, не прибегая к удушению производства, риторический. Пока у власти находятся люди, разграбившие богатейшую страну и продолжающие выжимать из неё последние соки, решаться он будет только в пользу грабительского класса.
Комментарии
http://gidepark.ru/community/857/article/310027
Все наши деньги, которые мы как лохи перечисляли в пенсфонд, давно уже сворованы чиновниками и потрачены на яхты и дворцы.
И в будущем так же будет.
Поэтому единственный нормальный выход для честного работника и работодателя - это переходить на серые и черные зарплаты.
За счет этого можно спокойно повысить уровень оплаты труда как минимум на 40%.
Часть 2 (часть 1 - http://gidepark.ru/user/2377177708/article/387307) Налогообложение физических лиц. Принцип налогообложения физических лиц, как отмечалось, должен обеспечивать социальную справедливость. Это значит, что чем больше человек получает, двигаясь вверх по... Читать далее
http://gidepark.ru/user/2377177708/article/388138