Русские Сатурналии
У нас разрушены не только социальные лифты. У нас разрушены нормальные отношения в обществе. Как в римских Сатурналиях: господа прислуживают рабам. Профессор работает каким-нибудь менеджером у своего бывшего студента, который кое-как закончил платное отделение — то есть просто купил диплом. Отличник вкалывает на троечника. Интеллектуал — на идиота. Инженер — на рабочего. Вся «тайна русской души», которую якобы «нельзя познать» — от этих Сатурналий: профессор, прислуживающий студенту-двоечнику, для иностранца загадка, потому что он видит, что здесь что-то не то, но не может понять, что именно. Он с детства усвоил, что если кто-то стоит выше по социальной лестнице, то у него выше образование, он умнее и сильнее, а интеллектуал — это вообще сливки общества, его глаза, уши и мозг, без него общество умирает, потому что становится слепым, глухим и тупым. В элиту невозможно попасть, имея только деньги. Надо ещё быть отличником.
В Англии не то что какие-нибудь политологи — там что ни писатель, так агент спецслужб. Начиная с Даниэля Дефо. Не потому, что писатели такие продажные, а потому, что в Англии мозгами не разбрасываются. И служат Дефо, Моэмы и Грины не «кровавой гебне», а своему народу и родному правительству. От души. И власть отвечает им тем же, щедро награждая разнообразными благами и высоким социальным статусом. И во Франции так же, и в США. Есть мозг — пожалуйте в элиту. Нет — иди в рабочие или в бизнес, тебе другие скажут, что делать. Когда во Франции интеллектуальная элита в лице энциклопедистов противостояла власти, случилась Великая революция. И у нас было точно так же. Вместо того, чтобы Чернышевского с Лениным пригреть, снабдить всем, что пожелают и дать им возможность трудиться на благо государства и народа — сделали из них революционеров.
После революции французская власть поумнела, французские интеллектуалы стали элитой, теперь они разрабатывают пути развития, освещают дорогу вперёд. А у нас место для отличников — интернет.
Как «Энциклопедия» для Вольтера и компании. ЖЖ, «Гайдпарк». Вся интеллектуальная элита здесь. Поэтому появление апологета власти встречается с искренним изумлением: ты откуда, дружок? Ты что, не знаешь, что здесь умные собрались? Апологета топчут ногами и таскают за вихры, пока до него не дойдёт, что его место — среди троечников, бизнесменов и других рядовых трудяг. Среди тех, кому указывают, что и как надо делать, потому что они сами понять этого не в состоянии.
Сама по себе интеллектуальная элита — это пауки в банке. Писатели, философы, политологи, социологи друг с дружкой воюют и друг дружку часто ненавидят. Но в нормальной стране все они работают на власть, потому что это их идеи воплощаются властью в жизнь — ведь интеллектуалы для того и существуют, чтобы идеи выдвигать да общественное мнение формировать. А у нас Зиновьев был изгоем что при советской, что при новой власти.
Галковский, Дугин, Делягин, Крылов — они все в оппозиции. Они — цари интернета, а значит — владыки общественного сознания. Битву за него власть безнадежно проиграла. Силенок нет. Все умное из себя извергла. Одни троечники с двоечниками остались. Все мозги работают против них. Рядом с Галковским любой из апологетов власти выглядит как отстающий в развитии ребенок рядом с профессором.
Да, интеллектуалы обходятся дорого. Они требуют расходов. Кормить ораву мыслителей, которые раз в месяц пишут по статье в какое-нибудь издание, которое читают сто человек, жаба душит. И пишут-то они черт знает что, отклоняются от партийной линии, мерзавцы. Но без этого нельзя. Если этого не делать, то власть становится слепой и глухой, а общество разворачивается против нее. Партийная линия хоть и остаётся прямой, зато ломается в один миг. И противостоять этому нечем, потому что интеллектуалы — по другую сторону баррикад.
Природа Сатурналий в том, что они не могут продолжаться вечно. Перевёрнутая социальная пирамида опрокидывается и давит тех, кто её поставил на попа. Сколько раз уж было — а наука всё не впрок.
Комментарии
Перевёрнутая социальная пирамида опрокидывается и давит тех, кто её поставил на попа. Скорей бы она опрокинулась...
замок. А через черный вход (Селигер, «Наши», и пр. тусовки) власть впускает послушных троечников или интеллектуалов с волей «от суверенной демократии». Чем заканчивается разрыв властной и интеллектуальной элит в авторитарных и тоталитарных государствах известно из истории революций.
Элита-это те мужики на тонущем "Титанике", которые посадили на шлюпки женщин и детей и пошли пьянствовать, заглушая горечь собственной гибели.
Интеллектуалы всегда найдутся. И всегда у двух интеллектуалов будет три мнения. Выбирать же, какое мнение принять, а какие отвергнуть, приходится практикам-троечникам. Новейшая история показала, что профессора в качестве руководителей не справляются.
Возникает вопрос, а что такое интеллектуал. В перечне профессий таковой нет. Преподаватель ВУЗа-интеллектуал? Остепенённые товарищи, по сути, специалисты в узкой сфере своих интересов. И прислушиваться к ним следует лишь в той области, где они компетентны.
Президенту создали программу развития. Её создавали интеллектуалы? Если да, то это зашоренные интеллектуалы. Если в СССР общественные науки зашоривались партийной надстройкой, то эти зашорены либерализмом. В эту команду надо вводить практиков-троечников, которые на собственных ошибках узнали что можно и чего нельзя безо всяких -измов. Тогда польза будет.
Интеллигенция не может вести народ вперёд. Она может лишь сеять семена, далеко не всегда полезные.
Когда говорят об интеллекте, то часто забывают о его составляющих с точки зрения психологии. Интеллект включает в себя и эмпатию, т.е. способность к сопереживанию, и навыки труда. С точки зрения психологии, человек создавший теорию, и человек, построивший дом своими руками-одинако интеллектуальны.
Фактически, Вы требуете от государства содержать говорунов, непосредственной пользы не приносящих, а часто и вредных для государственности. Это во многом советская точка зрения-так содержало государство писателей. А зачем говоруны государству? Того, кто поддерживает ведущую государственную идею-сегодня это компрадорство, того государство прикормит. А остальные остаются на вольных хлебах. И это правильно. Кто кормил Канта или Маркса-сами выживали.
Какой-то грек нашёл Кассандрову обитель
И начал пользоваться ей не как Кассандрой,
А как простой и ненасытный победитель" (В.Высоцкий)