Лёнинские чтения в Кузбассе
Вчера состоялся литературный праздник, который называется «Юго-Александровский родник». А я его называю «Лёнинские чтения». Потому что проходят они в деревне Юго-Александровке, на лесной поляне, рядом с домом, в котором живут наш прекрасный поэт Леонид Гержидович и его жена Нина Красова.
Раз в год – в первую субботу августа, в гости к Лене и Нине приезжают поэты и прозаики со всего Кузбасса, а иногда и из других областей. Хозяин и гости читают стихи, говорят о литературе. Уже восьмой год проводится этот праздник. Официальное название он получил от родника, в котором Леня и Нина берут воду изумительной чистоты и вкуса. А неофициальное – от меня.
Более двух часов звучали стихи и песни. С нами была великолепная исполнительница Ольга Ангилевич. Она поет песни на стихи Риммы Казаковой, которую очень любит, и других поэтов. Музыку к своим песням пишет сама. Голос – прекрасный. Из кемеровских певиц по силе дарования Оля, на мой взгляд, вполне сопоставима с Людой Катерисовой, которая, правда, уже несколько лет живет в Москве. У меня есть записи Олиных песен. Постараюсь в ближайшее время выложить что-то из них отдельным постом в своем жж и в своем блоге в Гайдпарке.
Стихи читали Леонид Гержидович, Виталий Креков, Вячеслав Лопушной, Виктор Арнаутов, Дмитрий Хоботнев, Владимир Еременко, Галина Золотаина, Юлия Сливина, Андрей Пятак, Алексей Петров, Виктор Киселев, Ирина Тюнина, Елена Елистратова, Константин Стафиевский, Нина Сурова, Сергей Логинов, Игорь Старченко и другие.
Леша Петров еще и песни пел. И тоже замечательно. О том, что он – хороший исполнитель, я знал с девяностых годов. Но только вчера впервые прослушал несколько его песен от начала до конца. А раньше не удавалось: обязательно кто-нибудь в середине песни начинал восторгаться и требовал выпить за исполнителя. Если Леша даст мне свои записи, с удовольствием послушаю. Но подозреваю, что у него их нет. Хотя, может быть, мои подозрения напрасны.
Для особых знатоков наших писателей. Я не оговорился, сказав, что Хоботнев и Арнаутов читали стихи. Да, они – читали свои стихи. Правда, Виктор Арнаутов больше известен как автор великолепной прозы. А Дима Хоботнев, на мой взгляд, лучший молодой прозаик России. И автор очень талантливых стихов, которые публикует, например, «Литературная газета». Именно в ней была недавно напечатана подборка его стихотворений, которую Дима представил на празднике. И, кстати, начинал Дима свой путь в литературе как поэт. Хорошо это помню потому, что несколько лет назад готовил к печати в «Огнях Кузбасса» его большую поэму.
Программа праздника была столь обширной, что не всем удалось выступить. Не читали стихи: я, Дмитрий Мурзин и поэты из города Березовского. Мы с Мурзиным это обстоятельство приняли со смирением. А березовские поэты без смирения. Они укоряли меня. Почему меня? Потому что я был ведущим праздника. И не был предупрежден о наличии на празднике литераторов из Березовского. Но им дали слово во второй части мероприятия, которая называлось «Литературный ужин».
На ужине были фаршированные курицей блины, малосольные огурчики, свежие помидоры и огурцы, бутерброды со шпротами, ватрушки, свежий мед, сметана, молоко, минеральная вода и очень качественная водка.
Утром голова не болела.
И предпоследнее. Если кто-нибудь из фамилии Лени Гержидовича попытается вычислить его национальность, тот сильно ошибется. Ровно так же как ошибаются все, кто пытается вычислить мою национальность из моего имени.
И последнее. Леня полжизни провел в тайге. Его детство и юность прошли в поселке Барзас, Кемеровской области. После семилетки окончил Новосибирский техникум физической культуры, служил в армии, окончил спортивный факультет Кемеровского педагогического института. Работал грузчиком в магаданском порту, литсотрудником в газете, учителем физкультуры, тренером, спортинструктором, разнорабочим в промысловом хозяйстве, пасечником, лесником, штатным охотником-промысловиком. Он и сегодня живет почти в тайге. Деревня Юго-Александровка, в которой стоит его дом, построенный собственными руками поэта, находится недалеко от тайги, в которую Леня ходит за кедровыми шишками.
И, конечно, здесь нельзя обойтись без хотя бы одного Лениного стихотворения.
Леонид Гержидович
Буренка
Во дворе мычит корова,
Квохчут куры у стрехи,
Приобщаюсь к жизни новой.
Забываю про стихи.
Был я тощий, словно спичка,
Как гулаговский скелет,
А теперь жена яичко
Мне изжарит на обед,
Из подойничка
Парного
Мне нацедит молочка,
Скажет ласковое слово
И напоит, как бычка.
Отвернулся быт суровый,
В теле немощи тая…
Ой вы, куры, ой корова,
Ой кормилица моя!
Стал я с Музою-плутовкой
По другим законам жить:
Строки длинные литовкой
В росном поле выводить.
Чтоб в подойник струи пели,
Чтоб петух хохлатил кур,
Чтобы щеки пламенели,
Как в куплете каламбур.
А чтоб радость и надежда
Не загинули в лесу,
Я с утра Буренку нежно,
Как жену свою, пасу.
Ей рефрен и ей эпитет,
Ей окрестный колорит,
А она знай травку щиплет,
Рифму «му» мне говорит.
Насыщайся!
И к обеду
Молочко домой неси,
Чтобы с голоду поэту
Не зачахнуть на Руси.
***
Фото. На первом – Леша Петров, с гитарой, поет; на втором – слева направо: поэт Вячеслав Лопушной, прозиак Виктор Арнаутов, поэты Леонид Гержидович и Владимир Еременко; на третьем – читает стихи Дмитрий Хоботнев, слева я, взыскательно гляжу на молодого талантливого прозаика и поэта; на четвертом – поэт Леонид Гержидович, перед началом праздника, на сцене, на фоне баннера с надписью «Юго-Александровский родник»; на пятом – костер «Огонь поэзии», которым завершается официальная часть праздника.
Вообще-то фотографии должны быть расположены в другом порядке. Но замучился я их выкладывать. Может, как-нибудь упорядочу. А пока пусть так будут.
Комментарии
Это было замечательное время, которое куда-то подевалось потом. Но вот - снова звучат стихи, поются песни. И это просто великолепно!
А те, кто пытается что-то выяснять из имён и фамилий, гуляли бы где-нибудь в другом месте: там, где живут музы, всё должно быть чисто
И "Лёнинские чтения" - далеко не единственный.
Всего около 10 ежегодных праздников в разных городах и районах.
Расходятся группами. И продолжают читать стихи, петь песни , спорить и пить водку уже по домам знакомых и друзей.Если удалось залучить к себе какого-нибудь маститого, могли засидеться и до утра: как же, надо на всю катушку использовать случай! Маститые были. Приезжал Наровчатов, отметились Розовский со Славкиным и многие другие.
Иосиф вот здесь опечатку исправте
"прозиак Виктор Арнаутов"
Функция "редактировать" подвисает.
Попозже исправлю.
Сердце мое не приемлет лукавости
Чужды мне подлость и лесть.
Нету во мне ни корысти, ни зависти -
Только свобода и честь.
Л. Гержидович.
Честно ли прожил я жизнь, иль лукавил?
Смею ль судить я о том?
Горстку стихов настоящих оставил...
Только о том ли?
О том
я говорю в этот час новолуния
в мертвенный свет, упирая свой взор?
Звездочка, звездочка, что ты - шалунья
делаешь в сердце моем?
Все, что я знал о себе - перечеркнуто.
Все, что сказал, то в укор.
Выпукло, вогнуто время разверзшее
тайно крадется, как вор.
Все унесет, подчистую все выгребет,
память сотрет о былом.
Голову выбелит
голую выстудит
и по делам,
поделом...
Совесть, меня рассуди!
Все, что скопил - все до крошки оставил.
Думы, заботы, труды...
Все, что пропитано потом и кровью
все, что сквозь сердце прошло.
Смешано с прахом, оплачено - болью,
что же еще-то,
еще...
Одно небольшое - Но... Чё вы всё от евреев-то отмазываетесь, как от прокажённых? Среди них есть и хорошие люди - редко, правда.
Как будто среди русских - все православные, а все православные исключительно "смирные и пушистые". Сволочей тоже предостаточно!
«Американский совет по иудаизму» передал в прошлый понедельник письмо господину Кристиану Гертеру. В этом письме совет заявляет, что израильское правительство не имеет права говорить от имени всех евреев. Еврейство - это религиозная общность, а не национальность.» Ле Монд», 21 июня 1960.
У меня есть подозрение, что иудеям удалось коснуться тайны смысла слов, но только небольшой его части.
Марк Иосифович Квин - еврей в 70-тые года председатель правления СП Алтая сказал:"Среди русский встречаются подлецы, а среди евреев хорошие люди."