Павлу Дурову придется сделать нелегкий выбор.Запад пытается получить контроль над Телеграмом

На модерации Отложенный

Павлу Дурову придется сделать нелегкий выбор.Запад пытается получить контроль над Телеграмом


Ситуация вокруг ареста создателя Телеграм Павла Дурова во Франции продолжает развиваться, находясь в центре внимания всех мировых СМИ и политиков. Как считает политолог Владимир Джаралла, Дурову для выхода на свободу в любом случае придется сделать нелегкий выбор.

Как стало известно накануне, задержание Дурова во Франции продлится как минимум до вечера 28 августа. Об этом сообщили во французской прокуратуре. Там заявили, что арест стал «частью судебного расследования», открытого 8 июля 2024-го по итогам предварительного расследования, проведенного отделом J3 (борьба с киберпреступностью) прокуратуры Парижа. Обвинения, которые предъявлены Дурову, весьма разнообразны — от «содействия осуществлению незаконных транзакций организованной группой» и «соучастия в распространении детской порнографии» до «соучастия в приобретении, перевозке и хранении наркотиков».

Впрочем, несмотря на целый букет тяжких обвинений, реальной причиной ареста Дурова могло стать его категорическое нежелание сотрудничать с властями стран ЕС. Как заявило издание Politico, отказ Telegram предоставлять «ответы, касающиеся грязных файлов», вызвал разочарование у представителей власти Франции. А американский журналист Такер Карлсон в ходе интервью с независимым кандидатом в президенты США Робертом Кеннеди-младшим прямо сообщил — задержание Дурова «является фирменным знаком диктатуры». В ответ Кеннеди-младший добавил, что «в Европе сейчас нет свободы слова». Как сообщил портал TechCrunch, на этом фоне популярность Telegram возросла в целом ряде стран, включая Францию и США.

Как считает политический аналитик Владимир Джаралла, ситуация с Дуровым показала, что французы по своему циничному коварству теперь могут соперничать с британцами.

«Первое, что бросается в глаза в ситуации с арестом создателя Телеграм — это циничное, невероятное коварство, которое продемонстрировали французы. До этого «пальму первенства» по коварству в политике удерживали британцы, но их коварство всегда было смешано еще и с жадностью. В данном случае гражданство Франции, которое Павел Дуров получил ранее, сыграло против него. Дикость ситуации усиливается тем, что ордер на арест был выдан за считанные минуты до того, как самолет миллиардера приземлился в «Ле-Бурже». Такое поведение французских силовиков поразило буквально весь мир», — указал он.

По мнению Джараллы, сегодня Дуров играет весьма серьезную роль в общественной, политической и технологической жизни не только России, но и десятков других стран мира.

«Фигура Дурова сегодня имеет глобальный формат. Созданная им Вконтакте стала в итоге главной соцсетью России, она превратила ее в одну из немногих стран, имеющих альтернативу Фэйсбуку (запрещен в РФ). А взлет его же Телеграма во многом обусловлен фактическим отсутствием свободы дискуссии в обычном информполе РФ, связанным с проведением СВО. В итоге Телеграм стал самостоятельным СМИ, с огромным количеством пиратского контента и почти полным отсутствием регулирования внутри соцсети. В момент, когда во всем мире началось наступление на свободу слова, она просто не могла не попасть под раздачу», — говорит эксперт.

До последнего времени Телеграм оставался «островком свободы» для миллионов людей, в том числе и в западных странах, и в Азии, продолжил он.

«Руководство Телеграм шло на сотрудничество с силовиками разных стран только в самых крайних случаях, когда речь шла о реально пограничных ситуациях. Но это всегда было реакцией на запрос властей, а не внутреннее регулирование в соцсети, — говорит Джаралла. — Не стоит забывать, что Дуров также планировал выйти со своей криптовалютой Tone на рынок мировых микрорасчетов, стать еще и финансовым феноменом. Но в этом плане на Западе ему почти сразу «подрезали крылья». Власти США жестко ограничили любые попытки Телеграма развивать это направление. Вашингтону не нужны новые альтернативы на рынке мировых валют, который они контролируют».

Важно, что Телеграм стал одной из основных систем связи в ходе СВО на Украине, причем им пользуются обе стороны.

«Это касается в первую очередь секретных чатов, которые мало используются обычными пользователями. Именно возможность для спецслужб Запада читать секретную переписку наших военных вызывает наибольшие опасения в РФ. Это явное упущение со стороны Минобороны РФ, которое ранее имело все возможности для развития собственных закрытых каналов связи. Но ничего достойного за последние годы у нас создано так и не было», — напомнил аналитик.

В России личность Дурова оценивается неоднозначно, считает аналитик.

«Здесь хорошо помнят скандалы с разбрасыванием пятитысячных купюр из окна офиса Вконтакте на Невский, и с «катанием гаишника» на капоте автомобиля, принадлежавшего создателю Телеграм. Он также порой давал весьма спорные публичные оценки некоторым событиям в РФ. Его арест подтверждает крайне неприятную тенденцию в мире — стремление резко ограничить свободу слова. Это коснулось и других соцсетей, ранее не занимавшихся регулированием своего контента. Тем не менее, ни Х, ни Вотсапп никогда не попадали в зону столь повышенного внимания на Западе. Сегодня власти Евросоюза намерены ввести реальную цензуру на своей территории. В этом же направлении движутся и США», — отметил он.

Развитие ситуации вокруг Дурова будет зависеть от целого ряда факторов, считает аналитик.

«Во-первых, от того, какой линии под арестом будет придерживаться он сам, и чей помощью он воспользуется. У него есть гражданство РФ, и все его успехи связаны прежде всего с нашей страной, но ранее он старался тщательно отмежеваться от России. Однако сейчас политическая поддержка Москвы может оказаться для него критически важной. Отказ от взаимодействия с исторической Родиной и надежда на мастерство западных адвокатов, скорее всего, приведут к заключению некоего компромисса между Телеграм и западными властями, что потенциально весьма опасно для российских пользователей этой соцсети. Арест Дурова станет далеко не последним ударом, которые наносятся Западом по свободе слова в социальных сетях», — заключил Владимир Джаралла.