О выходе Российской Федерации из Рамочной конвенции Совета Европы о защите национальных меньшинств

На модерации Отложенный

Комментарий официального представителя МИД России М.В.Захаровой в связи с выходом Российской Федерации из Рамочной конвенции Совета Европы о защите национальных меньшинств.

1 августа Министерство иностранных дел Российской Федерации официально уведомило о прекращении действия Рамочной конвенции Совета Европы о защите национальных меньшинств (РКЗНМ) в отношениях Российской Федерации с другими участниками Конвенции. По сути, речь идет о технической фиксации данного факта, поскольку Закон о денонсации Рамочной конвенции Совета Европы о защите нацменьшинств был подписан Президентом Российской Федерации В.В.Путиным еще 19 октября 2023 г. В свое время мы давали соответствующие развернутые комментарии на этот счет. С учетом интереса СМИ к данному сюжету хотели бы кратко напомнить предысторию вопроса.

Изначальной целью Конвенции было укрепление правовой базы государств-участников этого договора для защиты прав национальных меньшинств, а также международное сотрудничество в данной сфере. К сожалению, благие намерения, которыми, очевидно, руководствовались авторы Конвенции, сегодня оказались извращены в угоду политической воле группы западных стран.

После начала Россией специальной военной операции в Совете Европы (СЕ) была развернута широкомасштабная кампания по выдавливанию нашей страны из конвенционных механизмов организации, в том числе через лишение российских экспертов возможности принимать участие в выработке решений по интересующим нас вопросам. Эти деструктивные подходы были закреплены в резолюции Комитета министров Совета Европы (КМСЕ) от 27 сентября 2022 г. в отношении нашего участия в работе Консультативного комитета Конвенции. Согласно этому документу российский эксперт в Консультативном комитете был существенно ограничен в своих полномочиях под предлогом того, что Россия более не является членом Совета Европы. Наложенные Комитетом министров Совета Европы ограничения на наше участие в конвенционном контрольном механизме противоречат таким принципам международного права, как pacta sunt servanda («договоры должны соблюдаться») и суверенное равенство государств, не говоря уже о том, что они несовместимы с вытекающими из Конвенции правами России участвовать в обеспечении ее сущностных функций.

Сам Консультативный комитет Конвенции также внес свою лепту в эти процессы. В рамках последнего цикла мониторинга в отношении нашей страны он сформулировал выводы, которые носили откровенно предвзятый характер и основывались на информации, полученной из ангажированных источников. При этом предоставленные Россией официальные данные толковались преимущественно в ключе, выставляющем власти Российской Федерации в негативном свете, намеренно подавались как целенаправленная государственная политика по ущемлению прав национальных меньшинств. И это при том, что единичные случаи имевших место таких нарушений мы были готовы открыто и предметно обсуждать.

В данных обстоятельствах денонсация Рамочной конвенции Совета Европы о защите нацменьшинств стала единственно возможным решением для нашей страны. Учитывая, что заложенные в Конвенции принципы в полной мере имплементированы в российское законодательство, прекращение нашего участия в договоре не нанесет ущерба соблюдению прав нацменьшинств на всей территории Российской Федерации. Законодательство и правоприменительная практика России обеспечивают равное право национальных меньшинств на участие в политической, экономической и культурной жизни общества. Это касается, в том числе, прав граждан на изучение родного языка и выбор языка обучения.

Подчеркнем, что большинство стран-членов СЕ фактически дискредитировали Конвенцию, откровенно игнорируя необходимость ее задействования в качестве инструмента международно-правовой защиты прав русскоязычного населения от грубейших нарушений в странах Прибалтики и на Украине. Будучи ее участниками, они цинично попирают не только положения данного договора, но и другие международные обязательства в этой сфере, с чем мы и будем продолжать бороться. Выход России из Конвенции не помешает нашей системной работе на профильных международных площадках по защите прав русскоязычных граждан.

В этой связи хочется призвать государства, которые остаются ее участниками и других Конвенций Совета Европы, серьезно задуматься, что может произойти с ними, когда подобный международно-правовой нигилизм будет обращен уже против них.