7 смертных грехов: откуда взялись и актуальны ли сегодня?

На модерации Отложенный

Семь смертных грехов — классификация пороков в христианских учениях. "Смертными" их назвали не потому, что за них карают смертью, а потому, что они приводят к смерти души.

Иероним Босх, "Семь смертных грехов и четыре последние вещи".Иероним Босх, "Семь смертных грехов и четыре последние вещи".

К смертным грехам относятся: гордыня, жадность, гнев, зависть, похоть (блуд), чревоугодие и уныние. Этим грехам противопоставляют семь добродетелей (если вам интересно узнать и о них, напишите в комментариях и я подготовлю статью о них).

Святой дух и семь смертных грехов. Фолио из рукописи Уолтерса W.171 (XV век).Святой дух и семь смертных грехов. Фолио из рукописи Уолтерса W.171 (XV век).

Смертные грехи восходят к новозаветному Первому посланию от Иоанна: "Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился".

Первое послание Иоанна.Первое послание Иоанна.

Представление о смертных грехах нашло развитие и у отцов-пустынников, в особенности, у Евагрия Понтийского, который называл семь злых помыслов, которые необходимо преодолеть. Его ученик, Иоанн Кассиан, благодаря своей книге "О правилах общежительных монастырей", сделал эту классификацию известной в Европе, где она стала основой для католической конфессиональной практики.

Евагрий Понтийский.Евагрий Понтийский.

Гордыня:

Этим грехом были поражены первые люди в раю, Адам и Ева, когда решили нарушить запрет Бога на вкушение плодов с дерева добра и зла. Гордыня считается не только самым серьёзным, но источником других смертных грехов...

Тициан Вечеллио, "Грехопадение". Около 1570 г.Тициан Вечеллио, "Грехопадение". Около 1570 г.

В Древних Афинах гордыня считалась одним из величайших преступлений и использовалась для обозначения наглого презрения, которое может заставить человека прибегнуть к насилию. Аристотель определял высокомерие как надругательство над жертвой ради собственного удовольствия. Значение этого слова изменилось со временем. Например, Данте определил гордыню как "любовь к себе, превратившуюся в ненависть и презрение к ближнему".

Строительство Вавилонской башни было для Данте примером чрезмерной гордыни. Картина Питера Брейгеля Старшего.Строительство Вавилонской башни было для Данте примером чрезмерной гордыни.

Жадность:

Жадность также известна как скупость, алчность и корысть — это грех желания. Согласно определению, данному вне христианских писаний, жадность — это чрезмерное потребность в обладании большим, чем потребно человеку, особенно в отношении материального богатства.

Антокольский М. М., "Скупой".Антокольский М. М., "Скупой".

В Чистилище Данте кающихся связывают и кладут на землю лицом вниз за чрезмерную сосредоточенность на земных мыслях. Накопление, кража и грабёж, особенно с применением насилия или обмана — все это действия, которые могут быть вызваны жадностью. Такие проступки могут включать симонию, когда кто-то пытается купить или продать таинства, включая священство и, следовательно, авторитетные должности в церковной иерархии.

П. Брейгель Старший, "Жадность".П. Брейгель Старший, "Жадность".

Гнев:

Гнев - еще один из смертных грехов, свойственных человеку, приносящих вред душе и окружающим. Гнев возникает как реакция на какие-либо действия, кажущиеся человеку неправильными и вызывающие у него недовольство и возмущение.

Однако гнев не всегда является грехом. Существует тип гнева, одобряемый Библией, который называется "праведным негодованием".

"Гнев", Жак де Ланж."Гнев", Жак де Ланж.

Зависть:

Зависть, как и жадность или похоть, характеризуется ненасытным желанием. Она возникает из тщеславия и отделяет человека от его ближнего. Святые отцы называют зависть "плачем" о чужом счастье и благополучии. Зависть была причиной убийства Каином своего брата Авеля, поскольку Каин завидовал Авелю, потому что Бог одобрил жертву Авеля, а не жертву Каина.

"Каин убивает Авеля" (ок. 1600)., Бартоломео Манфреди."Каин убивает Авеля" (ок. 1600)., Бартоломео Манфреди.

Зависть может быть похожа на ревность в том смысле, что они обе недовольны чьими-то чертами, статусом или способностями. Также зависть напрямую связана с Десятью заповедями: "И не возжелай … того, что принадлежит соседу".

"Моисей со скрижалями законов", Рембрандт, 1659"Моисей со скрижалями законов", Рембрандт, 1659

Данте определил зависть как "желание лишить других людей того, что принадлежит им". В "Чистилище" Данте завистников наказывают зашитыми проволокой глазами за то, что они получали греховное удовольствие, видя, как других унижают.

Г. Доре, "Завистники".Г.

Доре, "Завистники".

Похоть:

Вожделение или похоть — сильное желание. Обычно вожделение ассоциируют с сильным или необузданным сексуальным желанием, которое может привести к блуду.

Паоло и Франческа, которых "Ад"" Данте описывает как проклятых за прелюбодеяние. (Энгр, 1819 г.).Паоло и Франческа, которых "Ад"" Данте описывает как проклятых за прелюбодеяние. (Энгр, 1819 г.).

Данте определял похоть как беспорядочную любовь к людям. Также похоть считается наименее серьёзным смертным грехом, так как это злоупотребление способностями, которые люди разделяют с животными, а грехи плоти менее тяжкие, чем грехи духовные.

В "Чистилище" кающийся ходит в огне, чтобы очистить себя от похотливых мыслей и чувств. В "Аду" непрощённые души, виновные в похоти, вечно разносятся неугомонными ветрами, символизирующими отсутствие самообладания в земной жизни.

-14

Чревоугодие:

Чревоугодие - чрезмерное увлечением и потребление чего-либо. Слово происходит от латинского gluttire, что означает глотать.

Натюрморт "Излишество" (Альберт Анкер, 1896 г.).Натюрморт "Излишество" (Альберт Анкер, 1896 г.).

Средневековые авторитеты (например, Фома Аквинский) придерживались более широкого взгляда на обжорство, утверждая, что оно также может включать в себя навязчивое ожидание еды и чрезмерное увлечение деликатесами и дорогостоящей пищей.

Фома Аквинский выделял даже пять форм обжорства:

  •  — есть слишком дорого
  •  — есть слишком вкусно
  •  — есть слишком много
  •  — есть слишком часто
  • — есть слишком жадно

Самым серьёзным из них считается считается ardenter, так как это страсть к простым земным удовольствиям, которая может заставить есть импульсивно или даже свести жизненные цели к еде и питью.

"Грех обжорства", фреска, алтарная часть крипты базилики Нотр-Дам-де-Фурвьер, Лион, Франция."Грех обжорства", фреска, алтарная часть крипты базилики Нотр-Дам-де-Фурвьер, Лион, Франция.

Примером является то, что Исав продал своё первородство за чечевичную похлёбку: "нечестивый человек … который за кусок мяса продал своё первородство", а позже "не нашёл места для покаяния, хотя и искал его тщательно, со слезами" [Быт. 25:30].

Л. Джордано, "Исав и Иаков (продажа первородства)", 1695 - 1696.Л. Джордано, "Исав и Иаков (продажа первородства)", 1695 - 1696.

Уныние:

Уныние - состояние апатии и подавленности, при котором человек не заинтересован своим положением и происходящим вокруг, а также может быть не в состоянии исполнять свои жизненные обязанности.

Гравюра Иеронима Вирикса, "Уныние" (XVI век).Гравюра Иеронима Вирикса, "Уныние" (XVI век).

Уныние наступает, когда человек считает себя пойманным в ловушку отрицательных мыслей. Ему кажется, что наступила беспросветная мгла и больше он никогда не увидит света.

Уныние (фрагмент "Семь смертных грехов и Четыре последние вещи" И. Босха)Уныние (фрагмент "Семь смертных грехов и Четыре последние вещи" И. Босха)

Актуальность:

Размышляя о семи смертных грехах сегодня, мы обнаружим, что эти древние понятия удивительным образом перекликаются с современными психологическими представлениями о человеческом поведении.

Например, грех зависти соответствует чувству неадекватности, часто проистекающему из низкой самооценки. Обжорство же традиционно рассматривается как чрезмерное потакание, связанным с компульсивным поведением и зависимостью. Жадность, неутолимое желание получить больше, соответствует тому, что психологи называют материалистической ценностной ориентацией. Похоть, характеризующаяся непреодолимой потребностью в физическом или эмоциональном удовлетворении, в психологических терминах обозначена как импульсивность и компульсивное сексуальное поведение.

"Зависть", Гейл Потоцкий."Чревоугодие", Гейл Потоцкий."Жадность", Гейл Потоцкий."Зависть", Гейл Потоцкий.

Гордость, которую называют корнем всех грехов, находит свой психологический аналог в нарциссизме и эгоизме. Уныние перекликается с симптомами депрессии и отсутствием мотивации. Гнев же тесно связан с современным пониманием проблем управления гневом и межличностных конфликтов.

"Гордыня", Гейл Потоцкий."Уныние", Гейл Потоцкий."Гнев", Гейл Потоцкий."Гордыня", Гейл Потоцкий.