Россия не выдерживает демографической гонки

На модерации Отложенный

Премьер-министр Михаил Мишустин поручил Минэкономразвития и Минфину в трёхмесячный срок разработать план по достижению национальных целей развития, установленных президентским указом Владимира Путина. Среди главных задач – увеличение ожидаемой продолжительности жизни (ОПЖ) россиян до 78 лет к 2030 году. В настоящий момент показатель снижается и не достигает допандемийного уровня (73,4). Эксперты уверены, что предпринимаемых в последние годы мер недостаточно для того, чтобы продлить жизнь россиян.

Задачу по увеличению ожидаемой продолжительности жизни Владимир Путин в своих майских указах ставит перед правительством в третий раз. В 2012 году кабмину было поручено добиться увеличения этого показателя с 69,7 до 74 лет. К 2018 году ОПЖ достигла лишь 72,7 лет. Тогда же была поставлена ещё более амбициозная задача – увеличить продолжительность жизни до 78 лет к 2024 году и до 80 лет – к 2030-му. С реализацией этой задачи возникли ещё большие сложности, в первую очередь – из-за резкого повышения смертности во время пандемии коронавируса.

Лишь в 2023 году России удалось вернуться на допандемийный уровень, но с весны текущего года кривая продолжительности жизни снова поползла вниз. По последним данным Росстата, ОПЖ составляет 73,24 года. Ведомство прогнозирует, что по итогам 2024 года года этот показатель не превысит значения 73,5. Эксперты, в свою очередь, ожидают его падения ниже 73.

Судя по тенденции, поручение президента достичь продолжительности жизни в 74 года, данное ещё в 2012 году, не будет достигнуто даже за ближайшие 12 лет. Перспективы достичь показателя в 78 лет за шесть лет ещё менее туманны.

Уровень смертности пошёл в рост

Специалисты сходятся во мнении, что предпринимаемые государством меры носят слишком поверхностный характер и не могут в корне изменить тренд.

– Ожидаемая продолжительность жизни населения напрямую связана с уровнем смертности. В этом году он ежемесячно увеличивается, поэтому снижается и ОПЖ, – говорит врач-нарколог Дмитрий Бардаков. – Главная причина увеличения смертности – рост потребления крепкого алкоголя на фоне непоследовательной политики в этой сфере. Сейчас получается, что интересы бенефициаров водочного бизнеса ставятся выше национальных целей. В связи с несоразмерным повышением акцизов слабоалкогольные напитки стремительно дорожают, а рост цен на водку отстаёт даже от официального уровня инфляции.

Врач уточняет, что количество смертей, прямо или косвенно связанных с потреблением алкоголя, постоянно увеличивается. Помимо традиционных заболеваний от потребления крепких спиртных напитков, имеют место «пьяные» убийства, ДТП и несчастные случаи. К тому же, статистика не учитывает смерти от других болезней, связанные с употреблением алкоголя, – те же заболевания сердечно-сосудистой системы.

– Мировое потребление алкоголя начало расти в период пандемии на фоне стрессового состояния людей. У нас эта тенденция сохранилась из-за тревожных настроений населения после начала СВО, – говорит специалист. – В 2022 году в России впервые за 10 лет выросло количество официальных диагнозов «алкогольная зависимость», хотя до этого оно постоянно снижалось. Но даже эти факты не мотивировали чиновников ужесточить меры по борьбе с потреблением крепких алкогольных напитков. Наоборот – водка становится всё доступнее по сравнению со слабым алкоголем.

Непоследовательная алкогольная политика приводит к увеличению смертности в стране.Непоследовательная алкогольная политика приводит к увеличению смертности в стране.

Фото: Максим Конанков/Octagon.Media

Кроме того, система здравоохранения по-прежнему пребывает в состоянии хронического недофинансирования. Из-за этого не удаётся хотя бы частично нивелировать последствия увеличения потребления алкоголя населением. Массовые диспансеризации всё чаще проводятся только ради галочки и не помогают выявлять заболевания: врач-терапевт за 12 минут приёма успевает только ввести данные в систему, а не углубиться в разбор проблем пациента.

Без решения этих двух основополагающих проблем говорить о реальном увеличении ожидаемой продолжительности жизни не приходится, заключает Бардаков.

Одних убивает водка, других – стресс

Помимо роста потребления алкоголя второй год подряд увеличивается спрос на антидепрессанты. В первом полугодии 2024 года эти препараты приобретались россиянами в среднем на 13 процентов чаще, чем в течение аналогичного периода 2023 года. Ещё годом ранее этот показатель и вовсе взлетел на 70 процентов.

Треть населения России пребывает в состоянии серьёзного стресса с 2020 года, порядка 10 процентов сталкиваются с депрессивными расстройствами, которые необходимо лечить. Но несмотря на всю серьёзность подобных заболеваний, многие люди по-прежнему предпочитают не обращаться за медицинской помощью, говорит врач-психотерапевт Ольга Костикова.

– Исследования показывают, что злоупотреблять спиртными напитками на фоне стресса и депрессии начинают лишь около 20 процентов людей. Однако, эти состояния могут негативно повлиять на здоровье, – объясняет медик. – В отличие от крупных городов, жители регионов редко обращаются к врачам по поводу стресса и депрессивных расстройств. На их фоне у людей начинают развиваться другие проблемы со здоровьем: страдают сердечно-сосудистая система, желудочно-кишечный тракт, повышается риск развития онкологических заболеваний. Всё это в конечном итоге отражается на росте смертности.

В России растёт спрос на антидепрессанты.В России растёт спрос на антидепрессанты.Фото: Виктория Обенг/ТАСС

Главная проблема национальных проектов последних лет, направленных в том числе на увеличение продолжительности жизни, состоит в том, что они носят косметический характер, а не решают глобальных и реальных проблем, оказывающих прямое влияние на показатели, считает экономист Андрей Савченко:

– У многих пожилых людей в сёлах элементарно нет тонометров для измерения давления, возникают перебои с получением жизненно важных лекарств. Про качественное питание и говорить не приходится. В условиях высокой инфляции граждане вынуждены переходить на дешёвые продукты и некачественный алкоголь. При всём этом попасть на приём к узким специалистам люди не могут месяцами из-за нехватки медицинских кадров. Без комплексного подхода к решению всех этих проблем любой нацпроект обречён на неудачу.


Наталья Дубровина