Большевики: тяжело в учении, легко в ограблении
На модерации
Отложенный
Настала пора изучить другие нелегальные аспекты деятельности партии В.И. Ленина. Начнем, пожалуй, со знаменитого тезиса вождя революции: «Учиться, учиться и еще раз учиться».
Еще раз проясним отличие эсеровского и эсдековского подходов в области террора. Социал-революционеры делали ставку на покушения на жизнь государственных служащих или неугодных им лиц. Большевики стремились к подготовке вооруженного восстания, проведению «вооруженных митингов» (автор статьи в недоумении), для чего осуществлялась подготовка боевых групп. Низшей ступенью организации являлся «пяток», десять «пятков» составляли отряд, отряд или отряды объединялись в боевую дружину завода, формировавших районные дружины. Их лидеры имели прямую связь с «боевым центром», тот, в свою очередь, подчинялся ЦК РСДРП(б). Столь сложная структура влекла за собой совершенно другие требования. В первую очередь, систематическую учебу.
Из протокола допроса «террориста-экспроприатора» Л.М. Прохорова узнаём, что он регулярно посещал в Санкт-Петербурге лекции по постройке баррикад, уличным боям и приемам стрельбы из различных типов огнестрельного оружия. Столь занимательные уроки проходили в Корниловской вечерней школе для рабочих, где преподавала не кто иная, как Н.К. Крупская. Часть учителей данного учебного заведения принимали участие в деятельности «Союза борьбы за освобождение рабочего класса», что позволяло налаживать прямую связь с пролетариями Невской заставы. Одним из педагогов являлся будущий сменщик «Железного Феликса» на посту главы ОГПУ СССР
В.Р. Менжинский. Вёл сей гражданин самый лучший предмет – историю.
В.Р. Менжинский недоволен вашими успехами в учебе
Другими площадками для занятий выступали помещения факультета восточных языков Санкт-Петербургского императорского университета, Электротехнического, Лесного и Политехнического институтов, большая часть лекций проходила в чертежной Горного института. Центральной явочной квартирой стал Технологический институт, отчасти, польская столовая и редакция журнала «Театр и искусство» рядом с охранным отделением.
Подготовка инструкторов осуществлялась в Центральной инструкторской школе, где числилось 18-20 человек. За каждым районом партия закрепляла определенное количество инструкторов, в качестве которых выступали самые разные люди. Например, на Петроградской стороне занятия проводил некий артиллерийский офицер, преподававший аналогичные темы, но в расширенном виде: правила конспирации, как пустить поезд под откос и т.д. Методы постройки баррикад специалист брал из творчества Виктора Гюго. После чего опыт слушателями передавался другим жаждущим знаний. Но теория без практики мертва.
Учения по стрельбе проводились, например, на Малой Охте. Рабочие Выборгского и Петербургского районов грузились на лодки, ехали по реке … чтобы выстрелить 2 патрона. Далее начинались беседы о правилах стрельбы и установке прицела. Стрелковая подготовка однозначно хромала.
«Многоцелевая школа: учим стрелять и играть на гитаре»
Как упоминалось в прошлой статье, Финляндия являлась «красным тылом» социал-демократов. Поэтому логично, что часть школ террористов находилась на территории Суоми. Однажды, боевики так увлеклись тренировкой, что пересекли границу с Россией, на обратном пути группу задержал солдат. Несмотря на то, что пограничника соблазняли взяткой в 5 рублей, тот оказался неподкупен, поэтому погиб в результате отравления свинцом.
Обучение производству бомб шло эмпирическим путем, вещества смешивались в примерных пропорциях. Тем не менее, как отмечает один из активных участников большевистского подполья, через полторы недели они с друзьями воспроизводили все необходимые реакции и назубок знали все формулы. Правда, риск взлететь со всей лабораторией на воздух никуда не исчезал. Наиболее основательно теорию и практику давали в школе, располагавшейся в Куоккале, где занятия вели студент-химик А. Чесский и студент-юрист
А. Нейман. Число слушателей «учебного заведения» доходило до 30 человек, занимавшихся по специально разработанной программе. Но школа функционировала только с апреля по май 1907 г., после чего ее накрыла охранка.
Для изготовления и разработки более технологичных изделий привлекались уже профессиональные химики, задействовались лаборатории военных институтов. Как отмечал Л.Б. Красин, «…конструкция одного из запалов нашей группы была впоследствии признана чрезвычайно удачной, если не лучшей, экспертизой главного артиллерийского управления». Вот так большевики еще до захвата власти помогали укреплять обороноспособность нашей страны.
В качестве другого типа практических учений выступала организация терактов. Объектами нападения становились дружинники «Союза русского народа», у которых отбирали оружие. В заведения, где собирались черносотенцы, метались бомбы. Причем В.И. Ленин искренне недоумевал, почему в числе жертв оказывались рабочие. Для обозначения своего отношения к лидеру «Союза русского народа» А.И. Дубровину посетителей его лекции закидали бутылками с вонючей жидкостью. Настоящей удачей для рабочих Невской заставы стала фотография со 150 черносотенцами, которых тут же начали вылавливать и физическими методами убеждать сменить свою политическую позицию.
На данном рисунке мы наблюдаем начало оживленной межпартийной дискуссии
Для казаков придумывались другие способы воздействия. Обычно, поперек дороги натягивалась толстая проволока, производилось несколько выстрелов. Скачущие во весь опор казаки не замечали в темноте препятствие и «смешивались в кучу кони, люди».
Старые большевики в своих воспоминаниях сообщают о «маневрах» по боевому слаживанию, которые проходили в окрестностях Лиговки, лесах района современной станции метро «Лесная», центре города и … в здании Правительствующего сената. Боевики перекрыли все входы и выходы, организовали посты на лестничных площадках, взяли под контроль оба входа в зал заседаний и кассу III отделения. Последнюю не удалось ограбить по причине смены караула. Сюрреализма ситуации добавлял тот факт, что чиновники Сената продолжали свою повседневную работу. Из других «маневров» можно отметить захват почтового отделения на Офицерской улице, имения князя Голицына в Новгородской губернии, многострадальной чайной «Союза русского народа» на Дворянской улице (той самой, где произошла вонючая бомбежка).
А.И. Дубровин не согласен с методами воздействия большевиков
Библией боевых дружин стала брошюра В.В. Филатова «Приложение тактики и фортификации к народному восстанию», написанная по заказу В.И. Ленина и лично им отредактированная. Данный opus magnum не потерял своей полезности до сих пор: четко расписаны необходимое количество патронов на единицу оружия, методы постройки баррикад и укрепления домов, действия в обороне и наступлении и т.д. Отдельные места показывают, что автор знал, о чем говорит. Вот небольшая выдержка о способе ограбления оружейного магазина: «ни в коем случае нельзя врываться толпой – все такие места снабжены железными ставнями и находящиеся там люди хорошо владеют оружием … Гораздо лучше войти двум под предлогом покупки, за ними еще двое-трое, вынуть револьверы и объявить персонал арестованными, в случае сопротивления стесняться нечего, надо убивать».
Однако, на все эти мероприятия требовались деньги, деньги и еще раз деньги. Источники поступления финансовых ресурсов носили различный характер: пожертвования партийцев (примерно, 10% бюджета) и сочувствующих, спонсорство отдельных представителей буржуазии и экспроприации, сиречь, ограбления. С первым пунктом все понятно, начнем с последнего.
Точное количество проведенных экспроприаций установить невозможно, так как большая их часть являла собой обыкновенные грабежи.
Как вспоминает наш старый знакомый Саша Охтенский, шёл он сотоварищи мимо казенной винной монополии (водочной разливайки), и в целях тренировки решили её обнести. Что и сделали, добыв на нужды революции 60 или 70 рублей. Надо сказать, что не все деньги шли в кассу партии, так как некоторые экспроприаторы их банально пропивали.
Периодически, большевики сотрудничали с эсерами-максималистами, предоставляя за определенный процент оружие для акций или передавая деньги заключенным в тюрьмах. Сашу Охтенского попросили отнести одну такую передачку. Этот отморозок пошел в Кресты, забыв вытащить из кармана браунинг. Уровень разгильдяйства охраны характеризует тот факт, что боевик зашел, отдал деньги жандармскому полковнику и не менее спокойно покинул территорию тюрьмы.
Одним из самых шумных стал «экс», осуществленный Камо 13 июня 1907 г. в Тифлисе на Эриванской площади («операция» была согласована Камо со Сталиным при встрече с Лениным в Берлине). В результате ограбления инкассаторской кареты в руках большевиков оказалось от 250 до 340 тыс. руб. по разным оценкам. Что любопытно, данный «экс» стал предметом рассмотрения двух партийных комиссий, так как на V съезде РСДРП приняли решение о запрете экспроприаций. Выхлоп с ограбления тоже оказался так себе, ибо номера 500-рублевых купюр сразу передали в банки и поэтому они не подлежали обмену. При попытке их размена за рубежом арестовали
М. Литвинова и Н. Семашко. В итоге, оставшиеся 200 тыс. рублей пришлось … сжечь.
Экспроприируй в Тифлисе! Стильно, модно, молодёжно!
После распада СССР стала активно муссироваться тема о роли И.В. Сталина в организации экспроприаций. Отдельные личности даже уверены, что товарищ Коба самолично грабил карету инкассаторов в Тифлисе. На данный момент спорщики сошлись во мнении, что не знать будущий генсек об ограблениях не мог, но принимать непосредственное участие ему было крайне затруднительно. Вспомним, что одна рука у Сталина являлась нерабочей.
Экспроприация? Вы говорите так, будто это что плохое!
Налеты на почтовые поезда производились по шаблону. На дело выдвигалось несколько «пятков», имевших различные задачи. После чего на какой-либо станции в вагонах раздавалось «руки вверх!», одна пятерка контролировала пассажиров, другая несла бомбы, остальные перегружали деньги в повозку и члены групп разбегались в разные стороны.
На Урале экспроприациями занимались три брата Кадомцевых, самым громким делом стало ограбление поезда на станции Дема. Правда, из-за остановки поезда вдали от назначенного места не удалось подвести лошадей и из 250 тыс. рублей получилось «экспроприировать» только 150 тыс. рублей. Как отмечает участник «экса» И.П. Павлов, золото грабители не забрали, но оно все равно куда-то пропало. Видимо, некий жандарм улучил момент и решил упрочить свое материальное положение. Помимо денег, объектами присвоения могло стать, например, оружие. Тот же И.П. Павлов упоминает о захвате
96 браунингов и 7,5 тысяч патронов к ним.
Три брата-акробата
Экспроприациям уподабливался «революционный рэкет». Одной из первых его стала использовать партия «Дашнакцутюн» («Союз») – армянский революционный союз. Армяне постановили «взыскивать со всех коммерческих предприятий по 0,5 % в армянский фонд». В результате у них образовался капитал в несколько миллионов рублей, находившийся в банках Лондона и Парижа. Проценты с вкладов шли на пропаганду на Кавказе, в Персии и Турции, финансирование революционных кружков на Кавказе.
В 1905 г. бакинские социал-демократы начали настоятельно рекомендовать предпринимателям жертвовать суммы в 100-200 тыс. рублей. Как отмечалось на III съезде РСДРП, «почти никто из адресатов не давал этой суммы полностью, но все же давали порядочно».
К 1908 г. боевыми группами различного толка было осуществлено более 3 тыс. экспроприаций и разбойных нападений на государственные и частные учреждения, в ходе которых захвачено не менее 7 млн. руб.
Теперь перейдем к частным пожертвованиям «симпатиков», как на жаргоне жандармов называли людей, сочувствовавших левым партиям. Выступление
В. Комиссаржевской, организованное Л.Б. Красиным для фанатевшего от неё жандармского полковника, принесло большевикам несколько тысяч рублей. Турне А. Горького по США добавило еще 50 тысяч рублей. Некоторые партийцы, выражаясь современным языком, «крышевали» промышленников, обеспечивая защиту от «эксов».
Особняком среди всех спонсоров из числа буржуазии стоит Савва Морозов, обещавший Л.Б. Красину отдавать на нужды революции 2000 руб. ежемесячно. По семейному преданию, С.Т. Морозов крутил роман с М.Ф. Андреевой ‑ гражданской женой А. Горького. Чтобы не компрометировать даму, страховой полис на 100 000 руб. оформили на А. Горького. К моменту возвращения
М.Ф. Андреевой с конной прогулки, С.Т. Морозов покончил жизнь самоубийством, а через некоторое время А. Горький предъявил страховой полис к обналичиванию.
Ты пришел к Савве Морозову просить денег, но просишь без уважения
Не отставал от С.Т. Морозова и его племянник – Н.П. Шмит, финансировавший большевиков и принимавший самое деятельное участие в декабрьском восстании 1905 г. в Москве. Его арестовали, 14 месяцев находился в одиночной камере, в соседних размещались душевнобольные заключенные. В качестве метода выбивания информации к нему применили конвейер непрерывных допросов, не давая спать больше недели. Одним недобрым утром найден мёртвым надсмотрщиком на полу. По одной версии – покончил жизнь самоубийством, по другой – зарезан тюремной охраной. После смерти
Н.П. Шмита развернулась настоящая борьба внутри РСДРП за его наследство . Со стороны большевиков в ход шло всё: угрозы, фиктивные браки с сестрами покойного, интриги внутри партии. Партия Ильича обогатилась на 280 тыс. рублей золотом, но главный куш – 2 млн. руб. в акциях и собственности – урвать не получилось. Данная история сильно подмочила авторитет Ленина и К°.
Н.П. Шмит выбирает между закупками браунингов и наганов
Естественно, подобная деятельность не вызывала одобрения полиции. 1 июня 1907 г. арестовали центральную боевую дружину в Санкт-Петербурге. Боевики сопротивлялись изо всех сил, когда не было выхода – стрелялись. Жандармы подбирали раненых, лечили, потом вешали в тюрьме. Оставшиеся на свободе прятали оружие, продавали его на окраины империи. В марте 1908 г. схватили лидера Боевой технической группы Л.Б. Красина. В плане репутации террор сыграл отрицательную роль, численный состав партии стал таять, ушло большое количество интеллигентов, не желавших иметь ничего общего с отмороженными террористами. Но имелся жирный плюс: В.И. Ленин получил опыт руководства мощной организацией вооруженных и хорошо мотивированных людей, способных оседлать волну народного восстания.
Автор - Максим Ковлягин,
Комментарии
Мак МерфиНа проекте с 07.03.2015Рейтинг: -585 : по ходу троль .
kapitan nemo, модестов оживил своего клона походу.
ложь.
грабят нынешние властьприхватившие скоты
Светлана Безобразница, Наследники большевиков. Умеют
А чего удивляться? В любом государстве в специальных заведениях сотрудников силовых структур учат убивать, учат разведывательно-диверсионной деятельности, взрывному делу и ещё массе полезных вещей. Автор не знал?
Модестов ты клона своего оживил что-ли?
Слава ПолныйПушистыйПолярныйЛис, Большевистская партия это не государство. Это всего лишь партия. А на самом деле террористическая группировка.
Мак Мерфи, то есть ты считаешь, что Николай Кровавый имел право расстреливать демонстрации, а народ защищаться права не имел?
У меня другое мнение.
Слава ПолныйПушистыйПолярныйЛис, Из пулеметов он демонстрации не расстреливал.
Мак Мерфи, даже на западе кровавое воскресенье называют именно Кровавым Воскресеньем.
Слава ПолныйПушистыйПолярныйЛис, Это не в народе. Это в газете "Правда" А о Кровавой пятнице почему-то никто ничего не знает.
Слава ПолныйПушистыйПолярныйЛис, 15 июня премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон, выступая в парламенте, принес официальные извинения за событие 1972 года, вошедшее в историю Британии как Кровавое воскресенье.
Мак Мерфи, историю плохо знаешь. Поинтересуйся когда этот термин появился. Революционеры вообще ни при чём.
Поставьте плюсик и будет уже больше