Расставляем акценты. Принципы и убеждения
На модерации
Отложенный
Продолжаем наводить «понятийный порядок» в политической философии, или, в нашей терминологии, в политологии. И в самом деле, о какой науке может идти речь, если даже базовые понятия и категории так называемой политической философии и те не определены, или, в лучшем случае, трактуется так, как вздумается тому или иному «интеллектуалу» от политологии. Поэтому о политической философии или политологии можно и уместно будет говорить не как о науке, а как о разновидности или сумме идеологий, которые стоят за ними, будь то партии, политические системы или страны.
Но, как говорится, ближе к делу: понятно, что необходимо отличать убеждения от принципов. Поскольку любое смешивание этих понятий ведет к полной категориальной неразберихе и, в конечном счете, к откровенной политической демагогии, лишенной всякого научного и даже околонаучного смысла. Так в чем все-таки выражается разница между принципами и убеждениями. Сразу замечу, что буду выражать только свое понимание данного вопроса, абстрагируясь от официально установленной точки зрения. Возможно я не открою и не скажу ничего нового, и в целом буду повторять общеизвестные истины, тем не менее это будет все-таки моя точка зрения и ничья другая.
Уже семантически видна очевидная разница между словами принципы и убеждения. Поскольку содержательное и смысловое значение слова принцип подразумевает принадлежность к теории, концепции или учению. В то время, когда убеждение относится к носителю тех или иных принципов, вне зависимости от того разделяются ли они индивидуумом или нет. Для одних индивидуумов одни и те же принципы кажутся убедительными, для других – нет.
Отсюда вполне логично следует, что для людей, разделяющими принципы, они становятся убеждениями, для тех, кто не разделяет или не соглашается с принципами, они продолжают оставаться принципами, являющиеся составной частью каких-то концепций, теорий, не более того. Плохо дело, когда принципы становятся чем-то вроде абсолютной истины, неким непререкаемым авторитетом, аксиомой, не требующей доказательств. Другими словами, сродни некой «священной коровы»: принципы истинны, потому что верны, выражаясь словами классика. Убеждения в таком случае являются субъективным восприятием принципов, личностным их осмыслением, отражающим жизненный опыт индивидуума. Из чего можно сделать вывод, что убеждения невозможны без хотя бы базового ознакомления с основными идеями и принципами того учения или теории, которая была превалирующая в том социуме, в котором находился и развивался индивидуум. По большей части, в основе так называемой принципиальности и убежденности лежит в большей степени вера, чем научный метод, основанный на критическом и аналитическом подходе к любой политической концепции или теории. Убежденных людей, сторонников той или иной теории или учения можно уподобить футбольным фанатикам, болеющим за разные клубы. Если спросить у футбольных фанатиков почему они болеют именно за этот клуб, они ответят, что болеют потому, что болеют. Что, в случае с убеждениями и принципами равнозначно тому, что понять умом принципиальных и убежденных людей невозможно: принципиальные, потому что принципиальные, убежденные – потому что убежденные.
Комментарии
Убеждение - убедиться - у беды постоять и убежать.
Способы бегства порождают принципы.
А принципы это инструмент в голове, поведенческие правила. Некий внутренний механизм - органчик.
ИМХО,разговор о КРИТЕРИЯХ??? А Критерии восприятия ВСЕГО(Реалий этого Мира)ВОСПИТУЮТСЯ!!! Т.е.-это ИНДИВИДУАЛЬНО! А ПРИНЦИПЫ-это Алгоритм восприятия того или иного Процесса.Т.е.-Логика.
Да... Не каждый индивидуум способен игнорировать тенденции парадоксальных эмоций...
1. "... о какой науке может идти речь, если даже базовые понятия и категории так называемой политической философии и те не определены...".
Определение "категорий" "политической философии" – вопрос второй, если не двадцать пятый. Вопрос первый – определение самой "политической философии". Ключевое слово здесь – "так называемой".
"... о политической философии или политологии можно и уместно будет говорить не как о науке, а как о разновидности или сумме идеологий, которые стоят за ними...".
Сначала – о "политической философии" и о "политологии", а уже потом – "или" (о знаке равенства между ними).
"Уместно" – начинать с понятий, а не с "разновидностей", "которые стоят за ними".
"Но, как говорится, ближе к делу: понятно, что необходимо отличать убеждения от принципов".
"Дело" тут в том, что "убеждения" и "принципы" – суть одно и то же, когда понимать нечем.
"Убеждения" – тормоз мышления.
"Принципы" – множественное от Принципа. Нужно понимать ПРИНЦИП.
2. "... содержательное и смысловое значение слова принцип подразумевает принадлежность к теории, концепции или учению".
Сколько же можно ходить вокруг да около... Нужно не "подразумевать", а излагать ПРАВИЛЬНО. То есть в ПОНЯТИЯХ.
ПРИНЦИП – Основа Построения Системы.
"Отсюда вполне логично следует, что для людей, разделяющими принципы...".
"Следует" – это уже предполагает "логично". А в данном случае, не "следует" и не "логично". Потому что "люди", оперирующие "принципами", "убеждениями", "правами", и т.д., оперируют БЕСПОНЯТИЯМИ. Понятия существуют и формулируются в единственном числе.
3. "Плохо дело, когда принципы становятся чем-то вроде абсолютной истины...".
Что такое "плохо", и что такое "хорошо" – понятийный уровень для детского сада. В логике есть "правильно" и "неправильно".
Ключевое слово здесь – "чем-то вроде". Нет "абсолютной истины", как нет и "неабсолютной". Есть "истина" по определению.
ИСТИНА есть то, что есть в действительности. "Принципы" не могут быть "истиной". Могут быть "истинными". То есть соответствующими тому, что есть в действительности. "... принципы истинны, потому что верны" (чему?).
"... понять умом принципиальных и убежденных людей невозможно...".
Понять только и можно, что – умом. Это убежденцы неспособны понимать, в отсутствие способности к "критическому анализу".
Проблема вообще не в "людях". Не в их "убеждениях" или "вере".
"Дело" – в ТЕБЕ.
"Расставляем акценты. Принципы и убеждения".
Расставлять акценты можно. А нужно – учиться формулировать.