Письмо наркома М.Литвинова И.Сталину 3 января 1939 года

На модерации Отложенный

В мемуарах советских военачальников много писалось о пагубности "ежовского" террора в отношении военных перед войной. Известно, что Гитлер сильно надеялся на последствия "чисток" для ослабления Красной армии. Но катастрофические последствия имел и террор в отношении Народного комиссариата иностранных дел. Центральный аппарат НКИД был уничтожен практически полностью, за исключением самого полпреда Литвинова и его зама Потемкина. Из дипломатов за границей уцелели немногие. После того как полпреды в Иране и Болгарии отказались возвращаться, Сталин прекратил открытые казни. Полпред в Китае Луганец-Орельский, например, был тайно арестован, убит молотком (жена задушена) и похоронен с государственными почестями. В письме Литвинова предлагаются меры к сокращению ущерба от террора.

"Письмо наркома иностранных дел М.М. Литвинова И.В. Сталину 3 января 1939 г. 

Секретно

Копии — В. М. Молотову, Г. М. Маленкову.

До сих пор вакантны места полпредов в 9 столицах, а именно: в Вашингтоне, Токио, Варшаве, Бухаресте, Барселоне, Ковно, Копенгагене, Будапеште и Софии. Если не вернется в Тегеран находящийся сейчас в СССР т. Черных, то получится 10-я вакансия.

В некоторых из перечисленных столиц не имеется полпредов уже свыше года. Оставление на продолжительные сроки поверенных в делах во главе посольств и миссий приобретает, политическое значение и истолковывается как результат неудовлетворительных дипломатических отношений.

Я считаю особенно неудобным и вредящим нашим отношениям отсутствие полпредов в Варшаве, Бухаресте и Токио. После наметившегося сближения с Польшей польская печать заявила о предстоящем назначении полпреда в Варшаву как неизбежном вследствие сближения.

Благодаря отсутствию полпреда в Бухаресте мы не имеем решительно никакой информации о том, что происходит в Румынии как в области внутренней, так и внешней политики. С Японией нам приходится вести все переговоры через японского посла, ибо наш поверенный в делах доступа к министру иностранных дел почти не имеет (как правило, министр редко лично принимает поверенных в делах).

Не лучше обстоит дело с советниками и секретарями полпредств. Имеется свободных вакансий: советников — 9, секретарей — 22, консулов и вице-консулов — 30 и других политических работников полпредств (заведующих отделами печати, атташе и секретарей консульств) — 46.

Некоторых полпредов мы не можем вызывать в Москву во исполнение решения ЦК, ввиду отсутствия у них работников (в Афинах у полпреда нет ни одного человека) или таких, которым можно было бы поручить хотя бы временное заведывание полпредством. Я уже не говорю о свободных вакансиях ответственных работников в центральном аппарате НКИД. Достаточно сказать, что из 8 отделов только 1 имеет утвержденного заведующего, а во главе остальных 7 находятся врио заведующих.

Нет в НКИД, и в особенности в полпредствах, необходимого технического персонала.

Мы с последней почтой не получили почти никаких докладов и информации из Лондона вследствие отсутствия там машинистки.

Со вчерашнего дня пришлось приостановить курьерскую службу, так как 12 курьерам не разрешают выезд за границу до рассмотрения их личных дел.

Такое положение создалось не только вследствие изъятия некоторого количества сотрудников НКИД органами НКВД. Дело в том, что, как правило, почти все приезжающие в Союз в отпуск или по нашему вызову заграничные работники не получают разрешения на обратный выезд. Не получают разрешения на выезд за границу также большинство работников центрального аппарата НКИД. Немалое количество работников исключено парткомом из партии в порядке бдительности. Другие устраняются от секретной работы («рассекречиваются»), а следовательно, теряют для НКИД всякую ценность по распоряжению 7-го Отдела НКВД. Подготовленная нами на курсах за последние годы смена также не получает возможности работать за границей. Новых подходящих работников мы за последнее время от ЦК не получаем. Набранные на курсы новые работники смогут стать на работу по окончании курсов лишь через полтора-два года. Не видно, таким образом, никаких перспектив к пополнению наших кадров, если будет продолжаться нынешний подход к разрешению выезда за границу и к допущению к секретной работе.

Можно было бы свернуть полпредскую сеть. Не раз уже обсуждался, например, вопрос об объединении трех скандинавских полпредств в одном. Можно было бы также объединить финское полпредство с эстонским, латвийское — с литовским, чехословацкое — с венгерским, румынское — с греческим, но это даст не очень большую экономию, ибо придется иметь во всех столицах, по крайней мере, консульства. Да и политически вряд ли это удобно, ибо усилились бы толки о нашей самоизоляции и т. п.

Конкретно я могу пока сделать лишь следующие предложения:

1. Тов. Александровского (Полпред в Чехословакии) перевести в Бухарест, ибо Румыния для нас теперь имеет больше значения, чем фашизированная и потерявшая всякую самостоятельность Чехословакия.

2. В Варшаву назначить т. Богомолова, о котором я писал еще 29 октября пр. г. Из всех присланных ЦК кандидатов в полпреды т. Богомолов производит наилучшее впечатление. Если почему-либо назначение т. Богомолова невозможно, то предлагаю назначить в Варшаву т. Александровского.

3. Тов. Марченко назначить полпредом в Испании. Негрин болезненно воспринимает оставление нами Испании без полпреда. Фактически т. Марченко выполняет все функции полпреда и с работой справляется, отчего же не дать ему звание полпреда.

4. Назначить комиссию для изучения создавшегося в НКИД положения с кадрами и изыскания путей к изменению положения. В комиссию просил бы назначить одного из членов ПБ, т. Маленкова и меня.

Литвинов"

Упомянутые М.Литвиновым Черных, Александровский, Богомолов, Марченко, все были расстреляны.