Археологическая экспедиция Сталина чтобы создать известный всем памятник

На модерации Отложенный

иНапротив Моссовета памятник с любопытнейшей историей. Якобы, Сталин сменял монумент основателю Москвы на обливного петушка для друга Рузвельта.

Напротив Моссовета памятник с любопытнейшей историей. Якобы, Сталин сменял монумент основателю Москвы на обливного петушка для друга Рузвельта. Мой любимый академик от эстетики Борев клеймил памятник князу Долгорукому китчем и низким жанром. А на мой вкус – выдающаяся работа! В том числе, сугубо исторически.

Особенно пикантно на этом фоне смотрятся байки про коня Долгорукого. Которому Сталин повелел кое-какой элемент добавить. А Хрущёв, наоборот, якобы, приказал немедленно отпилить.

Там ещё страшнее. Солженицын писал, что памятник Долгорукому поставили в издевательство! В честь подавления мятежа зэков чекистами. Как он такое придумывал?

Давайте от печки, в своём собрании антисоветчины «Сталиниада» академик Борев рассказывает про скульптора Сергея Михайловича Орлова. Мол, никакими памятниками он не занимался, делал детские игрушки из фарфора. Обливных коняшек и петушков.

И однажды Орлов сделал простенькую– обливного петушка. На выставке петушок глянулся американскому дипломату. А товарищ Молотов снял петушка с витрины и послу в карман.

По Бореву, Орлов устроил скандал. Верните моего петушка. Я его для советских детей делал, а не дла капиталистов!

Уж и 400 рублей ему за петушка сулили, он ни в какую. Скульптор в МИД, те отписываются, что интурист уже отчалил. И сулят уже в десять раз больше – 4 тысячи за петушка.

Скульптор не успокоился. Дошёл с жалобами до самого Сталина! Отдайте обливного петушка!

И вот однажды у дачи Орлова останавливается чёрный воронок. Два сумрачных чекиста волокут деятеля искусств на заднее сиденье. Привезли, почему-то, не на Лубянку, а в Кремль. В кабинет вождя:

«Сталин сказал:
— А вот и наш скульптор зашел к нам. Какое у вас дело, товарищ Орлов?
Правдоискатель, запинаясь, объяснил, что он сделал обливного петушка из глины для советских детей, а его отдали знатному американскому империалисту.
— Да, — сказал Сталин, — товарищ Молотов совершил ошибку, и мы должны сделать ему строгое замечание и указать, чтобы впредь он игрушки, созданные для советских детей, не отдавал заокеанским богачам».

После чего Сталин поручил председателю Союза художников Иогансону щедро расплатиться с Орловым. Мол, у нас тут готовится памятник Долгорукому. Вот и отдайте подряд Орлову, а заодно премию уже не в четыре, а в сорок тысяч рублей!

Байка красивая, только неправда. Об этом памятнике Борев, в принципе, пишет с изрядным ехидством. Мол, сделали истукана вместо князя.

«Илья Эренбург однажды вспомнил об этом монументе и привел его как довод против моего утверждения, что в искусстве существует прогресс. Эренбург говорил: я видел скульптуры Фидия и каждое утро вижу памятник Долгорукому. Если это прогресс, то я готов выброситься из моего окна».

Ну дело вкуса, по-моему, памятник Долгорукому вышел отличный. Поза, мощь, рука над русскими землями. Ещё и доспех прорисован в деталях и очень достоверно.

Если бы наши сериалы хоть наполовину так снимали! Не надо же ничего придумывать и кожаные наручи тянуть на артистов не надо. Просто к памятнику сходите и посмотрите как должен быть одет русский витязь.

Про обливных петушков тоже смешно. Какие петушки! Орлов уникальный мастер по работе с фарфором. Создавал масштабные и сложнейшие композиции.

Напротив Моссовета памятник с любопытнейшей историей. Якобы, Сталин сменял монумент основателю Москвы на обливного петушка для друга Рузвельта.-2Напротив Моссовета памятник с любопытнейшей историей. Якобы, Сталин сменял монумент основателю Москвы на обливного петушка для друга Рузвельта.-2-2Богатырский цикл Орлова

Фарфор – материал крайне непростой в работе, но Орлов делал с ним чудеса. Целые скульптурные сцены из наших сказок, былинных богатырей, Александра Невского, громящего псов-рыцарей.

Всё это в крайне сложных композициях. С тонкой росписью цветной эмалью. Какой там обливной петушок?!

А уж поверить, что заказ на памятник отдали за петушка, серьёзно? Как обычно, был конкурс, на который лучшие скульпторы представляли свои проекты.

Кстати, в фаворитах была Вера Мухина. У нее как раз князь был вполне мирный, без доспеха, в длинных русских одеждах. Проекты сохранились отлично.

Больше того, именно на основании проекта памятника Мухина создаёт статуэтку. Как раз в технике фарфоровой росписи. Статуэтка князя разошлась довольно приличным тиражом и стала по сервантам.

Достаточно поставить рядом проекты Орлова и Мухиной и всё станет ясно. Проект Мухиной очевидно проигрывает. Какие там обливные петушки, несравнимые по впечатлению работы!

Проект памятника Долгорукому МухинойНапротив Моссовета памятник с любопытнейшей историей. Якобы, Сталин сменял монумент основателю Москвы на обливного петушка для друга Рузвельта.-3-2Напротив Моссовета памятник с любопытнейшей историей. Якобы, Сталин сменял монумент основателю Москвы на обливного петушка для друга Рузвельта.-3-3Проект памятника Долгорукому Мухиной

Работал над памятником, опять же, не один скульптор, пусть даже гениальный.

Вместе с Орловым проект разрабатывали Антропов и Штамм. А постаментом и архитектурным вписывание памятника в ансамбль площади занимался Андреев.

Удивительно, но к работе над памятником подключили историков и крайне серьёзно. Изначально памятник хотели поставить к 800-летию Москвы. То есть, к 1947 году. Но в итоге работы затянулись до 1954 года.

Потому что пришлось организовать целую археологическую экспедицию. Нынешним скульпторам такое даже не приснится!

В 1946 году наш известный антрополог Герасимов выбивает лично у Сталина подпись под проектом большой археологической экспедиции. Провдодятся раскопки, ищется захоронение князя. Изучаются старинные летописи и описания князя.

Герасимов попутно делает серьёзное научное открытие. Внезапно доказано, что считающееся захоронением князя место – ошибочное! А ведь стояла задача попытаться реконструировать по захоронению лицо князя! Чтобы на памятнике было вполне историческое сходство! Уникальный исторический проект!

Увы, к тому моменту подлинное захоронение найти так и не удалось. Зато собран ботатейший археологический материал.

Сказка о рыбаке и рыбке в исполнении ОрловаНапротив Моссовета памятник с любопытнейшей историей. Якобы, Сталин сменял монумент основателю Москвы на обливного петушка для друга Рузвельта.-4-2Напротив Моссовета памятник с любопытнейшей историей. Якобы, Сталин сменял монумент основателю Москвы на обливного петушка для друга Рузвельта.-4-3Сказка о рыбаке и рыбке в исполнении Орлова

Элементы доспеха и костюма консультировали профессиональные историки. На постаменте затейливая резьба и опять не выдумка скульптора. Многие элементы почерпнуты с росписей Георгиевского собора в Юрьеве-Польском.

Памятник-то удивительный. Там и мифический кентавры, и василиски, сказочные прицы Сирин и Фениксы. Стилизованные под древнерусский стиль львы, олени, грифоны. Это не «истукан» - подлинное произведение искусства!

А вот легенды, до которых не дотянулся даже академик Борев. Какой-то деятель сочинил такой диалог. Сталин изучил проект Орлова и спросил:

«Почему у Вас, товарищ Орлов, Долгорукий сидит на кобыле? Жеребец подчеркнёт мужественность основателя Москвы».

Пришлось срочно изготавливать недостающую «деталь» коню. Разумеется, все страшно перепугались расстрелов. Потому мужественность решили подчеркнуть даже с избытком. Чтобы каждому сразу было видно.

Есть байка, что в начале шестидесятых Хрущёв даже из окна автомобиля обратил внимание на ту самую «деталь». И потребовал немедленно спилить это безобразие. Пришлось брать в руки ножовку.

Разумеется, это всё дурные байки.Ни Сталин не интересовался что там у коня под животом, ни Хрущёв. Но переплюнул всех Солженицын!

В своём неполживом Архипелаге Александр Исаич пишет:

«Всякий раз, когда вы проходите в Москве мимо памятника Долгорукому, вспоминайте: его открыли в дни кенгирского мятежа — и так он получился как бы памятник Кенгиру».

Учёные и скульпторы работали над памятником восемь лет. Но нет, приурочен к восстанию. Ну что ты будешь делать. Злые чекисты хотели увековечить памятником Долгорукому подавление бунта заключённых. Это клиника какая-то.

Кстати, кенгирский мятеж в одном из лагерей Казахстана – штука не менее любопытная. По легенде там зэки чуть ли не сорок дней захватили лагерь и устроили заковскую республику.

По-моему, история крайне сомнительная. Опять же, узнали про неё только в девяностые. Причём от Надежды Демидович.

Это такая белорусская мадам Солженицын. Диссидентка, антисоветчица. Дописывала свои байки про Кенгир она, разумеется, уже проживая в Польше. Так что источник сугубо достоверный про злодейства большевиков, не извольте сомневаться.

Ну и ещё одна байка. Что, якобы. Сталин за обливного петушка, отданного Гарриману, и памятник Долгорукому наградил Орлова Сталинской премией. Это тоже неправда.

Александр Невский бьет псов-рыцарей, фарфорНапротив Моссовета памятник с любопытнейшей историей. Якобы, Сталин сменял монумент основателю Москвы на обливного петушка для друга Рузвельта.-5-2Александр Невский бьет псов-рыцарей, фарфор

Премию Орлову, и правда, присудили в 1946 году. Задолго до открытия памятника Долгорукому. В постановлении о премии отмечено, что скульптор награждается за работы «Мать», «Невский» и «Сказка о рыбаке и рыбке». Две последних, как раз, сложнейшие фарфоровые композиции.

Что в итоге? Замечательный памятник, созданный на глубокой исторической основе. Талантливый коллектив скульпторов и архитекторов. Паятник Долгорукому в художественных училищах бы изучать как пример стилизации под русскую старину.

Но вместо этого сплошные байки. Обливные петушки, самодур Сталин. И та самая бронзовая деталь от коня, с которой носится по Москве Хрущёв.