Археологическая экспедиция Сталина чтобы создать известный всем памятник
На модерации
Отложенный
и
Напротив Моссовета памятник с любопытнейшей историей. Якобы, Сталин сменял монумент основателю Москвы на обливного петушка для друга Рузвельта. Мой любимый академик от эстетики Борев клеймил памятник князу Долгорукому китчем и низким жанром. А на мой вкус – выдающаяся работа! В том числе, сугубо исторически.
Особенно пикантно на этом фоне смотрятся байки про коня Долгорукого. Которому Сталин повелел кое-какой элемент добавить. А Хрущёв, наоборот, якобы, приказал немедленно отпилить.
Там ещё страшнее. Солженицын писал, что памятник Долгорукому поставили в издевательство! В честь подавления мятежа зэков чекистами. Как он такое придумывал?
Давайте от печки, в своём собрании антисоветчины «Сталиниада» академик Борев рассказывает про скульптора Сергея Михайловича Орлова. Мол, никакими памятниками он не занимался, делал детские игрушки из фарфора. Обливных коняшек и петушков.
И однажды Орлов сделал простенькую– обливного петушка. На выставке петушок глянулся американскому дипломату. А товарищ Молотов снял петушка с витрины и послу в карман.
По Бореву, Орлов устроил скандал. Верните моего петушка. Я его для советских детей делал, а не дла капиталистов!
Уж и 400 рублей ему за петушка сулили, он ни в какую. Скульптор в МИД, те отписываются, что интурист уже отчалил. И сулят уже в десять раз больше – 4 тысячи за петушка.
Скульптор не успокоился. Дошёл с жалобами до самого Сталина! Отдайте обливного петушка!
И вот однажды у дачи Орлова останавливается чёрный воронок. Два сумрачных чекиста волокут деятеля искусств на заднее сиденье. Привезли, почему-то, не на Лубянку, а в Кремль. В кабинет вождя:
«Сталин сказал:
— А вот и наш скульптор зашел к нам. Какое у вас дело, товарищ Орлов?
Правдоискатель, запинаясь, объяснил, что он сделал обливного петушка из глины для советских детей, а его отдали знатному американскому империалисту.
— Да, — сказал Сталин, — товарищ Молотов совершил ошибку, и мы должны сделать ему строгое замечание и указать, чтобы впредь он игрушки, созданные для советских детей, не отдавал заокеанским богачам».
После чего Сталин поручил председателю Союза художников Иогансону щедро расплатиться с Орловым. Мол, у нас тут готовится памятник Долгорукому. Вот и отдайте подряд Орлову, а заодно премию уже не в четыре, а в сорок тысяч рублей!
Байка красивая, только неправда. Об этом памятнике Борев, в принципе, пишет с изрядным ехидством. Мол, сделали истукана вместо князя.
«Илья Эренбург однажды вспомнил об этом монументе и привел его как довод против моего утверждения, что в искусстве существует прогресс. Эренбург говорил: я видел скульптуры Фидия и каждое утро вижу памятник Долгорукому. Если это прогресс, то я готов выброситься из моего окна».
Ну дело вкуса, по-моему, памятник Долгорукому вышел отличный. Поза, мощь, рука над русскими землями. Ещё и доспех прорисован в деталях и очень достоверно.
Если бы наши сериалы хоть наполовину так снимали! Не надо же ничего придумывать и кожаные наручи тянуть на артистов не надо. Просто к памятнику сходите и посмотрите как должен быть одет русский витязь.
Про обливных петушков тоже смешно. Какие петушки! Орлов уникальный мастер по работе с фарфором. Создавал масштабные и сложнейшие композиции.
Фарфор – материал крайне непростой в работе, но Орлов делал с ним чудеса. Целые скульптурные сцены из наших сказок, былинных богатырей, Александра Невского, громящего псов-рыцарей.
Всё это в крайне сложных композициях. С тонкой росписью цветной эмалью. Какой там обливной петушок?!
А уж поверить, что заказ на памятник отдали за петушка, серьёзно? Как обычно, был конкурс, на который лучшие скульпторы представляли свои проекты.
Кстати, в фаворитах была Вера Мухина. У нее как раз князь был вполне мирный, без доспеха, в длинных русских одеждах. Проекты сохранились отлично.
Больше того, именно на основании проекта памятника Мухина создаёт статуэтку. Как раз в технике фарфоровой росписи. Статуэтка князя разошлась довольно приличным тиражом и стала по сервантам.
Достаточно поставить рядом проекты Орлова и Мухиной и всё станет ясно. Проект Мухиной очевидно проигрывает. Какие там обливные петушки, несравнимые по впечатлению работы!
Проект памятника Долгорукому Мухиной
Работал над памятником, опять же, не один скульптор, пусть даже гениальный.
Вместе с Орловым проект разрабатывали Антропов и Штамм. А постаментом и архитектурным вписывание памятника в ансамбль площади занимался Андреев.
Удивительно, но к работе над памятником подключили историков и крайне серьёзно. Изначально памятник хотели поставить к 800-летию Москвы. То есть, к 1947 году. Но в итоге работы затянулись до 1954 года.
Потому что пришлось организовать целую археологическую экспедицию. Нынешним скульпторам такое даже не приснится!
В 1946 году наш известный антрополог Герасимов выбивает лично у Сталина подпись под проектом большой археологической экспедиции. Провдодятся раскопки, ищется захоронение князя. Изучаются старинные летописи и описания князя.
Герасимов попутно делает серьёзное научное открытие. Внезапно доказано, что считающееся захоронением князя место – ошибочное! А ведь стояла задача попытаться реконструировать по захоронению лицо князя! Чтобы на памятнике было вполне историческое сходство! Уникальный исторический проект!
Увы, к тому моменту подлинное захоронение найти так и не удалось. Зато собран ботатейший археологический материал.
Сказка о рыбаке и рыбке в исполнении Орлова
Элементы доспеха и костюма консультировали профессиональные историки. На постаменте затейливая резьба и опять не выдумка скульптора. Многие элементы почерпнуты с росписей Георгиевского собора в Юрьеве-Польском.
Памятник-то удивительный. Там и мифический кентавры, и василиски, сказочные прицы Сирин и Фениксы. Стилизованные под древнерусский стиль львы, олени, грифоны. Это не «истукан» - подлинное произведение искусства!
А вот легенды, до которых не дотянулся даже академик Борев. Какой-то деятель сочинил такой диалог. Сталин изучил проект Орлова и спросил:
«Почему у Вас, товарищ Орлов, Долгорукий сидит на кобыле? Жеребец подчеркнёт мужественность основателя Москвы».
Пришлось срочно изготавливать недостающую «деталь» коню. Разумеется, все страшно перепугались расстрелов. Потому мужественность решили подчеркнуть даже с избытком. Чтобы каждому сразу было видно.
Есть байка, что в начале шестидесятых Хрущёв даже из окна автомобиля обратил внимание на ту самую «деталь». И потребовал немедленно спилить это безобразие. Пришлось брать в руки ножовку.
Разумеется, это всё дурные байки.Ни Сталин не интересовался что там у коня под животом, ни Хрущёв. Но переплюнул всех Солженицын!
В своём неполживом Архипелаге Александр Исаич пишет:
«Всякий раз, когда вы проходите в Москве мимо памятника Долгорукому, вспоминайте: его открыли в дни кенгирского мятежа — и так он получился как бы памятник Кенгиру».
Учёные и скульпторы работали над памятником восемь лет. Но нет, приурочен к восстанию. Ну что ты будешь делать. Злые чекисты хотели увековечить памятником Долгорукому подавление бунта заключённых. Это клиника какая-то.
Кстати, кенгирский мятеж в одном из лагерей Казахстана – штука не менее любопытная. По легенде там зэки чуть ли не сорок дней захватили лагерь и устроили заковскую республику.
По-моему, история крайне сомнительная. Опять же, узнали про неё только в девяностые. Причём от Надежды Демидович.
Это такая белорусская мадам Солженицын. Диссидентка, антисоветчица. Дописывала свои байки про Кенгир она, разумеется, уже проживая в Польше. Так что источник сугубо достоверный про злодейства большевиков, не извольте сомневаться.
Ну и ещё одна байка. Что, якобы. Сталин за обливного петушка, отданного Гарриману, и памятник Долгорукому наградил Орлова Сталинской премией. Это тоже неправда.
Александр Невский бьет псов-рыцарей, фарфор
Премию Орлову, и правда, присудили в 1946 году. Задолго до открытия памятника Долгорукому. В постановлении о премии отмечено, что скульптор награждается за работы «Мать», «Невский» и «Сказка о рыбаке и рыбке». Две последних, как раз, сложнейшие фарфоровые композиции.
Что в итоге? Замечательный памятник, созданный на глубокой исторической основе. Талантливый коллектив скульпторов и архитекторов. Паятник Долгорукому в художественных училищах бы изучать как пример стилизации под русскую старину.
Но вместо этого сплошные байки. Обливные петушки, самодур Сталин. И та самая бронзовая деталь от коня, с которой носится по Москве Хрущёв.
Комментарии