Двуликая статуя Мефистофеля и Маргариты

На модерации Отложенный

Люди искусства никогда не перестанут нас удивлять и вдохновлять своими уникальными работами. Именно так они выражают свое отношение к окружающему миру. Некоторые экспонаты дошли к нам с давних времен и ничуть не потеряли свою оригинальность, а некоторые созданные нашими современниками также покоряют и восхищают до глубины души.


Двуликая статуя Мефистофеля и Маргариты

Двуликая статуя Мефистофеля и Маргариты - одна из самых известных скульптур в мире. Её в XIX веке создал неизвестный французский скульптор из цельного куска древнейшего дерева Сикомор. Хранится данное произведение искусства в музее Салар Джанг в Хайдарабаде в Индии.

Высота скульптурной композиции составляет 177,2 сантиметра. Во всем мире она известна, как «Двойная статуя Мефистофеля и Маргариты». Её особенностью является то, что с одной её стороны высечен мужской образ, а с другой — женский. Это два персонажа из знаменитой драмы Гёте «Фауст».

Позади двуликой статуи специально размещено огромное зеркало, чтобы зритель мог видеть два изображения одновременно. Это дает возможность оценить безупречное мастерство неизвестного автора и понять композиционный замысел его творения. Стоит также отметить, что уровень сложности в подобной композиции остается практически непревзойдёнными в течение последних двух столетий.


Двуликая статуя Мефистофеля и Маргариты. Музей Салар Джанг. Индия. Автор: Неизвестный французский скульптор XIX века.

Двуликая статуя Мефистофеля и Маргариты.  Музей Салар Джанг. Индия. Автор: Неизвестный французский скульптор XIX века.

Если стать прямо лицом к лицу к Мефистофелю, можно созерцать только мужской образ — надменный и злой, застывший с циничной улыбкой на лице. Но стоит шагнуть влево или вправо - меняется угол обозрения, и зритель видит в отражении зеркала - хрупкую и изящную Маргариту, покорно склонившую голову с молитвенником в одной руке.

Оба персонажа, высеченные из дерева, служат антиподами друг другу. В то время как Мефистофель, больше известный как дьявол, изображён самодовольным, с выпяченной грудью и надменным выражением лица, Маргарита предстаёт перед нами робкой и покорной своей судьбе. Именно этот контраст и завораживает зрителя.

Как говорилось выше, эта композиция полностью перекликается с философской драмой немецкого писателя и мыслителя Иоганна Вольфганга Гёте «Фауст», которой он посвятил почти 60 лет своей жизни (вынашивал замысел, варьировал сюжет, переосмысливал, переписывал, переиздавал).

Двуликая статуя Мефистофеля и Маргариты. Фрагмент. Вид в профиль.

Двуликая статуя Мефистофеля и Маргариты.

Фрагмент. Вид в профиль.


Несколько слов о сюжете трагедии Гёте

В основу своей драмы Гёте заложил немецкую легенду о Фаусте, который заключил сделку с дьяволом, обменяв свою душу на знания и мирские удовольствия. Именно эта история и вдохновила прозаика создать шедевр мировой литературы.

Любовь неожиданно вспыхнувшая, между простой девушкой и Фаустом, привела к большой трагедии. О таком исходе юная целомудренная девушка даже подумать не могла. Не в силах противостоять возникшей страсти, она опаивает сатанинским зельем родную мать, чтобы вырваться из-под постоянного надзора и утонуть в объятиях своего возлюбленного.

Игра на контрасте: усмешка дьявола и кроткая праведница. Двуликая статуя Мефистофеля и Маргариты.

Игра на контрасте: усмешка дьявола и кроткая праведница. Двуликая статуя Мефистофеля и Маргариты.

Но, откуда было знать несчастной, что снотворное, подсунутое ей Мефистофелем, на самом деле яд? А поутру страшная новость отрезвит Маргариту — её мать мертва. Вскоре и брат совращённой девушки погибнет от рук Фауста в поединке за честь сестры. А после возлюбленный бежит, спасаясь от наказания за содеянное преступление. Все надежды девушки на счастливую жизнь рухнули в одночасье. Вдобавок ко всему, бедняжка узнаёт, что ждёт от порочной связи ребенка. Но в припадке безумия Маргарита лишит жизни свою новорожденную дочь, за что попадет в тюрьму. Приговор - смертная казнь.

Узнав о случившемся, Фауст просит свидания с бывшей возлюбленной. В его силах, конечно же, не без помощи Мефистофеля, вытащить несчастную из лап смерти. Однако, истерзанная чувством вины, Маргарита отказывается от такой помощи. Ей не нужна больше жизнь во грехе. Она искренне раскаивается и желает понести наказание за содеянное зло.

Двуликая статуя Мефистофеля и Маргариты. Музей Салар Джанг. Индия.

Двуликая статуя Мефистофеля и Маргариты. Музей Салар Джанг. Индия.

Образ героини драмы очень трагичен и притягателен одновременно. Безумная сила любви и страсти, превратила невинное создание в блудницу и убийцу. Однако чистота души Маргариты, её раскаяние и твёрдое решение нести свой крест до конца обеспечили ей спасение. Господь её пожалел: спасенную душу Маргариты приютил небеса...