Подсчитали — прослезились

На модерации Отложенный

ЦБ РФ повысил прогноз по инфляции в 2024 году с 4,3—4,8% до 6,5—7%, таким образом расписавшись в собственной неспособности остановить рост цен.

  Почему не удалось выйти на целевой показатель 4%? Почему действия регулятора по сдерживанию инфляции оказались неэффективными? Чиновники в один голос плачут: мол, во всём виноват высокий внутренний спрос. При том что возможности экономики по его удовлетворению оказались довольно ограниченными. Да и с импортом проблемы по причине санкций. Импортозамещение-то по факту (за исключением сельского хозяйства) оказалось провалено.

Вот и приходится Набиуллиной хвататься за «ставочную дубину» — планка задрана до небес, став по сути запретительной. А цены как росли, так и растут. И стоит ли этому удивляться? Ведь попытки охладить спрос путём завинчивания ставочных гаек с целью понизить доступность кредитов для населения имеют и оборотную сторону: подорожавшие кредиты бизнес вынужден закладывать в цену. То есть в конечном итоге ценники для потребителя лишь повышаются. Регулятор тем временем посылает сигналы, что уже вошёл во вкус и на достигнутых 18% ставки едва ли остановится. Впрочем, первым, кто пострадает от дорогих кредитов, станет население, которому годами внушали, как финансовые власти (вдруг в одночасье пустившие под нож массу льготных кредитных программ), так и банкиры, что «жизнь в долг» — это якобы норма жизни. А поди ж ты...

«Далеко не факт, что дальнейшее повышение ставки ЦБ РФ замедлит инфляцию ввиду того, что повлечёт за собой рост цен: даже если снизятся цены на готовую продукцию, для лиц, которые будут использовать заёмные суммы, общая величина платежа значительно возрастёт», — сообщила «Правде» Елена Смирнова, доцент кафедры налогов и налогового администрирования факультета налогов, аудита и бизнес-анализа Финансового университета при правительстве Российской Федерации.

Вопросов между тем к финансовым властям накопилась масса. Что влияет сейчас больше всего на разгон цен? Неужто только упорно не желающий остывать потребительский спрос? Внятных ответов от официальных лиц, кроме заезженной пластинки про целевые 4%, мы не слышим. Впрочем, даже оптимистам из чиновничьих кабинетов пришлось слегка подкислить мину, со скрипом сдвинув прогноз на полпроцента — до 4,5% в 2025 году.

Между тем до этих радужных показателей ещё очень далеко.

«Действительно, инфляция превышает запланированные значения. Наибольший рост показывают строительство, розничная торговля и сфера услуг (в том числе туризм с учётом повышения базовых цен на железнодорожные билеты и топливо для авиа- и автомобильного транспорта). Неоднозначная ситуация складывается в сельском хозяйстве, когда нет определённости с прогнозом по урожаю ввиду весенних сложных погодных условий», — добавила Елена Смирнова.

«Прежде всего стоит отметить, что нынешний прогноз регулятора значительно превышает целевой ориентир по инфляции в 4%, который ранее считался достижимым и оптимальным для поступательного развития экономики. Очевидно, что реалии оказались куда сложнее, чем предполагалось изначально. Кроме прочего, инфляционные ожидания подогреваются самим государством путём повышения коммунальных тарифов, акцизов на всё, что только возможно, отраслевыми факторами, например ростом цен на энергоносители, сырьё и логистику, который через межотраслевые связи распространяется на всю экономику. Сельское хозяйство также формирует инфляционные риски на фоне неопределённости с урожаем из-за неблагоприятных погодных условий. Приходится признать, что действия ЦБ по сдерживанию инфляции через повышение ключевой ставки пока не принесли желаемых плодов. Дело в том, что удорожание кредитов для бизнеса и населения имеет неоднозначный эффект. В некоторых отраслях компании просто закладывают возросшие издержки в цены, усугубляя инфляцию», — резюмировал в беседе с «Правдой» экономист Роман Синицын.

До какого уровня может быть повышена ставка ЦБ, если борьба с инфляцией продолжит «сбоить»?

«Поддержание в течение полугода ключевой ставки на уровне 16% пока не привело к сокращению «перегрева» в экономике. В наиболее жёстком сценарии она может быть повышена до 20% уже со следующего заседания 13 сентября — в этом случае ставка вернётся к рекорду последних 20 лет», — сказала «Правде» Ольга Беленькая, руководитель отдела макроэкономического анализа ФГ «Финам».

Хотя в Центробанке и продолжают железобетонно уверять, будто у них «всё под контролем», но, как видно, из ручного зверька инфляция всё больше превращается в дикого зверя, укротить которого пока не удаётся.

Михаил ЕВСТИГНЕЕВ.