Россия - Грузия. 5 августа 2011 года

Грузия отреагировала на интервью Медведева: Россия должна уважать территориальную целостность

Газета.Ru, 2 часа назад   http://www.gazeta.ru/news/lenta/2011/08/06/n_1955913.shtml

Власти Грузии готовы к цивилизованным и дружеским отношениям с Россией, условием Грузии при этом является «уважение ее территориальной целостности» и отказ России от «агрессивной политики», заявила пресс-секретарь президента Грузии Манана Манджгаладзе на брифинге в субботу.

«Тревожно, что президент России вновь цинично оправдывает этническую чистку, военную агрессию, оккупацию, осуществленную Российской Федерацией в августе 2008 года», — заявила Манджгаладзе, комментируя интервью, которое президент России Дмитрий Медведев дал на днях представителям СМИ.

По словам пресс-секретаря, «очень опасно и то, что Медведев считает агрессию против Грузии уроком для других стран».

При этом она подчеркнула, что своим интервью президент России практически открыто признал, что правительство России не намерено искать организаторов терактов в Грузии, заявив, что никакого расследования по данным фактам проведено не будет и что все это «чушь, вранье и провокация». Между тем, по мнению Манджгаладзе, причастность России к терактам в Грузии «подкреплены серьезными доказательствами».

Пресс-секретарь президента Грузии указала на тон президента России, который, по ее словам, «больше смахивал на лексику времен холодной войны».

«Печально и то, что Медведев не избежал оскорблений в отношении стран-друзей Грузии и сената США», — подчеркнула она.

Несмотря на все это, «власти Грузии вновь готовы к переговорам с Россией и налаживанию нормальных взаимоотношений, но только в случае уважительного отношения официальной Москвы к Грузии, грузинскому народу, его воле, свободе, фундаментальным правам и отказа от бесполезной попытки восстановить советскую империю», — заявила пресс-спикер.

Новость на сайте «Газеты.Ru»

 

Д.Медведев потребовал международного суда над М.Саакашвили

Д.Медведев потребовал международного суда над М.Саакашвили
Статьи по теме:
  • С.Лавров: Россия может вступить в ВТО в обход Грузии
  • Грузия раскрыла условия вступления России в ВТО
  • Россия обвинила сенат США в "безграмотном пиаре" на грузинском вопросе
 

 

Дмитрий Медведев высказался за создание Международного суда по действиям президента Грузии Михаила Саакашвили. Об этом он заявил в интервью российским и грузинским СМИ накануне трехлетия событий в Южной Осетии.

Однако, по мнению Д.Медведева, в этом вопросе мнение только России не является достаточным. "Окончательный суд будет творить история, а промежуточный - грузинские избиратели", - добавил президент.

Отвечая на вопрос журналистов, президент сказал, что в настоящее время вступление Южной Осетии в состав России невозможно. По его мнению, никаких юридических предпосылок сейчас для этого нет.

Он также добавил, что заявления сената США об оккупации российскими военными территории Грузии ни на чем не основаны. Они отражают вкусовые пристрастия отдельных престарелых членов сената, которые в силу субъективных причин симпатизируют тем или иным людям.

"Это иностранный парламент. Мне до него нет никакого дела. Мне безразличны их формулировки", - подчеркнул президент России.

Он отметил, что ему не стыдно за указы о признании независимости Абхазии и Южной Осетии, так как иначе эту трагедию было не остановить.

Президент назвал условия для восстановления отношений с Грузией. Он сказал, что снятие Грузией претензий к России на переговорах по вступлению России во Всемирную торговую организацию (ВТО) может стать отправной точкой по восстановлению экономических и затем дипломатических отношений.

Напомним, в Тбилиси готовы принять Россию в торговое объединение, если Москва закроет свои таможенные пункты в Абхазии и Южной Осетии, которые считает оккупированными территориями.

"Если под эту марку вступления в ВТО пытаются протолкнуть изменения политических реалий, то мы, конечно, на это не пойдем, и здесь даже ВТО не будет той ценой, которая может быть заплачена", - сказал Д.Медведев в интервью.

При этом Д.Медведев подчеркнул, что если грузинское руководство проявит мудрость и изменит свою позицию относительно вступления России в ВТО, то "это может стать если не поворотной точкой, то точкой соприкосновения, вокруг которой могли бы начать восстанавливаться торгово-экономические, а потом и дипломатические отношения".

Несмотря на то что Тбилиси сейчас блокирует вступление России в ВТО, президент надеется, что страна вступит в торговую организацию до конца этого года.

Теги: Медведев, Саакашвили, Южная Осетия, Грузия, Абхазия

Читать полностью:
http://top.rbc.ru/politics/04/08/2011/608938.shtml
 

ПРЕЗИДЕНТ

Медведев отдаст Саакашвили под трибунал

Президент дал интервью, посвященное годовщине войны с Грузией: отношения с Грузией могут восстановиться, если она перестанет блокировать вступление России в ВТО

  • Комментарии
  • Видео
  • Текст
Президент дал интервью, посвященное годовщине войны с Грузией: отношения с Грузией могут восстановиться, если она перестанет блокировать вступление России в ВТО

— 4.08.11 22:14 —

ТЕКСТ: Ольга Болотова, Елизавета Сурначева

ФОТО: ИТАР-ТАСС

ВидеоВидео

  • Twitter (2)
  •   Опубликовать в ЖЖ
  • Рекомендовать
  • Поделиться с друзьями
 

В годовщину российско-грузинской войны президент Дмитрий Медведев дал интервью российским и грузинским СМИ, в котором впервые признал возможность возобновления отношений с Грузией при нынешнем президенте Михаиле Саакашвили, в случае если Грузия перестанет блокировать присоединение России к ВТО. Но компромисс не станет разменной монетой: Саакашвили заслуживает трибунала, считает президент.

Президент Дмитрий Медведев изменил свою позицию по вопросу перспектив отношений с Грузией при действующем президенте Михаиле Саакашвили. В интервью, которое Медведев дал журналистам грузинского телеканала «Первый информационный кавказский», российского Russia Today и радиостанции «Эхо Москвы» в канун трехлетней годовщины российско-грузинского конфликта, он назвал компромисс по вопросу о вступлении России в ВТО потенциальной «точкой соприкосновения» с нынешним руководством Грузии, «вокруг которой могли бы дальше начать сначала восстановление торгово-экономических отношений, а потом, глядишь, и дипломатических отношений». До сих пор Грузия блокировала решение о вступлении России в ВТО.

При этом он подчеркнул, что вступление в ВТО не станет разменной монетой в отношениях с Грузией. «Если под эту марку вступления в ВТО пытаются протолкнуть изменения политических реалий, то мы, конечно, на это не пойдем, и здесь даже ВТО не будет той ценой, которая может быть заплачена», – заявил Медведев. По оценке главы государства, Россия имеет все шансы вступить в ВТО до конца этого года.

Годом ранее Медведев заявил, что считает возможной нормализацию отношений только после смены власти в Грузии. «При нынешнем руководстве Грузии не может быть нормальных отношений, но это не значит, что, когда во главе Грузии встанут другие люди, этого не произойдет», – заявил тогда президент России.

Впрочем и теперь Медведев считает Саакашвили заслуживающим суда международного трибунала. «Просто потому, что я считаю, что это (нападение Грузии на Южную Осетию) было вопиющее нарушение норм международного права», – сказал журналистам президент, отметив, что пока создание трибунала «нереально».

Как рассказала «Газете.Ru» пресс-секретарь президента Наталья Тимакова, запрос на интервью поступил от радиостанции «Эхо Москвы», которая в последнее время сделала цикл материалов о российско-грузинских взаимоотношениях, в рамках которого взяла интервью у Саакашвили – тот назвал Медведева единственным «потенциально договороспособным человеком», который, однако, «ничего не решает».

При этом называть сочинское интервью Медведева ответом на интервью Саакашвили, по словам Тимаковой, «много чести». «Они («Эхо Москвы» – «Газета.Ru») вышли на нас с просьбой осветить позицию России по грузинскому вопросу», – поясняет она.

На вопрос, с чем связан выбор грузинского телеканала, Тимакова заявила: «Ни с чем. Он русскоязычный, его смотрят на Кавказе». «Это была наша идея, чтобы был и какой-то грузинский канал, а от «Эха Москвы» была заявка по поводу именно этого канала: они работают вместе, и у них давние отношения, – пояснила Тимакова. – Они предложили, мы согласились».

Получила продолжение и не утихающая в последние дни тема присоединения к России Южной Осетии.

Начало оживленной дискуссии положил премьер-министр Владимир Путин, которому в понедельник вопрос о возможном присоединении республики к РФ задала участница молодежного лагеря на озере Селигер. Путин тогда заявил только, что такое решение должен принимать народ Южной Осетии. Вопрос о возможности вхождения Южной Осетии в состав России был задан российскому премьеру спустя сутки после того, как американский сенат единогласно принял резолюцию, подтверждающую факт оккупации Россией Абхазии и Южной Осетии.

После этого с заявлением выступили власти Южной Осетии: президент республики Эдуард Кокойты заявил, что «народ республики неоднократно высказывался за самые тесные отношения с Москвой», но предположил, что более вероятным вариантом было бы присоединение республики к Союзному государству. «Он (народ – «Газета.Ru») исторически ориентирован на Россию и никогда не забудет историческое решение Москвы о признании независимости Южной Осетии в августе 2008 года, – заявил он «Интерфаксу». – Я считаю, что Южная Осетия может войти в состав Союзного государства России и Белоруссии после признания Белоруссией нашей независимости».

В четверг Медведев окончательно поставил точку в вопросе присоединения Южной Осетии к России.

Сейчас это невозможно, считает Медведев.

«Невозможно предвосхитить то, что будет в будущем, но, если говорить о текущей ситуации, ни юридических, ни фактических предпосылок для этого нет», – заявил он.

Президент сделал и внешнеполитическое заявление, касающееся ситуации в Сирии. В интервью Медведев в очередной раз призвал сирийского лидера Башара Асада провести реформы, восстановить гражданский мир и создать современное государство.

Отвечая на вопрос, в чем разница позиции России по Ливии и Сирии, он напомнил, что Муамар Каддафи отдавал «весьма жесткие указания по уничтожению оппозиционеров», чего сирийских лидер не делал, однако там все равно гибнет много людей. «Это вызывает наше огромное беспокойство, поэтому при нашем личном общении и в тех письмах, которые я ему направлял, я провожу одну идею: нужно срочно проводить референдум, мириться с оппозицией, восстанавливать гражданский мир и создавать современное государство», – заявил он. По словам Медведева, если этого не произойдет, то и России придется принимать альтернативные меры.

«Если он (Башар Асад) не сможет это сделать, его ждет печальная участь, и в конечном счете нам тоже придется принимать какие-то решения», – сказал президент.

Накануне Совет безопасности ООН не стал принимать резолюцию по ситуации в Сирии, ограничившись заявлением генсека Пан Ги Муна. На смягчении отклика настаивала в том числе и Россия, грозившая заблокировать принятие жесткой резолюции.

Интервью продлилось 50 минут. Президент отвечал на вопросы главреда «Эха Москвы» Алексея Венедиктова, ведущей RT Софико Шеварднадзе и руководителя информационной службы Первого информационного кавказского канала Екатерины Котрикадзе. Полностью интервью выйдет в пятницу, в 10 утра. Об этом сообщил в своем микроблоге в Twitter Венедиктов.

Вооруженные столкновения в Южной Осетии прошли в августе 2008 года и продлились пять дней. В конце августа 2008 года Россия признала независимость Южной Осетии и другой бывшей грузинской автономии – Абхазии. В ответ Тбилиси разорвал дипломатические отношения с Москвой и объявил две закавказские республики оккупированными территориями.

Тeги: президент, Дмитрий Медведев, интервью Медведева. российско-грузинский конфликт, вступение в ВТО, Михаил Саакашвили

ВИДЕО ПО ТЕМЕ

 

все видео по этой теме...

 
 





Читать полностью: http://www.gazeta.ru/politics/2011/08/04_a_3723437.shtml

 

Пятница, 05 августа 2011

Грузинские эксперты о войне 2008 года и ее последствиях

Политологи из Тбилиси рассуждают об августовском конфликте между Россией и Грузией

Фото AP

В преддверии третьей годовщины российско-грузинского вооруженного конфликта в августе 2008 года эксперты в Тбилиси рассуждают о войне, ее последствиях и возможностях решения существующих проблем в отношениях между Грузией и Россией.

С корреспондентом Русской службы «Голоса Америки» беседовали директор Центра европейских исследований Грузинского фонда стратегических и международных исследований Каха Гоголашвили и директор ассоциации «Свобода и право», эксперт по вопросам безопасности Ираклий Сесиашвили.

Политика

В политике не бывает ситуаций, которых невозможно избежать, считают оба эксперта. Тем не менее, Каха Гоголашвили полагает, что только история сможет определить, были ли упущены какие-то шансы для предотвращения войны. Эксперт напомнил, что до конфликта Россия держала на границе с Грузией значительную часть своих войск, а лидер Южной Осетии Эдуард Кокойты неоднократно заявлял, что Грузия собирается напасть на Цхинвали. Более того, по словам политолога, задолго до начала войны цхинвальские власти эвакуировали из региона большую часть населения.

«Это – как “Хроника объявленной смерти” Габриэля Гарсии Маркеса. Ситуация была крайне накаленной, и война с большой вероятностью должна была начаться. Я не говорю, что ее нельзя было предотвратить, однако обвинять в ней лишь одну сторону абсолютно неправильно», – уверен политолог.

Однако Ираклий Сесиашвили убежден, что в 2008 году грузинское правительство, «подавшись на провокации» России, «сыграло по сценарию Кремля», тем самым допустив «неисправимую ошибку».

«Россия исходила из собственных политических интересов: вооруженный конфликт, вследствие которого Москва стала полностью контролировать отколовшиеся регионы, был тем, к чему стремился Кремль. Однако, сыграв по сценарию Кремля, Грузия получила максимально отрицательный результат», – утверждает Сесиашвили.

Экономика

Помимо политических последствий, Сесиашвили также отметил тот огромный, по его словам, урон, который вследствие войны понесла грузинская экономика. Даже в условиях послевоенной финансовой помощи Грузии со стороны Запада, которая составила 4,5 млрд долларов США, и несмотря на то, что страна сумела восстановить большую часть гражданской инфраструктуры, разрушенной во время военных действий, грузинская экономика не смогла «полностью оправиться». В частности, Сесиашвили указал на значительный спад в количестве инвесторов.

«С экономической точки зрения, мы даже сегодня не смогли достичь показателей 2008 года», – заявил Сесиашвили.

Общество

Каха Гоголашвили полагает, что после войны кризис, который наблюдался в то время в мировой экономике, в Грузии усугубился и тем, что в стране увеличилось число беженцев.

«Тем не менее, благодаря западной помощи, хотя стране и не удалось полностью восстановить военную инфраструктуру, Грузия все же перенесла причиненный ей удар», – считает эксперт.

Говоря о влиянии, которое война оказала на грузинское общество, Ираклий Сесиашвили отметил, что население Грузии оказалось «серьезно травмированным» вследствие событий августа 2008 года.

«Самое тяжелое для людей то, что они потеряли надежду на восстановление территориальной целостности страны и нормальных отношений с абхазами, осетинами и русскими», – пояснил политолог.

Отношения с Россией

Сесиашвили уверен, что грузинское правительство должно осознать необходимость отношений с российским руководством.

«Тут речь не о желании, а о надобности. Без отношений с Россией существующий между нашими странами конфликт не урегулируется», – сказал эксперт и добавил, что в отличие от грузинских властей, согласно «всем опросам общественного мнения», население Грузии «это хорошо понимает».

Однако Сесиашвили полагает, что и российское, и грузинское правительство ведут «неоправданные» кампании против грузин и русских, которые «разрушают вековые традиции и узы», связывающие эти два народа.

«Искусственное отдаление наших народов никак не оправдано и даст только отрицательный результат – ксенофобия не способствует строительству гражданского общества, и она пагубна», – отметил эксперт.

На сегодняшний день единственный формат, в котором Москва и Тбилиси непосредственно общаются – это переговоры в Женеве, которые, согласно аналитикам, до сих пор не оказались «эффективными». Сесиашвили видит проблему в том, что ни одна из сторон не настроена на «конструктивные шаги». Тем не менее, Каха Гоголашвили считает, что продолжать женевские переговоры все же имеет смысл, так как они предоставляют возможность быстро реагировать на кризисные ситуации и «как минимум» обеспечивают определенную безопасность на рубежах между Грузией и отколовшимися регионами.

«Это уже достижение, хотя ожидать прогресса по полному урегулированию ситуации посредством женевских дискуссий в ближайшем будущем не ожидается, – полагает Гоголашвили. – Надо находить новые подходы».

Выход из ситуации

Говоря о возможном выходе из создавшейся ситуации, Ираклий Сесиашвили отметил, что у нынешнего правительства Грузии нет «политических ресурсов» для того, чтобы предпринять шаги для урегулирования конфликтов. Тем не менее, политолог считает, что необходимо предложить сторонам интересные и взаимовыгодные проекты, которые помогут сблизить позиции. По мнению Сесиашвили, необходим двадцатилетний мораторий для определения статуса отколовшихся регионов, в течение которого Грузия должна дать Цхинвали и Сухуми возможность общения с Западом. В то же время Абхазия и Южная Осетия должны открыть границы, позволить беженцам вернуться в свои дома и обеспечить безопасное и свободное перемещение людей.

«Это бы нас значительно сблизило и помогло бы мирному разрешению конфликта», – отметил эксперт.

Что касается России, Сесиашвили полагает, что в случае моратория «оккупационным войскам» можно предложить оставаться в регионе «на определенных условиях» и в течение «определенного времени».

«Если абхазы и осетины чувствуют себя безопаснее в условиях российского военного присутствия, возможно на это согласиться, однако для Грузии их статус все же останется статусом оккупационных войск», – пояснил Сесиашвили.

В свою очередь, Каха Гоголашвили считает, что пока не изменится отношение России к данному вопросу, прорыва в урегулировании конфликтов на территории Грузии не будет. По словам эксперта, на протяжении двадцати лет Россия «усугубляла политический конфликт и никак не старалась снять в регионе напряжение».

«Если Россия будет настроена на восстановление общения между народами, живущими на данной территории, то, конечно, проблемы рано или поздно разрешатся», – полагает Гоголашвили.

Эксперт уверен в том, что сторонам надо искать «взаимный компромисс», однако, по словам Гоголашвили, компромисс невозможен в вопросе восстановления прав перемещенных лиц и их возвращения в принадлежащие им дома.

«Вопрос статуса отколовшихся регионов может стать предметом переговоров, и тут возможно много вариантов, хотя не думаю, что Грузия согласится на полную независимость Абхазии и Южной Осетии», – отметил эксперт.

Согласно Гоголашвили, грузинское общество «не простит» ни одному правительству признание «факта оккупации законным».

«Должны произойти очень большие катаклизмы на Земле, чтобы такое признание произошло. Прогнозировать такие крупные изменения, когда меняются принципы и на передний план приходят новые приоритеты, очень сложно», – заключил политолог.

Ираклий Сесиашвили также считает, что Грузия не примирится с оккупацией и отторжением своих территорий. В то же время эксперт отметил, что признание независимости отколовшихся регионов Грузией «никак не входит в интересы самой России»: в этом случае присутствие там российских войск «будет носить уже нелегитимный характер», и местные правительства смогут потребовать их вывода.

«Россию это никак не может устраивать», – резюмировал политолог.

См. также