Срочно ликвидировать Церковь! Власть и религия в 1937-38 гг.
На модерации
Отложенный
Большой террор 1937–1938 гг. нельзя рассматривать как трагедию главным образом бюрократии: это катастрофа народа в целом. Цель репрессий заключалась в подавлении стихийной, часто неосознанной, духовной и идейной оппозиции части народа господствующему режиму. Одновременно с погромными кампаниями расчищалось поле для официально господствующего марксистского мировоззрения, поэтому одним из главных объектов террора стала Русская православная церковь. Властные структуры рассматривали религиозных активистов как источник потенциальной опасности для своего господства.
Важным сигналом для власти о неблагополучии дел в сфере насаждения атеизма явились материалы Всесоюзной переписи населения января 1937 г. Как известно, она показала, что большинство населения СССР составляют верующие, из них около двух третей проживает в сельской местности и треть – в городах. Несмотря на это, итоги переписи не дают почвы для вывода, что антирелигиозная пропаганда в стране потерпела крах. Неверующие преобладали среди грамотного молодого поколения, особенно в группе городской молодежи. Но вместе с тем стало ясно: антирелигиозная промывка мозгов миллионов людей часто оказывалась неэффективной. Высокий процент верующих воспринимался руководителями как результат враждебной деятельности «религиозников». Серьезно тревожили власть также сводки по обсуждению проекта Конституции. «Церковники» получили формальное право избирать и быть избранными в Верховные Советы как Союза, так и республик. Многие верующие считали, что теперь будут снова открываться церкви, выпустят репрессированных священников, религиозные активисты получат возможность защищать интересы общин.
Антирелигиозная пропаганда после крупных успехов на волне коллективизации 1930-х гг. переживала глубокий кризис. В декабре 1936 г. начальник культурно-просветительского отдела ЦК А. Ангаров подал записку на имя Сталина о развале антирелигиозной работы в стране. В ней он писал о коллапсе деятельности Союза воинствующих безбожников при сохраняющейся «огромной сети опорных пунктов церковников и сектантов», упоминались также и «бродячие попы», разносящие по селам «религиозную заразу», и развал антирелигиозной печати, и саботаж партийных и комсомольских структур, и податливость властей на местах «церковникам».
Гибель колоколов Троице-Сергиевой лавры. 1929–1930 гг. Фото из архива М. М. Пришвина
В руководстве страны были лица, которые склонялись к радикальному решению вопроса о существовании религиозных организаций. Так, Г. М. Маленков предложил в мае 1937 г. внести изменения в законодательство о культах 1929 г. (и без того дискриминационное), позволяющие ликвидировать церковные двадцатки. Откликаясь на это предложение, нарком внутренних дел Н. И. Ежов призвал выработать новое законодательство, которое лишило бы церковные общины юридической основы. В том, что эти предложения были отклонены, думается, главную роль сыграли особенности сталинской тактики. Сталин в своих операциях, как правило, не шел до конца, сохраняя возможность для отступления. При предстоящем массовом уничтожении церковного актива ему было важно сохранить видимость легальности церковных общин, чтобы демонстрировать миру нерушимость принципа свободы вероисповедания. В июле 1937 г. власти ужесточили налоговый гнет для верующих. Постановлением Политбюро по инициативе В. М. Молотова были установлены ставки налогов для священнослужителей, предусмотренные для лиц, имеющих нетрудовые доходы, то есть максимально высокие. Таким образом, массовый террор должен был сопровождаться экономическим удушением церкви.
Атеистическая пропаганда. Советская пресса в борьбе с религиозными праздниками. 1930-е гг.
Вопрос о вовлечении «церковников» в орбиту репрессий был предрешен февральско-мартовским Пленумом ЦК ВКП(б) 1937 г., когда Сталин актуализировал две теории, ставшие идеологической программой террора. Первая теория – обострения классовой борьбы по мере строительства социализма – часто упоминается, а вторая – создания единого фронта врагов на основе «программы восстановления капитализма» – остается в тени. Но именно она дала универсальный повод для массовых репрессий в отношении всех и каждого. В одном котле троцкисты могли соседствовать со священниками, «правые» с эсерами, интеллигенты с простыми крестьянами и уголовниками. Репрессии в отношении «церковников» проводились главным образом внесудебными тройками в рамках «кулацкой операции» в ходе реализации утвержденного Политбюро ЦК ВКП(б) 31 июля 1937 г. приказа НКВД. Он утверждал лимиты подлежащих расстрелу или отправке в лагеря (они потом продлевались). Только по одному этому приказу в 1937–1938 гг. около 700 тыс. человек было арестовано, из них около 400 тыс. расстреляно. В директиве от 2 июля о начале разработки этой кампании «церковники» как категория, подлежащая репрессии, не выделялась, речь шла только о бывших кулаках и уголовниках. Но сохранились предписания с мест партийных секретарей и чекистских начальников о расширении предлагаемого к репрессиям контингента. В результате в окончательном тексте приказа в категориях, обреченных на репрессии, появился «антисоветский элемент», включающий духовенство и церковнослужителей. Но важно понимать, что многие активные миряне также репрессировались в числе «бывших кулаков» и «уголовников», а часть духовенства разных конфессий пострадала в рамках так называемых «национальных операций». Репрессировали «церковников» в этот период и обычные суды разных уровней. Поэтому точный подсчет подвергшихся репрессиям по линии религии затруднителен, если вообще возможен. Несомненно, что речь идет о многих десятках тысяч людей.
Уничтожение церковных ценностей и предметов, имеющих богослужебное значение. 1922 г.
8 сентября 1937 г. Ежов направил Сталину спецсообщение «о первых итогах операции по репрессированию антисоветских элементов», содержащее раздел «Церковно-сектантское контрреволюционное подполье», в котором перечислялись «вскрытые» формирования в ряде областей страны. Вредная роль «церковников» отмечалась наркомом также в «кулацких» и «повстанческих» организациях. Для их репрессирования фабриковалось огромное количество «групповых дел». В названиях многочисленных липовых организаций, созданных НКВД, «церковников» часто объединяли с «кулачеством» – например «кулацко-церковная», «кулацко-сектантская группа». Такая увязка с кулаками не была случайной. Верующие активисты в единстве с крепким крестьянством действительно представляли собой духовную, неполитическую альтернативу режиму.
Н. И. Ежов, нарком внутренних дел СССР. 1936–1938 гг.
Усиление террора против «церковников» осенью 1937 г. происходило с непосредственным участием Сталина. 13 ноября 1937 г. Л. З. Мехлис переадресовал Сталину письмо редактора газеты «Звезда» о вредном влиянии церкви в Белоруссии, и вождь написал резолюцию: «Т. Ежову. Надо бы поприжать господ церковников». В ответ на это указание Ежов направил шифротелеграмму на места с требованием предоставить ему материалы по арестам «церковников и сектантов» в ходе «кулацкой операции» с августа по ноябрь 1937 г. Обобщив данные этих сводок, нарком в конце ноября направил обширную докладную Сталину. Приведенные сведения в записке Ежова свидетельствовали о впечатляющих «успехах» органов. Так, в целом с августа по ноябрь было арестовано 31 359 «церковников и сектантов», из них митрополитов и епископов – 166, священников – 9116, монахов – 2173, «церковно-сектантского кулацкого актива» (т. е. активных верующих) – 19 904. Из этого количества приговорен к расстрелу 13 671 человек, из них епископов – 81, священников – 4629, монахов – 934, активных прихожан – 7004. Ежов так комментировал эти данные: «Оперативный удар был нанесен исключительно по организующему и руководящему активу церковников и сектантов. В результате наших оперативных мероприятий почти полностью ликвидирован епископат православной церкви, что в значительной степени ослабило и дезорганизовало церковь. Остались одиночки-епископы, при том условии, что мы пресекаем попытки к выращиванию каких бы то ни было новых епископов и митрополитов. Вдвое сократилось количество попов и проповедников, что также должно способствовать разложению церкви и сектантов». К числу недостатков в работе НКВД Ежов отнес тот факт, что еще не все начальники местных управлений развернули у себя в областях и республиках мероприятия по разгрому «церковной контрреволюции», о чем свидетельствовали и приводимые данные – 6990 легальных церквей по Союзу, 9750 священников, свыше 2000 сектантских проповедников. По мнению наркома, православные «церковники» теперь действуют заодно с сектантами, «ставят своей задачей создание единого антисоветского фронта». Далее перечислялись «вскрытые» за отчетный период по разным областям Союза многочисленные группы с фантастическими обвинениями в «шпионаже, вредительстве, терроре, связях с фашистами» и проч. Ряд «враждебных» действий Ежов связывал с предвыборной кампанией («использование легальных возможностей для укрепления позиций церкви и сектантства»), борьбой за права верующих, что интерпретировалось чекистами в криминальном плане («многие арестованные нами митрополиты и епископы разрабатывали специальные обращения к верующим, в которых призывали к борьбе за политические права церкви»).
Разрушение Казанского кафедрального собора в Иркутске. 1932 г.
Коснулся Ежов и проблемы развала антирелигиозной работы в стране, обвинив в бездействии Союз воинствующих безбожников, в рамках которого якобы вредила «по заданию Гестапо» троцкистская организация во главе с А. Т. Лукаческим – заместителем Е. М. Ярославского. Ежов проинформировал Сталина о специальных указаниях, данных им управлениям 17 областей «о немедленной ликвидации всех церковно-сектантских контрреволюционных формирований». Кроме этого, в записке содержались предложения о насыщении оставшихся церковных структур чекистской агентурой, очевидно, одобренные Сталиным. Ежов, выступая на чекистском активе в ходе карательной экспедиции на Украину в феврале 1938 г., заметил: «У вас там еще живыми 7 или 8 архимандритов ходят, а там 20 на работе, да и всяких монахов до чертика. Почему всех этих людей не перестреляли еще? Это все-таки не что-либо такое, как говорится, а архимандрит все-таки (смех в зале). Это же организатор. Завтра он начнет что-либо затевать».
Священномученик епископ Арсений (Жадановский). Из следственного дела, 1937 г.
Террористические операции руководство страны четко увязывало с задачами предвыборной кампании, что отразилось в материалах трех Пленумов ЦК ВКП(б) 1937 г. – февральско-мартовском, июньском и октябрьском. При каждом обсуждении предвыборного процесса ораторы поднимали вопросы опасности, исходящей от «церковников» и решение этой проблемы видели в усилении не пропаганды, а работы карательных органов. Показательным в этой связи является выступление секретаря Архангельского обкома Д.А. Конторина на октябрьском Пленуме, где он попросил увеличить в его области лимит по 1-й категории (расстрел) еще на несколько тысяч «в порядке подготовки к выборам в Верховный Совет». Карательные органы правильно понимали установки руководства по ликвидации верующих. Людей часто уничтожали просто по социальному происхождению, материалы упрощенного следствия имели мало значения, они служили «оформлением» заранее подготовленных списков.
Конфискованные митры. 1921 г.
Итог террористической кампании можно интерпретировать как в целом успешный для Сталина и его окружения. Удалось добиться нейтрализации пункта Конституции о допуске бывших лишенцев, в том числе представителей религиозных организаций, в союзный и республиканские Верховные Советы. Никто из верующих в Советы избран не был – массовый террор вместе с циничными манипуляциями поставили подобному результату надежный заслон.
Храм Христа Спасителя на Волхонке после взрыва 5 декабря 1931 г.
Провал попыток возрождения в стране систематической антирелигиозной пропаганды в 1937 г. был обусловлен твердым выбором Сталина и руководства страны в пользу террористического плана уничтожения значительной части духовенства и церковного актива разных религий. Антирелигиозная работа свелась, по существу, к идеологическому прикрытию антицерковного террора. После того как цели террора, по мнению Сталина, были достигнуты и общество приобрело нужную диктатору степень социальной монолитности, всероссийский антицерковный погром был свернут (к 1939 г.), а антирелигиозная пропаганда направлена в более тихое русло.
Впрочем, в предвоенное двухлетие антицерковные репрессии продолжались, пусть и в меньшем объеме, чем прежде. Массово разрушались церкви. Настоящая перемена курса по отношению к религии и Церкви произошла только в годы Великой Отечественной войны.
Комментарии
Сталин был русским коммунистом, то есть выразителем интересов народа.
Поэтому антирусская политика, которая включала в себя гонения на православие с целью его вообще уничтожить, как часть русской истории и культуры, явно не устраивала Сталина. Уже в 1930-е годы по его инициативе в советскую историю и образование возвращаются имена русских полководцев, героев, подвиги русской армии, имена князей и царей, радевших за дело укрепления нашей державы. Началась и «великая чистка», когда большую часть троцкистов, революционеров-интернационалистов и возможной «пятой колонны» в будущей мировой войне смогли обезвредить (Как Сталин разгромил «пятую колонну»; Загадка «великой чистки» 1937 года).
Православная амнистия, или как Сталин возродил Церковь
валерий елкин,
Два часа без пяти минут, которые занял разговор митрополитов со Сталиным, стали поворотными в истории Русской православной церкви ХХ века. За это кратчайшее время она сумела вернуть себе право на подготовку новых священников и издание собственного журнала Московской патриархии, право на открытие новых храмов и восстановление старых, добиться амнистии для осужденных священников и предложения (а по сути — распоряжения) как можно быстрее провести архиерейский Собор и избрать нового патриарха.
валерий елкин, Джугашвили русским быть не мог по определению
https://newsland.com/post/7829068-kak-stalin-cerkov-vozrozhdal
Учи матчасть
Олег Модестов, А - П Н Врангель мог быть русским ?
Петр Николаевич Врангель происходил из состоятельного рода немецко-шведских дворян Прибалтики. После присоединения прибалтийских земель к Российской империи представители одной из ветвей рода поступили во второй половине XVIII в. на российскую государственную службу и впоследствии добились немалых успехов.
Среди предков Корнилова / мама Хлыновская / были поляки и алтайские калмыки. Именно благодаря пращурам калмыкам у Лавра Георгиевича явно восточный тип лица[2
wikipedia.org› Князь Пётр Ива́нович Багратио́н — русский генерал от инфантерии, шеф лейб-гвардии Егерского полка, главнокомандующий 2-й Западной армией в начале Отечественной войны...
Багратион , Врангель , Корнилов - могли быть русскими - но большевик Джугашвили не мог быть русским
Ты по партийному билету определяешь - кто русский , а кто нет ?
валерий елкин, Врангель был русским. Самая русская женщина Елизавета Федоровна. Я много раз об этом писал. Нация общность духовая.Это у национал-социалистов равно как и у вас, интернационал-социалистов нация определяется по крови. Богоненавистник большевик вне зависимости от его этнического происхождения не был ни русским, ни китайцем, ни татарином ни евреем. Он был пролетарским интернационалистом
Олег Модестов, понятно ... по твоему Ворошилов,Будённый,Калинин,Жуков, Киров и другие - не были русскими.
У меня тоже ненависть к буржуазной родине была. В начале 90х. Когда вы - после того как захватили заводы-пароходы - перестали платить зарплату.
валерий елкин, Жуков точно был русским. Я уверен, он был верующим. Он воевал уже в Первую Мировую а в окопе атеистов нет.
валерий елкин, Дочери маршала потом рассказывали, что и их в детстве крестили, а «отец, выросший в деревне, знал и отмечал православные праздники — Пасху, Троицу, Рождество Христово и другие. Он помнил их с детства и не мог им не радоваться». И это министр обороны СССР, член Президиума ЦК КПСС, депутат Верховного Совета — коммунист, то есть вроде бы по определению атеист!
Олег Модестов, по твоему выходит что Жуков русский ,а как быть с остальными ?
Они что не русские ?
Олег Модестов, ,, в окопе атеистов нет. "
В окопах были и коммунисты . Памятник политруку Ерёменко под Луганском
валерий елкин, Он веровал в Маркса-Энгельса.
валерий елкин, С остальными никак не быть. Как и с Жуковым. Принадлежность к той или иной нации человек определяет для себя сам. Это вопрос самоидентификации. Пролетарский интернационалист, исповедующий марксизм-ленинизм это человек без роду-племени.
Олег Модестов, Ты тут уже задолбал своим Кырлой Мырлом. Сказываются твои годы прошедшие на изучение его трудов. Мне до фонаря чему тебя учили. Навешали тебе на уши разных кырл и мырл. И ты тут их пропагандой занимаешься.
Недавно ты тут выложил из Краткого курса - В октябре 1917г к власти в России пришли рабочие,крестьяне и солдаты ...
И глядя на то правительство в шляпах - я должен верить тебе что то рабочие и крестьяне ?
Смотри фото 1 советского правительства и найди там рабочих и крестьян..Не надоело тебе красной пропагандой тут заниматься? Кстати - Сталин то ,,советское " правительство к 40 году ликвидировал.
валерий елкин, Я действительно прекрасно разбираюсь в марксизме. В отличие от тебя. Почему и утверждаю - Сталин был убежденным марксистом.
Олег Модестов, какой же ты чижолый человек. Вот ты почему живя в СССР и имея билет члена КПСС - не говорил на партсобраниях : Я за великий русский шовинизм ? Тебе сразу же ласты за спину и в дурдом.
Так и Сталин не мог говорить другого при том политбюро. Там бы проголосовали : Кто за то чтобы Сталина исключить из политбюро ? Проголосовали , ласты Сталину за спину ...
И только после того как сталинцы разогнали тех коммунистов - В СССР появились казачьи части. Погоны и ордена русских генералов и адмиралов.
Так понятней ?
Олег Модестов, жду когда ты тут Фридриха - который Энгельс труды начнёшь выкладывать.
валерий елкин, Уже пора? Все остальное прочитал?
валерий елкин, Я говорил на партсобраниях что я за отмену 6-й статьи Конституции.
валерий елкин, При том политбюро" это при каком? Если он съезд перестрелять мог что для него политбюро?
валерий елкин, Чудовищная ложь была абсолютно во всем, что говорили и делали большевики. Включая Кобу.
Олег Модестов, держи карман шире. Мне больше делать нечего - как читать твой Краткий курс ВКПб.
Я лучше Колобок почитаю. А ты продолжай тут Власова цитировать.
Мне нравится что ты с ним в ОДНОМ сапоге сидишь.Не забыл что ты продолжатель дела Гитлера ?
У того не получилось уничтожить Советскую Россию. А вот вы с помощью США смогли это сделать.
Олег Модестов,
. А еще на съезде не было ни одного выступления, в котором не звучали бы славословия в адрес руководителя Страны Советов, хотя многие делегаты знали, что Сталин восхвалений не любил и его отношение к собственному культу варьировалось от насмешки до презрения.
Особенно лебезили перед Сталиным бывшие лидеры оппозиции. Их Киров называл обозниками, они люто ненавидели Вождя, хотели свергнуть его с пьедестала, но, стиснув зубы, лицемерно превозносили....
Хрущ распространил слухи
что в результате тайного голосования против Сталина было подано 292 голоса из 1225 голосовавших.
В архивных же данных фигурируют другие цифры. Там указано, что против Сталина было подано 3 голоса, против Кирова – 4.
Именно с подачи Хрущева было распространено выражение «ленинская гвардия» как синоним «самых верных последователей» Ильича.
валерий елкин,
В том-то и заключалась сложность положения Ленина как вождя (а после него Сталина), что не было у них вначале никакой гвардии, безоговорочно их поддерживающей. И к этой группе «старых большевиков», особенно после Октябрьской революции, стало примазываться немало самозванцев – в частности, сторонников Троцкого, вступившего в большевистскую партию лишь в августе 1917 года. Потерпев поражение в идейно-политической борьбе с Центральным Комитетом партии во главе со Сталиным, они выдавали свой крах за «погром ленинской гвардии».
Только в конце тридцатых годов Сталину удалось создать, после жестокой внутрипартийной борьбы, устойчивое государственное устройство.
И наверное, надо признать, что Сталин по справедливости покарал всех изменивших Ленину и ВКП(б) фигурантов ленинского «Письма к съезду», которые оказывали активное сопротивление строительству социализма, пытались ослабить позиции созидательного большинства партии коммунистов.
валерий елкин, Термин «репрессии» был, применительно к отдельному периоду, изначально озвучен Хрущевым для использования его с целью придания негативной окраски всему сталинскому периоду. Когда первый раз Хрущев оглушил всех так называемой «правдой о сталинских репрессиях», авторитет СССР в мире сразу рухнул на радость врагам. Произошел раскол в мировом коммунистическом движении. Мы рассорились с великим Китаем, и множество людей вышли из коммунистических партий социалистических и капиталистических стран.
Появлению «разоблачительного» доклада на XX съезде партии послужило несколько причин.
Во-первых, Хрущев понимал, что в сравнении со Сталиным он абсолютно несопоставим и поэтому была поставлена задача унизить и уничтожить авторитет вождя.
Во-вторых, и это было самым главным мотивом Хрущева и его союзников, – избавиться от страха кары за участие в репрессиях тридцатых годов. Хрущев и его окружение хотели править страной, не боясь оказаться на скамье подсудимых.
XX съезд КПСС, по сути, выдал им такие гарантии.
валерий елкин, Боялись. Потом и славословили. Но расстреливали их не за это. А "братские коммунистические партии" к Сталину относились по-разному.
В 1978 г., по самым оптимистическим оценкам, подушевой ВВП КНР по паритету покупательной способности не превышал $978 (против $18 400 в США и $6600 в СССР). При этом в 1978 г. номинальная зарплата рабочего в Китае составляла менее 1% от зарплаты рабочего в США или Японии, а до 250 млн человек жили за официальной чертой бедности. Весь экспорт оценивался в $10 млрд, а валютные резервы составляли $167 млн.
Результат деятельности сталиниста Мао.
валерий елкин, А ты думаешь чудовищная ложь это только Краткий курс? Ты ошибаешься