историяя возникновения человеческих поселений на территории россии

На модерации Отложенный Происхождение русского народа по данным археологии и антропологии.

Давайте забудем все сказки, которые связывают неантропов с выходцами из Африки, а лучше побольше углубимся в антропологические и археологические данные. Антрополог Ф. Вейденрейх еще в 1938 году указал о многих центрах независимого происхождения человека современного типа. Проведя исследования, антрополог выделил четыре региона Передняя Азия, Юго-Восточная Азия, Южная Африка и Восточная Азия. В свою очередь А. Том сумел выделить три основных очага сапиентации, ведо-австралоайноидный, то есть восточный, европеоидно-негроидный, то есть западный и монголоидный. А происхождение современных рас от местных палеаоантропов говорит Ф. Смит, он считает что в пяти сапиентации гомосапиенсы произошли от местных неандертальцев. Смит считает, что эти центры находятся в Европе, Восточной Азии, Северной Африке и в Западной Азии. Стоит отметить что все эти теории были созданы в период советской власти, в это время Россия как научный аспект была полностью изолирована от стран Запада. Именно поэтому ученые Америки и Европы не имели никаких данных об археологических находках на территории России и поэтому они исключили ее из научного контекста и вырабатывали свои теории. Начиная с 90-х годов 19 века, все предыдущие границы были сняты, это позволило воссоединиться многим археологическим данным. Западному миру открылись удивительные и уникальные данные о многих культурах и народах, которые существовали на территории Русской равнины начиная, с эпохи палеолита и доходя до исторического, письменного периода.

Гоминиды, архантропы и палеоантропы

Известно что на территориях которые прилегали к Русской равнине были стоянки древнейших гоменид
А на самой территории русской равнины, известно, что были стоянки самых древнейших архантропов в Тамани под Темрюком, а в Закарпатье известна стоянка Королево ашельского человека древностью 730-720 тыс лет, а так же, на реке СеверскогогДонца, правом Притоке Дона, в Изюмском районе Харьковской области Украины, и многие другие. Тип человека, архантропы.
Орудие которое использовали архантропы относиться к шелльской и раннеашельской культурам, в Калужской Вологородской, Тульской и других областях Центральной России, в Кавказе и в Прикубанье были найдены орудия этого периода.
На территории Русской равнины, в Африке, и в других частях света архантропы были более или менее равномерно распределены.
Многие памятники шелльского периода, были открытии в Европе, Африке, Юго-Западной и Южной Азии, а так же на территории Русской равнинным , давностью 700-300 тысяч лет.
Палеонтропы сменили ашельскую эпоху, 400-100 тысяч лет назад, стоянки которых были известны на юге Русской равнины, а так же в Европе, Азии, Африки.
А.Л. Монгайт, известный археолог, смог определить всю ашельскую культуру в целом, как европейское явление, которое известно в Франции, Англии, Бельгии, Испании, Италии, в Средней и Восточной Европе.
Свидетельства появления человека, на Русской равнине, относятся к интервалу времени в 300-400 тысяч лет тому назад. Можно отметить стоянки в Тульской, Калужской, Волгоградской и других областях, а так же много стоянок в Урта-Тубе, Яштух, около города Сухуми, Лаше-Балта в долине реки Метехская Проне, притока Куры, недалеко от города Цхинвали Южной Осетии, близ села Выхватинцы на Днестре в Рыбницком районе современной Молдавии, а так же много других стоянок.
В это же время интенсивно развиваются свои виды палеонтропов в Африке и Азии, а именно чадантроп, атлантроп, синантроп, явантроп и др.

Мустьерская эпоха

Мустьерская культура интенсивно сменила ашельскую культуру, эта культура самой последней эпохи развития древнего палеолита. Она была расположена на территории Русской равнины, в Европе, располагалась к югу на 54 градусов северной широты, а так же частично на севере Африки, Ближнем Востоке, Средней Азии.
Каменные нуклеусы, скрёбла, остроконечники, свёрла, ножи , такое орудие использовали мустьерцы в своем быту. Полеоантропы являются носителями мустьерской культуры, то есть неандертальской 1 стадии – обитавшие 200 – 35 тысяч лет тому назад. Мамонты, пещерные медведи и другие животные были основным объектом для охоты, а так же основным пропитанием, кроме собирательства .
Прогрессивные архантропы и пренеардельтальцы, являются предками других, различных видов неандертальцев, а развивались они из других соответствующих видов архантропов: европейские – из гейдельбергского человека, человека из Вертешсёлёш, таманьантропа и др.
Стоит так же отметить, что неандертальцы стали заключительным этапом во второй стадии развития антропогенеза. У наших предков, было очень много общих, схожестей с современным человек , например, головной мозг по объему и строению был практически идентичен современному человеку.
Позднеашельский (400 – 100 тыс. до н.э.) и мустьерский период (100 – 30 тыс. лет назад) стоянок неандертальцев известен повсеместно.
Стоянки Тунгуз, Барбашин Овраг, Питьевая Вода на севере Волгоградской области (Поволжский регион); в Дубовском районе Волгоградской области два местонахождения – Челюскинец II (145±18 тыс. лет) и Заикино Пепелище, являют собой свидетельство появления местного вида неандертальцев, в период времени 400-300 тысяч лет.
Стоянка Сухая Мечетка, является самым ярким и самым знаменитым археологическим памятником, который расположен в черте города Волоград, в 2 километрах выше русла Волги на берегу маленького ручья. Обитатели вели деятельность у очагов, выстроенных в две линии вдоль ручья. Для костра использовались хвойные деревья.
Фауну этой местности исследовал Н.К. Верещагины и опубликовал Н.С. Замятнины, они утверждали, что она не содержит холодолюбивых видов, а это свидетельствует о теплом климате. Инвентарь, который использовался на стоянке Сухая Мечетка, был каменным и составляет около 4000 предметов, которые обнаруженных при раскопках памятника.
Известны памятники найденные в бассейне Северского Донца и относятся они к мустьерской культуре в Луганской (Красный Яр) и Ростовской областях.
Как известно палеонтропы существовали на территории Европы, Русской равнины, Азии и Африки, и они покрывали полностью всю территорию ранее заселенную предшествующими им архантропов. Именно полионтропы сформировали ареально-видовые общности, в большом количестве, и они впоследствии смогли послужить субстратом для взращивания ряда современных рас. Эту культуру сменили культуры позднего палеолита.
Становиться очевидно, что на территории Русской равнины из местного вида палеонтропа сформировалась европеоидная, то есть русская раса, стоит отметить, что когда говориться о времени верхнего палеолита, то к неоантропам относят представителей европеоидной расы.

Эпоха верхнего палеолита

В своих работах антропологи и археологи утверждают, что человек современного европеоидного типа, возник
Археологи из различных стран мира признали наиболее древней стоянкой человека современного типа, а именно европеоида, поселение Костенки, которое расположено на территории Воронежской области в России. Археологи считают что этой стоянке 50 тыс. лет а к 40-30 тыс. до нашей эры европеоидный человек заселил абсолютно всю Русскую равнину. Этот вид человека называется проторус и свое название он получил из-за того, что зарождение этого вида произошло на просторах Русской равнины.
Жители Русской равнины в то время имели рост от180 см и выше, белый цвет кожи, а также европеоидные черты лица. Неандертальцев же, которые жили на прилегающих территориях были гораздо ниже и имели рост от 164 см и ниже, имели негроидно-монголоидные черты лица, а также значительно отставали в развитии. Пища неоантропов была растительного и жывотного происхождения в то время как неандертальцы в основном питались пищей жывотного происхождения.
Стоит отметить ранний этап расселения неоантропов который относится к периоду 50-45 тыс. лет до нашей эры. В настоящее время комплекс Костенки признан самым древним местом обитания современного человека.
Стрелецкая и Спининская культуры занимали огромную территорию бассейна Дона, Десны и Днепра и практически достигали стоянки Берючи Балки, на юге, стоянки Сунгирь на севере. Для вышеперечисленных культур характерны большие наземные жилища длиной до 35 м и шириной до 9 метров, поклонялись скульптурным изображениям богини Макоши.
Первые поселенцы на территории Южной России образовали новую культуру в районе левого берега Дона, со стоянкой Гагарино, об этом свидетельствует найденное археологами жилище которое имело овальную форму и размеры 5,5×4,5 м. Это общество неоантропов функционировало параллельно с другим которое называлось граветт и было расположено на территории Западной Европы.
Также следует отметить что в Брянской области была найдена древняя стоянка Елисеевичи, которая относится к эпохе палеолита. В ней были найдены различные постройки, которые были сооружены из костей мамонтов, а также были обнаружены различные предметы быта, которые они использовали в повседневном быте.
На правом берегу реки Десна в селе Мёзин была обоснована Мёзинская стоянка неоантропов, существовала она одновременно с культурой мадлен западноевропейских неандертальцев, но жилища мезиницев, кардинально отличалось от неандертальских пещер и гротов, жилища у мезиницев были округлые и овальные и строились они из дерева, и покрывались шкурами, они поклонялись скульптурным фигурам богини Макоши, которые были сделаны из бивня мамонта, а так же у них в быту присутствовали украшения с геометрическими узорами также сделанные из бивня мамонта.

Эпоха Мезолита.

Расетинская культура напрямую связана с палеолитическими памятниками неоантропов , Русской равнины, эта культура унаследовала традиции и быт своих предшественников, последовали возможностям технической обработки кремня, что указало на развитие традиций костёнковской культуры. Эта культура существовала одновременно со свидерской культурой неандертальцев Центральной Европы. Существует много памятников, который смело могут указать на безошибочное мнение археологов, большая группа таких, удостоверяющих памятников расположенных в западной части Волго-Окского междуречья, в верхнем течении Волги и Оки.
Как считает Х.А. Амирханова, иеневская мезолитическая культура, так же как и рессетинская, является «прямым наследником верхнепалеолитических комплексов типа Зарайской стоянки». Основным видом деятельности этой культуры является охота, которая была достаточно разнообразна, в зависимости от сезона, это было рыболовство, охота, а так же собирательство. Эта культура вела оседлый образ жизни, об этом свидетельствуют мощные культурные слои и наличие жилищ, которые отличаются своей сложной конструкцией.
Как стало известно, эта культура сильно враждовала с бутовской культурой неандертальцев монголоидного вида, и так сложилось, что под давлением иеневской культуры неоантропов неандертальское население бутовской культуры распалось.

Неолит

Верхневолжская экспедиция Института археологии Российской академии наук открыла комплекс неолитических стоянок, в 1972 году, которые были расположены в Тайковском районе Ивановской области по берегам речки Койки. Это было место многослойного поселения, в этой культуре собралось много слоев традиций других культур.
Верховолжская культура занимала довольно большую территорию, на высоких берегах рек и озер, на озерных островах, дюнных холмах, жилище этой культуры были довольно небольшие от 6 до 12 метров, форма зданий овальная или округлая, с прямоугольными формами в середине помещения, что бесспорно являлось очагом.
Как известно обширный и большой регион занимала волосовская культура, развитие этой культуры происходит в одно и то же время с верхневолжской культурой.
Это было прекрасное время больших поселений, на окраинах поселений стали появляться кладбища с одиночными или же коллективными погребениями. У культуры, появился сложный погребальный обряд, который сопровождался ритуальными кострами, кладами и скелетами. В это время сильно увеличилась техника обработки орудий труда и различных предметов искусства. Культура появилась в великую эпоху развития неолита, которая существовала даже в энеолитическое время. Как считают ученные и архитекторы, именно из-за того, что община стала жить более сплоченна, начала заниматься своеобразным земледелием, она и просуществовала такое огромное количество времени.
Волосовская культура существовала одновременно с древнеегипетской и шумерской культурами, но стоит заметить, что превосходила иные культуры по площади , можно считать что волосовская культура занимала площадь равную нескольким большим областям.
Археологи считают, что волосовская культура произошла в последствии становления верхневолжской культуры. То есть, после досконального изучения, ученные смогли проследить последовательность смен культур, исследования привели к такому феноменальному результату, только после того, как были следованны все болота той области.
Было исследовано пятнадцать погребений, многие из погребенных, было закопаны довольно давно и даже некоторые из них принадлежат разным периодам становления культур.
Если верить исследованиям, которые провела Т.И. Алексеева, краниологическая серия, датируемая волосовским временем, в значительно большей степени проявляет сходство с носителями верхневолжской культуры.


Ученые определили особенности строения скелета, которые были унаследованы волосовским населением Русской равнины от своих верхнепалеолитических предков европеоидного антропологического типа, то есть у многих неандертальцев строение всего скелета очень близко по строению к монголоидному строению.
Эта особенность стабильно выражена по всей территории Российской равнины, то есть на огромном просторе равнины были найдены скелеты вышеперечисленных особенностей.
Волосовская культура была очень известна и распространена в период становления энеолита, то есть на всей территории от Камы и до самой Прибалтики можно найти керамический материал, который свидетельствует о том, что у всех этих культур были единые традиции с какими то своеобразными изменениями свойственными той или иной культуре. Так, антропологи и археологи смогли смело утвеждать, что происхождения именно этих культур можно отнести к 4-2 тысячи лет до нашей эры. Они в свою очередь, являлись полной последовательностью своих предков автохтонной культуры Окско-Волжского региона – верхневолжской.
Стоит отметить, что последняя культура далеко уходит своими корнями в другие местные культуры европеоидов, а так же иеневскую, вышедшею из рессетинской культуру , в свою очередь развившейся из юдиновской , авдеевской и зарайской , сунгирской, гагаринской, елисеевической и, в конце концов, произошедших от первой культуры неоантропов – русов – костёнковской возрастом 50 тысяч лет.

Бронзовый век.

На смену волосовской культуре пришла и начала свое интенсивное развитие среднеднепровская культура, фатьяновская культура, культура ладьевидных топоров, Злота культура, катакомбная культура и др., а в Северной Европе распространилась группа культур шнуровой керамики. То есть, начали появляться культуры, с улучшенными возможностями обработки земли, они начали создавать другое более действенное оружие.
Антропологический вид этих культур начал свое существование с индоевропейцей предки русов, славян, германцев, балтов , кельтов и италийцев.
Культура, которая относиться к разряду боевых топоров, или же шнуровой керамики распространялась очень быстро и на большое расстояние , они вели активный обмен с культурами Прибалтики и с многими другими культурами, появились улучшенные жилищные условия, дома представляли из себя деревянные жилища, которые имели столбовую конструкцию, а очаги были размещены внутри помещения., хоронить умерших они начали в курганах, и грунтовых могилах.
В это же время появились новые племена ямной культуры, внутри этой культуры было выделено девять особых видов Волжско-Уральский, Предкавказский, Донской, Северо-Донецкий, Приазовский, Крымский, Нижнеднепровский, Северо-Западный, Юго-Западный. Но всех их объединяло одно, погребальные памятники, которые они начали устанавливать на могилах своих родственников или просто соплеменников, захоронили они покойных в скорченном положении, под курганом, это был очень древний обычай, который знают и вспоминают и в настоящее время.

На раннем определении групп различных племен ямной культуры, они начинают обосновываться на новых территориях, а именно в Подунавье и на Балканский полуостров. Второй этап развития более интересен, ведь племена начали объединения и слияние с другими местными культурами и возникло много интересного в процессе этого слияния. Можно смело утверждать, что потомки ямной культуры сыграли огромную роль в формировании срубной культуры на западе, они были ассимилированы предками славян – племенами катакомбной, среднеднепровской культуры, усатовской культуры. Основой жизни, а так же экономики культуры было разведение скота, то есть они занимались кочевым и полукочевым скотоводством. Потомки ямной культуры, так же сыграли значительную роль в формировании нового языка инаговора, именно язык ямской культуры стал практической основой нового сотворения.
На основе ямной культуры в Волжско-Уральском междуречье сформировалась срубная культура. Она была размещена в степной и лесостепной областях.
Начали появляться предметы из метала, то есть можно уверенно судить о том, что начался развиваться процесс металлообработки, а так же было найдено много литейных форм, кладбища как и у предков курганного типа. Развитие этой культуры, стабилизировало повсеместное развитие различных культур от Урала на востоке до Днепра на западе, от р. Кама и правых притоков р. Ока на севере до Азово-Черноморских степей на юге. Многие поселения строились и укреплялись на берегу рек, и почва плодородная и вода рядом, и что самое главное есть на кого поохотиться, да и рыбалка может быть основным видом питания. Позже поселения построенные на берегу рек, укреплялись валами и преградами. Жилища этой культуры , являли собой полуземки и наземные строения, которые могли быть как деревянные, так и каменные. Посуда имеет геометрический орнамент. Орудия труда и охоту, украшение и посуда, проушные топоры, ножи, кинжалы, кельты, втульчатые копья, на позднем этапе – короткие мечи, серпы, клепаные котлы в основном изготовлены из бронзы.

Ученые утверждают, что известно о многих мощных очагах металлообработки срубной культуры в Волжско-Уральском междуречье и Северо-Западном Причерноморье. Под конец существования срубной культуры появляется метал, то есть железо. Хозяйство котором они занимались, естественно скотоводство, а в лесостепной зоне земледелие и скотоводство, но уже в более домашних условиях. Все эти племена и культуры сыграли огромную роль в формировании скифов.
Ямную культуру сменили племена катокомбной культуры, которые повсеместно расположились Северном Причерноморье и Нижнем Поволжье. Стоит отметить, что носителями этой культуры стали смешанные культуры, которые были генетически связаны с другими более ранними последователями ямской культуры.
Стало известно о методах захоронения, человека хоронили в полусогнутом вилле на боку в подкурганной зоне, сверху его посыпали красной глиной, символом тепла и огня. Посуда глиняная с орнаментом, который был нанесен верёвочными штампами, характер узоров которого позволяет включить катакомбную культуру в более широкий круг шнуровой керамики культуры. Основное занятие культуры, это земледелие и скотоводство, металлургия меди и бронзы. Они активно вели обмен с многими другими культурами, но в последствии эта культура бала вытеснена племенами ямской и срубной культуры.
Эти культуры относились к общности шнуровой керамики, славяны и русы, распространились от Прибалтики до Волго-Камья с центром в Волго-Окском междуречье .
Эта культура имела свои олсобые способы захоронения , они хоронили умерших в грунтовых могильниках в скорченном положении, при чем мужчин – на правом боку, головой на запад, женщин – на левом, головой на восток.
Появилось много шаровидных сосудов, с узорами, на которых были солярные знаки.
Основным занятием этой культуры было скотоводство, земледелие, охота, рыбалка и собирательство. Была развита металлургия меди. Верования – культ предков, медвежий и солярный культы .
Хотелось бы так же отметить, что на территории современной Москвы могильники или же захоронения были обнаружены у бывших деревень Спас-Тушино и Давыдково; отдельные каменные орудия и оружия найдены в Крылатском, Зюзине, Чертанове и др.
Так же, известно, что на территории современно Воронежской области были расположены племена абашевской культуры, эта культура принадлежала к культуре шнуровой керамики, а так же имела много родственных связей со среднеднепровской культурой, следует отнести также к славянам. Характерное погребение, это захоронение в подкурганных ямах, посуда имеет орнамент, а так же наблюдается значительное развитие металлургии. Основные места поселений абашевской культуры найдены лишь в Приуралье.
От Балтийского побережья до Дуная и от р. Шпре до Волыни была распространена наиболее древняя из культур полей погребальных урн – лужицкая культура. Основное занятии культуры это земледелие и скотоводство, из бронзы, которую к слову им привозили, они сами не изготавливали, они изготавливались серпы, кинжалы, мечи, украшения, сосуды. В скотоводстве и землеобработке использовались деревянная соха и плуг. Железо всецело вошло в их быт и повсеместно использовалось.
В начале железного века две культуры южногерманская и порейнская проникли и осели на территории нынешней Франции, а так же появились в Британии.
Погребение отличалось от других культур.
Зарубинская культура была расположена на территории Среднего и, отчасти, Верхнего Приднепровья. Многие исследователи и археологи считают, ее древнеславянской. Зарубинецкая культура на западе граничила с пшеворской культурой.
На территории Польшы, на западе от зарубинской культуры, была расположена пшеворская культура . Поселения – неукрепленные, жилища – наземные столбовые постройки, реже – полуземлянки. Основным занятием этой культуры было ремесло, гончарное, кузнечное, ювелирное.
Так же стоит сообщить про черняховскую культуру, которая была расположена в лесостепной зоне от Нижнего Подунавья на западе до левобережья Днепра на востоке, а также на территории Румынии, где она именуется Сынтана-де-Муреш – Черняхов. Это была оседлая культура, которая занималась земледелием, скотоводством, они жили в огромных, но не укрепленных поселениях, ихние помещения, то есть жилища были наземными , а землянки были расположены прямо рядом с сооружением. Именно в этой культуре были развиты железоделательное, кузнечное, бронзолитейное, камнесечное, косторезное ремёсла, причём мастера работали преимущественно на заказ и лишь частично на рынок. Интенсивно развивалась торговля с ближайщими центрами и культурами. Стоит отметить, что во внешней и внутренней торговли использовали римскую монету. Погребали своих покойников либо сжигая труп, либо хоронили в полусогнутом состоянии. Ученные считают, что эта культура была полностью уничтожена гуннским нашествием в конце 4 в. Но наиболее вероятно, что она переросла в древнерусскую культуру.

Первые поселенцы, которые появились на территории Москвы было очень схожи с людьми волосовской и других древних культур Русской равнины.

Антропогенез русского народа

Все вышеизложенное дает понять, что антропогенез неоантропов, который имеет свое начало на Русских равнинах, продолжался и за ее пределами. Пройдя много этапов становления неоантропы Русской равнины достигли вида современного человека европеоидной русской расы.
По всем имеющимся характеристикам древние люди делаться на два вида
Палеоантроп – это древний человек, неевропеоидного антропологического типа;
Неоантроп – новый человек, который относиться человеку европеоидного антропологического типа.
Еще более ранний этап называется архантроп. Как предполагаю ученные и археологи, что палеоантропы и неоантропы, имеют своеобразный ряд вариаций.
Палеоантропы создали более тридцати различных культур, которые в последствии вымерли., а неоантропы сформировали всего один вид, но имели три подвида, которые существуют и в настоящее время.
Многим найденным останкам человека, присваивают своеобразные названия французский» палеоантроп из пещеры Неандерталь назван «неандертальцем», а «французский» неоантроп из грота Кро-Маньон назван «кроманьонцем». Хотя многие ученные считают применение этих названий не правильное, поскольку термины эти довольно разные.
Такие название требуеться использовать только как географический вид культуры, а труп обнаруженный в той или иной местности должен носить название той культуры, которая там проживала.
Кроманьонцы с антропологической точки зрения относятся к современному виду человека , но в специальной литературе кроманьонцами называют только те локальные группы древних обитателей Европы, которые сходны по своему типу с человеком из грота Кро-Маньон и характеризуются высоким ростом, длинной мозговой коробкой, широким лицом и низкими глазными орбитами. Черты антропологического типа кроманьонцев прослеживаются в населении более поздних эпох вплоть до современной.
Из всего вышеперечисленного следует, что производство терминов, обозначающих тот или иной вид или подвид человека, осуществляется в зависимости
либо от стадийно-антропологического принципа, разделяемого на ряд подпринципов для каждого вида антропов:
1. В зависимости от пренадлежности к одной из известных рас
В зависимости от принадлежности к общности, либо в зависимости от географического положения , которое тоже имеет два подвида, различие по пещере, стоянке, гроту или населённому пункту,неандерталец, кроманьонец, сунгириец, костёнковец, владимирец, туляк, москвич, иерихонец. Или по государству или стране германец, азиат, европеец, хазарянин, шумериец, грек, рус.
То есть, мы можем обозначить понятиями конкретного вида культуры
Европеоиды – неоантропы, исторически занимающие территорию Европы до Уральских и Кавказских гор, антропологически сформировавшие европеоидную расу.
Неоантропы – общее обозначение человека современного типа.
Палеоантропы – общее обозначение человека ископаемого типа.
Неандертальцы – общее обозначение палеоантропов, проживавших незадолго до неоантропов и одновременно с ними.
Русы, проторусы – европеоиды, исторически занимающие территорию Русской равнины (приставка прото- обозначает более раннюю временную стадию.

По материалам статьи Академика А.А. Тюняева от 9 сентября 2008 г.