Первомай 1986 или как советская власть гнала людей на демонстрацию...
На модерации
Отложенный
26 апреля 1986 года случилась крупнейшая экологическая катастрофа на Земле — авария на Чернобыльской атомной электростанции имени ленина. В результате никому не нужных опасных экспериментов по "испытанию холостого выбега ротора турбины генератора", а также в результате непредвиденных, не описанных в технической документации недостатках реактора типа РБМК (концевой эффект графитовых стержней и др.) в ночь на 26 апреля 1986 года на Четвертом энергоблоке ЧАЭС произошел мощный взрыв.
А что же сделало правительство СССР? Оно приняло решение никому ничего не говорить — газеты ограничились заметкой о том, что "на ЧАЭС произошла небольшая авария", а людей насильно гнали на улицы репетировать первомайские демонстрации....
Никто в правительстве даже не предпринял попытки как-то оградить людей от радиации в эти дни. В Киеве, что находится всего в ста километрах от ЧАЭС, остановка была аховой — в домах на северных окраинах города на тех подоконниках, что смотрели в сторону станции, можно было намерять 2, 3 а то и 5 миллирентген в час. Усугубляли ситуацию и грузовые автомобили, которые в первые дни после аварии ехали в Чернобыль/из Чернобыля по обычным дорогам, развозя крайне радиоактивную пыль.
1 мая 1986 года киевляне уже знали обо всём случившемся, причём знали намного больше, чем показывали по советскому телевидению — 27 апреля была эвакуирована Припять, и в Киеве стали появляться её бывшие жители, рассказывая страшные истории о вымершем пятидесятитысячном городе атомщиков с радиоактивным фоном на улицах в 1 р/час.
При всём при этом советская власть решила не отменять парад — наоборот, неявка расценивалась как "подстрекательство к панике" и каралось увольнениями с работы и исключением из партии.
Остаток весны и лето 1986 года в Киеве были страшными — стояла жара радиационный фон превышал норму в среднем в сто раз, город опустел и остался практически без детей — все старались пристроить своих детей хоть куда, отправляя их к всевозможным родственникам и знакомым. Толпы народу штурмовали железнодорожные кассы на Киевском вокзале и авиакассы в "Борисполе". Несмотря на "сухой закон", в городе на разлив продавался красный портвейн — ошибочно считалось, что красное вино помогает выводить радиацию.
Ну что тут сказать? Чернобыльская авария и всё, что произошло вслед за ней показала абсолютную профанацию и нежизнеспособность системы под названием "ГО СССР". Все эти тренировки, забеги в противогазах и и военно-патриотические игры оказались обычной показухой — когда случилась беда, вся система сидела, словно набрав в рот воды и ждала приказов "сверху". А ведь достаточно было принять самые простые меры — раздать людям йодосодержащие препараты (либо просто рассказать о том, как их можно изготовить из обычного йода), рассказать об опасности радиоактивной пыли, отменить Первомай в Киеве — это помогло бы в несколько раз уменьшить число пострадавших от аварии.
Комментарии
То, что НИКТО из чиновников не представлял ни масштабов кататрофы, ни последствий облучения, автора не интересует. Кстати, если бы кто-то из специалистов озвучил населению то, что известно сейчас, паника наверняка унесла бы огроное количество жизней. Народ ломанулся бы не что из Припяти и Чернобыля, но и из Киева и Минска как из под обстрела ядерныи боеприпасами... Представьте сотни тысяч людей, бросившихся эвакуироваться из города.
Виктор Козлов, А предотвратить катастрофу никто из чиновников тоже не мог? Это первое. И второе. Выгонять людей на Первомайскую демонстрацию было обязательно?
Олег Модестов, предотвратить катастрофу никто не мог. Там была тупая инициатива местных энергетиков. Начёт "выгонять" - не было информации, основываясь на которой нужно было ОТМЕНЯТЬ деонстрацию. Как не было и команды "сверху". Вот Вы идите в кабинете, Вам ответственые люди сообщают, что в сотне килоетров авария на АЭС, там пожар, ноникакой опасности для Киева нет. А Вы берёте и отеняете Первоайскую деонстрацию. Вас мгновенно сниут с должности и в лучше случае отправят в дурку. В худшем в СИЗО и заводят дело о дискредитации и проведении идеологической диверсии.
Виктор Козлов, В Стокгольме информация была а в Киеве нет? Шведы сидели по домам. Их предупредили. Просто на людей было плевать. Идея была важнее.