Американская горка
На модерации
Отложенный
От Джо Байдена ждали сакраментального «я устал, я ухожу», но президент США, отказавшись выдвигаться на выборах, несмотря на проблемы со здоровьем, решил задержаться в Белом доме до окончания срока. Запустив тем самым режим пятимесячной нестабильности не только в Америке, но и в мире. Чего ждать и чего опасаться?
Неожиданный отъезд Байдена из Белого дома домой в Дэлавер навеял воспоминания о поездке Михаила Горбачёва в Форос в августе 1991-го. Параллели напрашиваются сами собой. Ещё вчера всемогущий глава сверхдержавы преисполнен громадья планов, а сегодня, как выясняется, никаких планов уже нет и в помине. Досидеть бы оставшиеся пять месяцев (Горбачёву в том августе оставалось четыре). Кот из дома – мыши в пляс: Илон Маск называет Байдена «говорящей куклой», недвусмысленно указывая на предел его нынешних компетенций. А миллиардер Дэвид Сакс высказался ещё жёстче: «Байден превратил Америку в банановую республику. И, как это принято в банановых республиках, его свергли в результате государственного переворота».
Дальше – больше. Вовсю пошли конспирологические разговоры. Стали сличать подпись Байдена под письмом, где говорится о его выходе из избирательной гонки, – говорят, не совпадает с подписями на других документах! Может быть, настоящего Байдена подменили? Вот и флаги над Белым домом приспущены – что, если президент скончался?! Впрочем, выяснилось, что флаги приспустили в связи со смертью 74-летней конгрессменши Шейлы Джексон Ли. Но где же Байден? И, кстати, кто нынче в лавке за главного, пока президент, так сказать, на самоизоляции? Вице-президент Камала Харрис? Или кто-то ещё?
Пристегнитесь, начинает трясти!
Получается, что теперь в Вашингтоне параллельно действуют два центра принятия внешнеполитических решений. Раз не ушёл занедуживший Байден, то при нём остаются и Энтони Блинкен с Джейком Салливаном. Но все трое, как ни крути, уходящая натура. А в игру тем временем вступает советник Камалы Харрис Фил Гордон – именно с ним на прошлой неделе проводил консультации глава офиса президента Украины Андрей Ермак. Гордон, по сути, это Салливан при Камале. И если Ермак догадался, с кем теперь обсуждать насущную повестку, догадаются и остальные. Свежее фото Байдена с выглядывающим из-за его плеча Блинкеном крайне в этом смысле показательно: вопрошающий взгляд главы Госдепа откровенно жалок. Но с кого теперь спрос – уже с Гордона или ещё с Блинкена и Салливана? Вот то-то и оно, что поди разберись.
«Те функции, что подпись Байдена только что делегировала госсекретарю США Энтони Блинкену, существенно расширяют его полномочия, – отмечает Елена Панина, директор Института международных политических и экономических стратегий (РУССТРАТ). – В частности, именно Блинкен сможет принять решение, как он собирается потратить украденные у России миллиарды, по согласованию с конгрессом. И он же, Блинкен, а не президент США будет потом отчитываться – сам танцую, сам пою, сам билеты раздаю. Теперь, очевидно, у госсекретаря появилось ещё больше пространства для злоупотреблений. А если учесть поступающую информацию о том, что именно Блинкен стал основным предателем и источником информации для врагов клана Байденов в стане Пелоси – Клинтонов, картина становится ещё интереснее». В стане Пелоси – Клинтонов, отметим, поддержали выдвижение на президентских выборах вице-президента Камалы Харрис. А в стане Барака Обамы – нет. И высказался Обама о Харрис крайне нелицеприятно. «Wall Street Journal сообщает, что Харрис выгонит Салливана и Блинкена и вообще поменяет весь курс внешней политики и национальной безопасности, – указывает корреспондент «Вестей» в США Валентин Богданов. – Нужно ли этому верить?!» «Мой вывод, причём совершенно твёрдый, – Байден находится в изоляции, фактически отстранён от власти, – отмечает политолог Дмитрий Евстафьев. – И это вызов для нас: непонятно, кто в Америке власть, кто реально принимает решения. Боюсь, ситуация гораздо более серьёзная, нежели кажется. Предположу, что нынешняя президентская кампания по большому счёту выбор не между Харрис и Трампом, а между Харрис и Вэнсом (выдвинутым Дональдом Трампом в вице-президенты. – Ред.), между двумя совершенно разными Америками. Драка только начинается и продлится, похоже, не 4 следующих года, а все 12».
Накануне в конгрессе США выступал израильский премьер Биньямин Нетаньяху. Тель-Авив для Вашингтона даже не наипервейший стратегический партнёр, а почти что 51-й штат. Вечная ценность, объединяющая демократов с республиканцами. Всегда, но не теперь. «Выступление Нетаньяху в конгрессе символизировало раскол как политического класса в Вашингтоне, так и всей Америки, – отмечает американист Малек Дудаков. – Пригласивший его спикер, республиканец Майк Джонсон, евангелист и активный сторонник Израиля, всячески позировал вместе с Нетаньяху. А что же демократы? Нэнси Пелоси загодя объявила, что будет бойкотировать выступление Нетаньяху. Чак Шумер, лидер большинства в сенате, отказался здороваться с ним за руку. Камала Харрис не пожелала присутствовать во время речи премьера Израиля». И дело тут не в симпатиях-антипатиях, бери выше – в принципиальной позиции. Из Вашингтона Нетаньяху отправится в Мар-а-Лаго – резиденцию Дональда Трампа во Флориде. Разумеется, ни о каком приёме в Белом доме не было и речи. Что это, если не глубокий раскол?
Присмотримся тем временем к американскому фондовому рынку. Падение индекса Nasdaq составляет 3–3,7% за сессию и до триллиона долларов в деньгах, отмечает украинский экономист Алексей Кущ. «Для одной сессии это много. Повторяется антирекорд декабря 2022 года. Пока ничего страшного не случилось, но падают лидеры – Nvidia, Мicrosoft, Visa и Tesla. Не стану пугать, будем считать, что рынки в ближайшее время отыграют падение. Иначе Федеральной резервной системе придётся снижать ставки уже в августе-сентябре. И осень точно не будет томной».
Дмитрий Дробницкий, американист
Дмитрий Дробницкий, американист
– Речь Байдена произвела тяжёлое впечатление. В Вашингтоне в последнюю неделю много, очень много, экзистенциально много лгали. Байден, этот сатирически точный аватар «свободного мира», укрепил эту зловещую и катастрофическую тенденцию. И граница у него в лучшем состоянии, чем при Трампе, и инфляция снижается, и преступность на исторически низком уровне, и впервые за XXI век американцы не участвовали ни в одной войне. Как кульминация – призыв к единству. Факел лидерства передаётся практически в никуда. И вдруг стало кристально ясно, что американская элита окончательно утратила контроль над ситуацией, горизонт панического планирования сократился до трёх-четырёх дней, кто управляет долларовой и ядерной сверхдержавой, достоверно не знает никто.
Король умер, да здравствует королева?
И вот посреди всего этого великолепия на телеэкранах появляется Байден и, проигнорировав щекотливую тему своего здоровья, очерчивает неявные контуры будущего. Сам он остаётся президентом страны до конца срока, но на новые выборы не пойдёт, уступая место Камале. Вообще-то касательно кандидата в президенты своё веское слово в начале августа должен сказать съезд Демпартии, ибо помимо Камалы есть и другие соискатели («Наша Версия» дала их краткий перечень в предыдущем номере).
Что, как несложно понять, стабилизации ситуации ничуть не добавляет. Но и сама Камала – тот ещё ящик с тротилом. «В свежем опросе CNN Трамп обходит Харрис на 3 пункта, – указывает американист Малек Дудаков. – Инсайдеры в окружении Обамы утверждают, что тот не верит в шансы Харрис на победу. Хотя именно команда Обамы устроила переворот против Байдена и сейчас подбирает Харрис напарника. Но, может статься, Харрис окажется таким же слабым оппонентом для Трампа, как и Байден». Опрос Forbes за 19–21 июля показывает, что Харрис отстаёт от Трампа на целых 11 пунктов – 51% против 40. Рейтинги Real Clear Politics показывают примерно ту же картину, что и до замены Байдена на Харрис: у Трампа и Харрис 44 и 39% поддержки соответственно. Но есть и другая социология. Согласно данным социологической службы Ipsos и агентства Reuters, 44% избирателей отдают предпочтение Харрис и только 42% – Трампу. Опрос был проведён 22–23 июля, он на два-три дня «свежее» прочих, что, возможно, и объясняет разницу. То есть опрос проводился тогда, когда Байден уже заявил о выходе из предвыборной гонки.
То, что мы наблюдаем сегодня в Америке – слом правил политического наследования. Байден явно намеревался отыграть второй акт. Ему не позволили, но он отыгрался, указав на преемницу, как видно, не безусловную. Обама ею откровенно недоволен
Не анекдот – просто штришок к картинке. Лидер демократов в конгрессе Чак Шумер выступает перед сенаторами-демократами и произносит с энтузиазмом: «Мы здесь для того, чтобы оказать нашу полную поддержку вице-президенту Камале Харрис!» И начинает аплодировать. А в зале – гробовая тишина. «Я аплодирую, вам – необязательно», – пытается отшутиться Шумер. И сам же натянуто смеётся в одиночку. Харрис – самый непопулярный вице-президент США за полувековую историю, непопулярнее был только коррупционер Спиро Эгню, которому республиканцы не позволили заменить уходящего досрочно с поста Ричарда Никсона. Смех без причины, блуждание в словесах во время интервью и сомнительная история успеха, связанная с любовником-конгрессменом, который был вдвое старше неё, – это не самое страшное. Хуже то, что в команде Харрис царит перманентный хаос. С 2021 года она сменила почти всех своих сотрудников, напоминает Дудаков, бывшие подчинённые Харрис в один голос жалуются на токсичную атмосферу в её команде. «Она постоянно срывалась на своих помощников после собственных провалов, и те увольнялись в слезах. Ну а теперь, со всеми своими комплексами, эмоциональной нестабильностью и огромным антирейтингом, Камала поведёт паникующих демократов на выборы». Проблем выдвиженке добавляют и республиканцы. Накануне они вчинили очередной иск, требуя не передавать ей деньги из предвыборного бюджета Байдена. «Лучший кандидат в вице-президенты для Камалы Харрис – это, конечно, Виталий Кличко, – шутит Валентин Богданов. – Человек, утверждающий, что «сегодня в завтрашний день могут смотреть не только лишь все», всегда поймёт человека, который «может представить то, что будет, и это не обременено тем, что было». Оба косноязычны, это чистая правда.
Гегемон ослабил хватку
То, что мы наблюдаем сегодня в Америке, – слом правил политического наследования. Байден явно намеревался отыграть второй акт. Ему не позволили, но он отыгрался, указав на преемницу, как видно, не безусловную. Обама ею откровенно недоволен, а ключевой спонсор демократов Джон Морган наотрез отказался спонсировать кампанию Харрис («Одно дело голосовать за кого-то, другое – давать миллионы долларов»). Теперь Камале предстоит пройти фильтр партийного отбора, а стране – не сорваться при этом в хаос. В 1968 году, когда Линдон Джонсон объявил о неучастии в выборах, Демпартия чуть было не раскололась, а голосование по кандидатам на съезде в Чикаго переросло в массовые беспорядки, которые пришлось подавлять регулярной армии, а не только нацгвардии и полиции. Напомнить, что было дальше? Демократы после схода с дистанции Джонсона и убийства Роберта Кеннеди победить не смогли, и власть перехватил республиканец Никсон. Но это отнюдь не привнесло стабильности – хаос в стране нарастал год от года. Закончилось всё досрочным уходом Никсона и экономическим кризисом такой силы, что икалось американцам до середины 80-х годов. Но тогда у сверхдержавы, по счастью, хотя бы на внешнеполитическом контуре обошлось без потрясений. А нынче же – не надысь. Лидер парламентского большинства во Франции Жан-Люк Меланшон призвал к выходу Франции из НАТО. «Неплохо, – отреагировал философ Александр Дугин. – Удар в челюсть глобалистам слева». Да не глобалистам, а в первую очередь Белому дому! Франция уже как-то выходила из альянса, дорожка проторённая. И уж если Париж, не дожидаясь выборов, не преминул воспользоваться турбулентностью за океаном, то и за остальными вассалами дело не встанет. Глава внешнеполитического ведомства Украины Дмитрий Кулеба вылетает в Китай, где больше трёх часов общается в Гуанчжоу со своим коллегой Ван И. С «вашингтонским обкомом», понятное дело, встреча не согласована: не с кем было согласовывать (на что и указывает общение Ермака с Филом Гордоном, о котором шла речь выше, через головы Блинкена с Салливаном). А тут и заявление Владимира Зеленского подоспело – «горячая фаза», оказывается, может закончиться «до конца года» и не все территории Украины будут возвращены военным путём. А урегулирование будет «дипломатическим». Так ведь Зеленский сам, собственным указом запретил любые переговоры с «агрессором», разве нет? Неужто ситуация в мире настолько изменилась, что он решил отыграть назад?! «Если Россия будет готова договариваться, то мы будем готовы говорить с представителями России. И без разницы, будет это Путин или не Путин». Вот это да! В Киеве явно чувствуют ослабление хватки Вашингтона и спешат, как и французы, реализовать собственные интересы? Стоит ещё раз упомянуть о визите за океан Нетаньяху – ещё месяц назад американский околовластный истеблишмент прочил ему отставку (и даже Гаагу!), а сегодня он как ни в чём не бывало выступает перед конгрессом США и его принимает в своей резиденции Дональд Трамп!
И всё-таки тревожно: ситуация слишком непредсказуема. Неизвестно, кто будет реально руководить страной в ближайшие пять месяцев и чего ожидать от Харрис. Будет ли она хотя бы в какой-то мере самостоятельна, а если нет, то под какой клан прогнётся – под Клинтон или Обаму? И не сработает ли Харрис как детонатор к ядерной бомбе? Как видно, фигура будущего президента США – результат компромисса определённых кругов. Камалу поддерживает Алекс Сорос и пока не поддерживает Барак Обама, но клан Обамы, возможно, пристроит своего кандидата в вице-президенты к Камале или в главы Госдепа, и компромисс будет достигнут – если так, то американская политическая система в очередной раз докажет свою надёжность.
Кстати
В США полным ходом развивают искусственный интеллект – результат может произвести эффект, сравнимый с появлением ядерной бомбы. Илон Маск запустил в штате Теннесси новый сверхкомпьютер Memphis Supercluster стоимостью порядка 4 млрд долларов, самый мощный в мире. Внутри – 100 тыс. графических процессоров NVIDIA H100 AI. Маск грезит о создании дубликата человеческого мозга уровня учёного-изобретателя для оцифровки человеческого сознания, чтобы оно могло продолжить жизнь после физической смерти в оболочке цифрового разума. Неясно, правда, откуда взять столько энергии, чтобы компьютер смог заработать в полную силу. Сообщают, что уже сегодня для охлаждения рабочей части сверхкомпьютера требуется 8,5 млн литров воды ежедневно. Но, зная настойчивость Маска, несложно предположить, что уже избранный в ноябре президент США может заполучить этот суперкомпьютер и воспользоваться его сказочными возможностями.
Руслан Горевой
Комментарии