Краснодарский адвокат Палибин о людоедстве во время Великого Голода 1932-33 гг.
На модерации
Отложенный
Николай Лопатин (Палибин) в 1930-е работал адвокатом в Армавире. Во время Великой Отечественной служил у немцев, эмигрировал в США, где написал книгу о советской жизни. Одна из глав рассказывает о голодоморе 1932-33 годов на Кубани. Он описывает как массовое озверение крестьян, их людоедство, так и чудовищные репрессии власти против них.
Николай Владимирович Палибин родился в 1890 году. До революции присяжный поверенный округа Московской судебной палаты. В Первую мировую войну - поручик на Западном фронте. В августе 1918 года вступил в Добровольческую армию. Затем в СССР вынужден был жить по подложным документам, на имя Лопатина. С 1923 года член коллегии защитников Кубанской области. В 1935 — "вычищен" и лишён возможности работать адвокатом. С 1937-го — скрывался по ещё одним подложным документам. В Великую Отечественную, после занятия немцами Северного Кавказа, стал бургомистром Майкопа. Ушёл с отступающей германской армией, в Берлине в 1943-45 годах работал в аппарате Министерства по восточным территориям. В 1946 году эмигрировал в США, где и умер в 1974 году. В 1955 году он опубликовал в Америке книгу "Записки советского адвоката". Одна из глав книги посвящена голодомору на Кубани.
Положение моё становилось всё плачевнее
Я имел возможность покупать только один обед в кооперативной столовой. Этот обед мы съедали с женой вдвоем. Хлеба я давно не видел. Голод подкрадывался постепенно. Это был не тот голод, который описан где-нибудь у Кнута Гамсуна, когда человек может на любой городской свалке получить если не первоклассные продукты, то во всяком случае приличный обед и, конечно, с хлебом. Это был "смертельный голод", безысходность которого заключается в том, что вы не имеете не только ничего съестного, но сознаете, что нигде и никак не можете его достать и что вас ждёт истощение и ужасный конец.
Раз я шёл по безлюдной улице, точнее - тропинке, заросшей бурьяном. Какой-то умирающий от голода человек попросил меня помочь ему встать. Я прошел мимо, так как боялся, что он ‚ обхватит меня и мы вместе уже не поднимемся с земли. На базаре лежали умирающие и мёртвые. Целые кварталы вымерли, хаты были развалены. На площади перед стансоветом умирающие лежали в бурьяне и взывали о помощи. Но стансовет остался к ним глух. По вечерам все боялись выходить из хат, так как можно было стать жертвой охотников за человеческим мясом.
Как семьи пчёл умирают к весне, если злой и хищный хозяин не оставляет им запаса меда, так вымирали целые колхозные семьи. Тогда были организованы колхозные "санитарные" бригады для собирания мертвецов по хатам. Бригады проезжали по улицам, заглядывали в дома и вытаскивали трупы на подводу, а умирающие дожидались своей очереди. В детских домах и яслях трупами детей набивали мешки и наваливали так же на подводу. Но большинство лошадей вскоре передохло, и тогда бригады эти стали пешими. На кладбищах были вырыты большие братские ямы, куда сваливали трупы. Ямы эти не закапывались, пока могила не заполнялась доверху.
Мне пришлось в это время проходить пешком через когда-то богатейшую станицу Дондуковскую. Дорогу мне пересекла похоронная процессия: два ещё живых, но истощённых до крайности человека с трудом, нагнувшись и перекинув веревки через плечи, тащили привязанного за ноги умершего. Это были кожа и кости. Он был босой, в портках и рубашке, она задралась и волочилась за ним по пыли и кочкам. Они доволокли его до края могилы на кладбище, отвязали веревки и с грубой руганью спихнули ногами в открытую "братскую могилу".
Это было "последнее надгробное рыданье"
В то время процветали так называемые голодные кражи. Например, колхозный возчик из станицы Рязанской, везя зерно на ссыпку в счёт хлебопоставки, спрятал по дороге в кустах мешок пшеницы с целью присвоить её. Кражу обнаружили и приговорили колхозника к казни. В станице Гиагинской четыре парня везли комбикорм, т.е. смесь отрубей, молотой люцерны, макухи, мучной пыли и т.п. для скота. По дороге они ели его пригоршнями, а затем похитили каждый со своей подводы примерно по пуду этой смеси. Всем им был вынесен смертный приговор.
Бывший священник станицы Белореченской, идя по дороге, срывал колосья пшеницы и, перетирая в ладонях, ел. В карманах у него во время обыска колхозный объездчик, комсомолец, также обнаружил колоски. Священник получил 10 лет. На прокурорском языке такие похитители назывались парикмахерами: стригут колоски.
В станице Некрасовской исчез медный котёл для варки пищи в степи. Подозрение в краже пало на бригадира, и он заплатил за это своей жизнью. А несколько позже, во время пахоты, котёл нашёлся. Хотя это не голодная кража, но интересный случай, образец применения декрета от 07 августа и поучительный пример советского правосудия.
Рядовая колхозница из станицы Петропавловской набрала себе в фартук чесноку с колхозного огорода - 10 лет.
Я ехал однажды с судьёй на тачанке. Дорога шла между двумя стенами тощей колхозной кукурузы. Вдруг слева открылся баштан: крупные арбузы лежали около самой дороги. Судья Филиппов промолвил: "Добрые арбузы, надо один взять на дорогу". Кучер остановил лошадей, а судья соскочил с тачанки и выбрал арбуз побольше. Лошади тронули. Кража колхозного имущества была совершена.
В это время мы увидели, что к нам бежит со стороны баштана старик с седой бородой - колхозный караульщик. Стало всем ясно, что он был вооружен не только палкой, но и декретом от 7 августа, карающим смертью, а в случае смягчающих обстоятельств - 10 годами. Здесь были два отягчающих обстоятельства: член партии и судья. Кучер был тоже членом партии . Я его знал хорошо. По его словам и выражениям можно было судить, что он из "уркачей".
Увидав надвигающуюся катастрофу, он начал кричать караульщику:
- Поспешай, поспешай, старина, нам некогда тебя дожидаться, а то уедем, не заплативши. Вы, товарищ судья, дайте ему за арбуз, как на базаре, мы, мол, покупатели, а не воры.
Караульщик подошёл вплотную, взглянул на арбуз, лежавший в тачанке, оперся грудью на палку и спросил:
- А кто ж вы будете, милые люди, и как с вами этот грех случился?
Однако судья сразу "взял его на басы", всучил ему деньги и приказал, чтобы правление колхоза выслало ему квитанцию в уплате денег.
- А если присвоишь, судить буду.
И тачанка покатила
Вот этот самый судья в эту же поездку и присудил колхозницу к 10 годам каторги за чеснок с колхозного огорода. В какой-то момент появились "зелёные" - в зарослях камышах, в подсолнухах.
Одетые в рванье и вооруженные обрезами, они разводили костры невдалеке от дороги и варили себе пищу. Вместе с тем в станице начались ежедневные грабежи. Они походили один на другой. Как только наступала темнота, какая-нибудь хата подвергалась нападению. Грабители выбивали поленом окно и влезали внутрь. Они накрывали обессилевших от голода хозяев одеялами или каким-нибудь барахлом обшаривали комнату и забирали всё съестное. Вскоре бандитов поймали.
Оказалось, что их было семеро, в том числе одна женщина. Судили их через два-три дня. Было это весной 1933 года. Они были настолько истощены, что некоторые не могли сидеть на скамье подсудимых и, лёжа на полу, отвечали на вопросы суда не голосом, а каким-то писком. Жертвы их, выступавшие свидетелями, выглядели не лучше. По требованию прокурора суд вынес им за бандитизм расстрел. Но, не дождавшись результатов кассационной жалобы, поданной мною, все приговоренные умерли в тюрьме. Между тем, жалобы рассматривались быстро, так как в Ростов-на-Дону выехала постоянная сессия Верховного Суда для усиления впечатления от выносимых в это время судами приговоров немедленным их исполнением.
Обвинение по этому делу поддерживал прокурор Кузнецов. В ту же сессию суда он поддерживал обвинение против группы активистов, красных партизан эпохи гражданской войны, которые с вечера ходили пьяные по станице вместе с местной акушеркой, вымогали самогон и закуску: огурцы, редьку, лук. Один из них во время этой прогулки изнасиловал акушерку. И прокурор предъявил всей компании обвинение в "массовых беспорядках", предусмотренных одним из пунктов 58-й статьи. Пункт этот указывал на разрушение толпой железнодорожных путей, погром общественных зданий и т.п. Прокурор насчитал за подсудимыми "массу преступлений" - у одного взяли огурцы, у другого свёклу и т.д. - и подвел их под статью 58 УК, помещенную в главе о контрреволюционных преступлениях. Вместе с ним в качестве общественного обвинителя выступал на суде и начальник политотдела машинно-тракторной станции (МТС).
И вот "представитель государственной власти" - прокурор - и начальник политотдела МТС выступали в суде вместе и придавали делу политический характер, поскольку "массовые беспорядки" происходили во время "подготовки к весенней посевной кампании" и могли, по их мнению, сорвать это государственной важности дело. Суд согласился с ними и вынес смертный приговор.
Время шло, я с трудом уже подымался по трёхступенчатому порогу своей квартиры, а надежд впереди не было никаких. Шесть серебряных столовых ложек, один половник и две небольших серебряных ризы с икон - это и был весь мой капитал. Его нужно было отвезти в Торгсин и там обменять на хлеб. Отправляюсь в Армавир.
Торгсин в Армавире
На витрине Торгсина свиное сало толщиной в две ладони, копчёные рыбцы, белая пшеничная мука, сахар, крупы разные, сливочное масло, сыр, шоколад, конфеты, печенье, рыбные консервы, колбасы разных видов - всё в огромном разнообразии и количестве, как при старом режиме. Во дворе магазина оборванная толпа с исхудалыми лицами. То и дело какого-нибудь упавшего от изнеможения человека вытаскивают и волокут из толпы, обшаривая карманы. Я получил полтора пуда кукурузной муки, оказавшейся горькой, два кило сахара и килограмм постного масла. По ценам старого режима всё это едва ли стоило полтора рубля.
Для меня это был тяжёлый труд
От коллегии адвокатов Армавира я отправился в агитационную поездку по сёлам. Девицы под гармошку пели, осипшие и охрипшие: "Мы железным конём все поля обойдем...", парикмахер подравнивал кое-кому чересчур длинные волосы, а я брехал про новый закон про продпоставки. Вернувшись из степи, мы получали на квартире кукурузную кашу с подсолнечным маслом и ложились спать на грязной соломе на полу. Очень быстро у меня завелись вши. А хлеба не ели ни мы, ни колхозники.
В эту поездку я видел особенно пострадавшие и вымершие станицы: Прочноокопекую, Дондуковскую и Гиагинскую.
Людоеды
Вернувшись в Армавир, я видел, как на базаре стояла какая-то женщина, ярко нарумяненная, с чёрными усами и волосами, растущими из ушей и из ноздрей, и держала в руках кошёлку, накрытую тряпкой. Люди подходили и заглядывали с любопытством и страхом. Заглянул в кошёлку и я: там лежала человечина, и я ясно увидел исхудавшую, сморщенную женскую грудь с соском.
- Неужели люди покупают и едят?
- Нет, - ответил мне один из стоявших, - покупают и делают котлеты, а затем продают. Женщина эта была на базаре "мясным ларьком".
Как-то возвращался я домой ночью поездом "Максим Горький". В вагонах нары в три яруса и полная темнота. Вдруг кто-то стал ругаться, так как на него с верхней полки что-то потекло. Чиркнули спичку, зажигалку - оказалось кровь. Подняли тревогу. На верхней полке лежала женщина, и у нее была отрезана и унесена голова. Спутницы её рассказали, что у убитой были коронки на передних зубах, цветом похожие на золото, и видимо, кто-то решил обменять их в Торгсине на продукты.
Проходя днём по дороге домой через станицу Петропавловскую, я зашёл раз в станичный совет. Там было какое-то смятение и толпилось несколько человек. Из рассказов я понял, что женщина, мучимая голодом и жаждавшая поесть жареной печёнки, зарезала свою восьмилетнюю девочку, разделала её на столе: ручки, ножки, головку, - вынула печенку и стала её жарить на сковороде. Кто-то это увидел, прибежали из стансовета, арестовали её и под конвоем с револьверами привели в станичный совет, а она по дороге грызла ещё не дожаренную печёнку.
Через некоторое время я подал следователю прошение от имени матери, прося его направить дочь-убийцу в психиатрическую лечебницу, так как преступление совершено несомненно в состоянии умопомрачения. Следователь на это ответил: "Мы следствия по делам о людоедстве не производим. Ваше заявление я направил в соответствующие органы, где её несомненно вылечат". В дальнейшем я узнал, что "лечение" людоедов производилось всё в том же НКВД.
Но откуда же берут человечину, чтобы торговать ею? На этот вопрос я получил на армавирском базаре такой ответ: "Что ты, малохольный? Или из Москвы приехал? Не видишь разве, что кругом мертвяки лежат? А то бывает, что "пришьют" доходягу, - вот тебе и парная говядинка".
Источник: http://ttolk.ru/articles/krasnodarskiy_advokat_palibin_o_lyudoedstve_vo_vremya_velikogo_goloda_1932-33
Комментарии
Во время ВОВ служил у немцев. Ну оооочень большой авторитет у Модеста, почти как Ильин.
В. Нечапай, Потому и служил, что даже немцы до каннибализма никого не доводили.
Олег Модестов, Перед повешеньем добрые немцы поили приговоренного баварским....
михаил михаил,
Либер Полли,
Либер Полли,
".. Во время Великой Отечественной служил у немцев,.." обалденный источник антисовейсой брехни
Народный Дружинник, А ты где служил во время ПМВ? У Парвуса или у Ганецкого?
Олег Модестов, гы. это тут к чему?
Комментарий удален модератором
Олег Модестов, повтор
Народный Дружинник, И еще будет. Ты же все время тупо талдычишь одно и то же.
Олег Модестов, вреш антисовейчик
"Во время Великой Отечественной служил у немцев,.." -- он там не с Ильиным работал, под крылом у Геббельса?
Модестов все интереснее и интереснее источники находит. Полагаю, скоро уже переводы Геббельса размещать начнет, а там и до "Моей борьбы" недалеко.
Александр Втюрин, Ты хоть какой-нибудь источник кроме собственного воображения найди.
Олег Модестов, гы. т.е. доктора гебельса скоро запостиш?
Комментарий удален модератором
Олег Модестов, пеариш фашыка? не удивлен
Народный Дружинник, Тебя? С какой стати?
Олег Модестов, гебельса и вонЪ хофмана
Олег Модестов, т. е. материалы Св. Синода Вас уже не устраивают?
Не единым Собрехницыным Модест питаем....
Модест, тьфу на тебя. А вдруг Путин прочитает и загорится.
Федя Федорин,
Олег Модестов, так у него же всё наоборот - "пока я жив повышения пенсионного возраста не будет". Не надо этого совращать на ещё большее зло. Итак народ гибнет.
Федя Федорин, Продолжительность жизни увеличивается, тов. люмпен. Вам дишь бы не работать.
ANT 742024-07-23 в 19:24# 108028180
Не единым Собрехницыным Модест питаем...
А ты исключительно "всесильным учением которое всесильно потому что оно верно" немецкого еврея Карла Маркса
Олег Модестов, узбагойся. это не коммунист. это - пашыст. такой же антисовейчик как ты токма похитрее
Народный Дружинник, Отняли большевики у русского народа его историю
Народный Дружинник, и это блестяще реализовали большевики через "бесплатное" "образование" и "свободные" СМИ
Олег Модестов, чем то на тебя похож
// Во время Великой Отечественной служил у немцев, эмигрировал в США, где написал книгу о советской жизни.
а вы ребята на кого работаете? )))))))))))))))))))))
Навозну кучу разрыва,
Постил он всякое дерьмо.
это ведь он...