Историк рассказал о случаях расстрела детей в финских концлагерях в Карелии в годы войны

На модерации Отложенный

Историк, выпускник Петрозаводского госуниверситета Дмитрий Елошин в ходе судебного заседания рассказал о случаях расстрела финскими оккупантами детей-узников концлагерей в Карелии в годы Великой Отечественной войны.Во вторник Верховный суд Республики Карелия продолжает рассмотрение дела по заявлению прокуратуры о признании геноцидом и военными преступлениями действий немецко-фашистских захватчиков, оккупационных властей и войск Финляндии на территории Карелии в годы Великой Отечественной войны. Трансляция судебного заседания ведется проектом "Без срока давности".
"В лагере №5, который размещался в Петрозаводске, помещались мальчики и девочки 2-5 лет. В августе-сентябре 1943 года в этом лагере было расстреляно несколько детей. Финские власти объявили, что расстрел был произведен при попытке к бегству. Условия для детей были кошмарные. Их заставляли работать, никто их не лечил, кормили плохо. В лагере свирепствовал тиф, в результате которого погибло много детей… В лагере №3 находились женщины с грудными детьми. Условия для заключенных были исключительно тяжелыми, среди детей и женщин был большой процент смертности", - рассказал Елошин.
Он отметил, что в концлагеря на территории Карелии в основном отправляли женщин, стариков и детей.
"Известно еще несколько случаев расстрелов. Хотел бы процитировать узника 6-го концентрационного лагеря, который рассказывал сотрудникам НКВД следующее: 29 февраля 1943 года мои дети Наталья 1934 года рождения и сын Егор 1933 года рождения в 9 часов утра пошли в школу. Когда они отошли от лагеря метров на 300, финский часовой лагеря №6 начал стрелять в детей и двумя выстрелами убил их наповал… И еще показания: в сентябре 1943 года 10-летний мальчик Зуев Леня, содержавшийся в лагере №2, хотел перелезть через проволочный забор, охранник заметил Зуева и без всякого предупреждения выстрелил в него и ранил мальчика в ногу. Когда мальчик упал, финн выстрелил в него вторично, мальчик дополз до забора… Таких примеров масса, особенно того, что касается детей", - сказал Елошин.


"Если мы говорим про количество погибших в лагерях в Петрозаводске, то я прихожу к цифре более 6 тысяч человек, из них боле 2 тысяч детей. Если мы говорим про детей, то нам известно, что в 1942 году в Петрозаводске было 10 420 детей, а в июле 1944 года, то есть после освобождения, детей стало 7 521 человек, то есть количество детей сократилось на 2 899 человек", - отметил историк.
Ранее сообщалось, что в Верховный суд Республики Карелия поступило заявление прокурора Республики Карелия о признании военными преступлениями и преступлениями против человечности, геноцидом советского народа установленных и вновь выявленных преступлений, совершенных немецко-фашистскими захватчиками, оккупационными властями и войсками Финляндии на территории Карело-Финской ССР (в настоящее время – Республика Карелия) в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 годов.
С осени 1941 года и до конца июня 1944 года две трети самой экономически развитой части территории региона находились под оккупацией Финляндии – союзницы нацистской Германии. Как сообщала Генпрокуратура России, в период оккупации "финнами в республике создано свыше 100 концентрационных и трудовых лагерей для гражданского населения и советских военнопленных". Уже к концу 1941 года в них находилось более 20 тысяч человек, преимущественно женщин, стариков и детей, количество которых в апреле 1942 года достигло почти 24 тысячи. В дальнейшем общая численность содержавшихся узников в концлагерях колебалась в пределах 15-18 тысяч, что составляло около 20% от всего попавшего в оккупацию населения. За время финской оккупации только в петрозаводских концлагерях "погибли свыше семи тысяч узников". Всего убиты и замучены 8 028 мирных граждан, в финских и немецких лагерях погибли более 18 тысяч советских военнопленных.
Захватчиками были разрушены города, деревни, все промышленные и сельскохозяйственные предприятия. Общая сумма ущерба, причиненного оккупацией хозяйству и инфраструктуре Республики Карелия, в переводе на современный курс рубля составляет более 20 триллионов рублей, сообщала Генпрокуратура России.