"Религия - это ошибка восприятия" Дробышевский

На модерации Отложенный

Станислав Дробышевский является одним из ключевых российских популяризаторов науки и известным атеистом. В своих антропологических лекциях и интервью он часто затрагивает темы, связанные с религией. В недавнем интервью на ютуб-канале "Без претензий" он ответил, зачем и почему человек придумал бога.

«Ведущий: Зачем и когда человек придумал бога?

Дробышевский: Есть куча гипотез на самом деле. Но, строго говоря, религия - это ошибка восприятия. Конечно, есть много нюансов. Но в целом история такая, наш мозг очень сложный и он склонен поглощать информацию, иногда он поглощает ее ошибочно.

Кроме прочего, детишки склонны верить родителям. Потому что родители плохому не научат. И чем лучше ребенок учится, чем быстрее он воспринимает то, что ему там сказали, тем для него же лучше. Но у родителей тоже бывают ошибки в мышлении.

Родитель делает неверное умозаключение о взаимосвязи чего-то с чем-то, транслирует это ребенку, ребенок это некритично воспринимает, в отличие от обезьян (обезьяны очень критичны, они все на своем опыте воспринимают, поэтому у них религии нет). Поэтому, когда появляется какое-то нелогичное представление о взаимодействии мироздания с моральным довеском, то это и есть религия.

У животных такие ошибки тоже бывают, на этом основаны дрессировка и пресловутые опыты Скиннера с голубями. Когда сидели в коробочке голуби, им в кормушку падали зернышки с определенным интервалом независимо ни от чего. Но когда голубь взмахивал крылышком и выпадало зернышко, то у него перемыкало в голове, что это зернышко упало потому, что он махнул крылышком. Он начинал взмахивать крылышком, и о чудо, зернышки выпадали. Они выпадали раз в несколько секунд. Были такие голуби, которые целенаправленно начинали что-то такое делать.

У людей примерно то же самое. Когда молния стукнула и у человека что-то хорошее случилось, значит, молния - это к добру. Молния стукнула и что-то плохое случилось, значит молния к вреду.

Также люди иерархичны, как многие приматы. У нас иерархия, есть семья, там какой-нибудь самец главный. Есть группа, где вожак какой-нибудь главный. Есть несколько групп и там самый главный вожак, это уже на уровне неолита, когда много маленьких группок по 200 человек хотя бы. И есть какой-нибудь фараон условный.

Раз есть главный, значит должен быть главный над главными, мы же знаем, что рядом есть какое-нибудь государство, и там свой фараон. Стало быть, должен быть главный над всеми фараонами. Мы его не наблюдаем, значит это бог. Это еще один элемент религии.

И практическое приложении, когда люди начинают жить большими коллективами, надо их соорганизовать. Естественная величина группы - примерно 30 индивидов. Когда нужно соорганизовать большую толпу, чтобы выкопать канал, построить стену против соседей, еще что-нибудь такое героическое сделать, то это можно делать убеждением, но на практике это плохо работает. Можно принуждением, но в одиночку с палкой вы не принудите 200 человек. Соответственно, идеологически это делать гораздо проще.

Религия, оказывается, очень хорошая практическая штука для сплочения коллективов, чтобы все одинаково думали. Религиозные общества оказываются успешнее нерелигиозных, потому что они лучше объединяются и противостоят соседним. Религиозные общества занимают большие территории, распространяются, и кто верит в эту религию, то он свой, значит он получает преимущества.

Самые успешные религии отрегулировали всяческие минусы, они распространяются со страшной силой, и теперь у нас есть мировые религии. Есть и неудачные религии, которые появились и тут же загнулись.

Ведущий: Но это не отрицает возможное существование бога.

Дробышевский: Возможность не отрицает, но есть возможность существования сепулек, например. Ничего не отрицает возможности существования сепулек.

Ведущий: Я даже не знаю, что это, но наверняка, вам виднее.

Дробышевский: Но не отрицает же».

Сепульки - неопределенные вымышленные объекты, которые упомянуты в произведениях польского писателя-фантаста Станислава Лема.

С моей точки зрения Дробышевский достаточно интересно описал популярные антропологические представления о происхождении идеи бога и религии.

ТРИКСТЕР | Научно о религии (автор)