Корни Третьей мировой войны
На модерации
Отложенный
Автор - Фрэнсис П. Семпа, американский эксперт, автор колонки на RealClearDefense.
Американский дипломат и историк Джордж Ф. Кеннан назвал Первую мировую войну «исходной катастрофой» XX века и написал две объемные книги о событиях, которые привели к началу этой войны: «Упадок европейского порядка Бисмарка» и «Роковой альянс». Чтение этих исторических трудов дает хорошее представление о коренных причинах той войны.
Когда война началась на Балканах после убийства австрийского эрцгерцога и его жены в Сараево 28 июня 1914 года, мало кто предвидел, что конфликт в конечном итоге охватит большую часть Европы, Азию, Африку и Ближний Восток, приведет к падению четырех империй (Романовых, Гогенцоллернов, Габсбургов и Османской империи), гибели более 10 миллионов солдат, бомбардировкам городов с воздуха, использованию отравляющего газа и разделу территорий на Ближнем Востоке, который породит конфликты, продолжающиеся и по сей день. Кеннан, анализируя основные дипломатические и международные события 20-го века, отмечает, что все они ведут начало от Первой мировой войны.
Сегодня, когда идут военные действия в Восточной Европе и на Ближнем Востоке, и когда в западной части Тихого океана также все чаще звучит агрессивная риторика, есть опасения, что мир катится к новой мировой войне. Во всех трех конфликтах участвует по крайней мере одна ядерная держава. Некоторые западные аналитики полагают, что «ось автократий» (Россия, Китай, Иран и, возможно, Северная Корея) сотрудничают, чтобы подорвать мировой порядок, созданный после окончания Холодной войны. Со стороны западного политического истеблишмента все громче звучат призывы в духе Черчилля о необходимости противостоять агрессорам сейчас, чтобы сдержать будущую агрессию. Голос тех, кто советует проявлять благоразумие или сдержанность или кто продвигает дипломатические решения этих конфликтов, почти не слышен.
В книге «Упадок европейского порядка Бисмарка» Кеннан писал, что истоки Первой мировой войны можно проследить, по крайней мере, до 1875 года, когда в рядах элиты Франции и России зародилась идея будущего франко-русского союза. Одним из главных устремлений во внешней дипломатии канцлера Германии Отто фон Бисмарка было предотвращение такого союза. Когда Бисмарк ушел из власти в 1890 году, Франция и Россия, наконец, сблизились, вступив в то, что Кеннан называет «роковым союзом 1894 года». Германия, тем временем сблизилась с Австро-Венгрией, одновременно бросая Великобритании вызов на море.
Однако, до того самого рокового дня в августе 1914 года, когда Германия объявила войну России, а система альянсов быстро вовлекла в войну другие великие державы, мало кто верил, что региональная война между Австро-Венгрией и Сербией распространится на всю Европу, на Азию, Ближний Восток и Африку и втянет в водоворот конфликта даже добровольцев из Австралии и Северной Америки.
Другой автор, Виктор Дэвис Хэнсон, в своей основополагающей книге «Вторые мировые войны» описывает как серия небольших региональных войн — итало-эфиопская война, германо-советско-польская война, германо-норвежская война, германо-датская война, германо-итало-франко-британская война, германо-югославская война, германо-греческая война, германо-советская война, японо-китайская война, американо-британо-японская война — переросла в глобальный конфликт беспрецедентных масштабов и разрушений - Вторую мировую войну.
Нельзя не видеть аналогии с сегодняшним днем, когда войны между Россией, Украиной, НАТО и США, Израилем, ХАМАСом, Хезболлой и Ираном, а также спор между Китаем, Тайванем и США являются пока региональными конфликтами, которые, если их не ограничить, могут перерасти в глобальный конфликт между ядерными державами — Третью мировую войну. По мнению, Джорджа Кеннана, она станет катастрофой, после которой нельзя будет восстановиться.
Тем не менее, Соединенные Штаты при администрации Байдена, похоже, намерены продолжать и усиливать свое участие в украинском конфликте, одновременно посылая недвусмысленные сигналы о намерениях на Ближнем Востоке и в западной части Тихого океана. Опасность усиливается растущим восприятием того, что американский президент Байден когнитивно непригоден для работы главнокомандующего и главного дипломата.
Если, не дай Бог, эти региональные конфликты все же выльются в Третью мировую войну, историки будущего, столь же глубокие и проницательные, как Кеннан, смогут проследить ее корни от первых лет после окончания Холодной войны, когда американская администрация расширяла границы НАТО до России, несмотря на энергичные протесты сменявших друг друга российских лидеров (Горбачева, Ельцина, Путина) и пророческие предупреждения Кеннана и нескольких других экспертов о том, что расширение НАТО вызовет агрессивную реакцию России. Те же историки могут также сослаться на глупое и провальное взаимодействие с Китаем после окончания Холодной войны, которое способствовало возвышению нашего главного конкурента. Благодаря недальновидной политике, мы сами привели Россию в объятия Китая, пока были заняты ведением периферийных войн в Афганистане и Ираке. Также было ошибкой стремление переделать Ближний Восток по нашему собственному образу (так называемая «арабская весна»), эта политика стимулировала экспансию Ирана в регион.
Теперь некоторые на Западе призывают США и их союзников пригласить Украину стать членом НАТО, хотя в войне Украины с Россией не видно признаков окончания. Это заставило более 60 американских экспертов по внешней политике и ученых написать открытое письмо лидерам НАТО, призывая их не приглашать Украину в альянс. «Приведение Украины к членству в альянсе, — говорится в письме, — может усугубить проблему, превратив Украину в место длительного противостояния между двумя ведущими ядерными державами мира и подыграть Владимиру Путину, который утверждает, что он воюет с Западом на Украине, а не с народом Украины». Такой шаг, утверждают подписавшие, «снизит безопасность Соединенных Штатов и союзников по НАТО, что представляет значительный риск для всех».
Будем надеяться, что будущий Джордж Кеннан не назовет договор США-НАТО-Украина «судьбоносным союзом».
Комментарии
Нынешние украинские военные реалии таковы, что до новой мировой войны дистанция неуклонно сокращается.