Выборы в парламент Франции: трудная коалиция президента с левыми и усиление позиций правых

На модерации Отложенный

РИА Новости. Во Франции завершились внеочередные парламентские выборы, которые, вопреки опросам, закончились победой коалиции левых, и теперь она должна сформировать с пришедшей второй президентской партией немыслимую ранее коалицию.НЕОЖИДАННЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Несмотря на то, что все опросы обещали большее число мест в парламенте правому "Национальному объединению", партия Марин Ле Пен пришла лишь третьей. Коалиция левых "Новый народный фронт" одержала победу, получив 182 места из 577 в Национальном собрании страны. Второе место заняла коалиция "Вместе" президента Эммануэля Макрона, получив 168 мест в Нацсобрании. "Национальное объединение" получило 143 места.
План Макрона "блокировать правых" удался: голоса снявшихся с предвыборной гонки кандидатов, пришедших третьими в первом туре, перешли к кандидату от левых или его коалиции в "дуэлях" с кандидатами от партии Ле Пен.
Тем, что коалиция президента не потерпела сокрушительного поражения и не пришла третьей, она обязана голосам традиционных сторонников левых. То же и со слепленной на скорую руку за три недели перед выборами коалиции левых: эксперты единогласны во мнении, что они никогда не смогли бы получить такого числа мест без поддержки избирателей Макрона.
Однако "противоестественный союз", как назвал его лидер "Национального объединения" Жордан Барделла, был быстро забыт. И лидер "Нового народного фронта" Жан-Люк Меланшон, и макронисты праздновали победу, забыв, что она досталась им в нечестной игре. В лагере президента сразу же заявили, что реальной коалиции с левыми быть не может, а Меланшону не стать премьер-министром.
ТРУДНАЯ КОАЛИЦИЯ
Впервые в истории Пятой республики по итогам выборов в парламенте нет четкого лидера. Никогда ранее победившая партия не находилась так далеко от абсолютного большинства (289 мест), необходимого, чтобы проводить свою политику и получать поддержку депутатов на голосованиях. Каждый раз, даже когда у президентской или оппозиционной партии не было абсолютного большинства, они могли добирать недостающие голоса в разных фракциях в зависимости от обсуждаемого законопроекта. Как отмечают политологи, во Франции - бинарная система правых и левых, из-за чего культура компромисса была потеряна. Именно поэтому в Пятой республике отказались от пропорциональной избирательной системы, принятой во многих других европейских странах, в пользу мажоритарной.


Чтобы иметь реальную власть, левым придется сформировать коалицию с президентской партией. И эта задача не из легких с учетом постоянной вражды этих политических блоков, взаимных обвинений и порой диаметрально отличающихся пунктов в политических программах – от усиления полиции и контроля иммиграции до налога на сверхприбыль и Пенсионного возраста.
К этому добавляется то, что сколоченная за три недели до выборов и ранее не существовавшая коалиция левых состоит из очень разных партий. Примером может являться конфликт на Украине. Если социалисты и зеленые ратуют за еще большую военную поддержку Украины, то "Непокорившаяся Франция" и коммунисты выступают за дипломатическое решение конфликта, а лидер "Непокорившейся Франции" Мануэль Бомпар против отправки военных на Украину и эскалации конфликта.
Действующий премьер-министр Габриэль Атталь заявил, что уйдет в отставку – принятый после выборов политический жест. Однако Макрон попросил премьера остаться на посту для "поддержания стабильности". Такая ситуация может растянуться надолго: в Париже грядет Олимпиада, август – традиционный месяц летних отпусков, а этим французы, к какому бы лагерю они ни относились, вряд ли будут готовы пожертвовать.
Непростым является и вопрос выбора кандидата от левых. Эксперты единогласны в том, что это должен быть наиболее универсальный, приближенный к центристам кандидат, который был бы приемлем для президента, но, в то же время, мог проводить проекты левых. Среди них называют лидера социалистов Оливье Фора или лидера левых на выборах в Европарламент Рафаэля Глюксмана. Этот выбор будет крайне осложнен внутренними разногласиями в блоке левых. При этом крайне резонансные проекты, как отмена Пенсионной реформы и возвращение Пенсионного возраста в 60 лет, что обещала избирателям "Непокорившаяся Франция", в коалиции левых и макронистов вряд ли представляется возможным.
Что касается правых, Марин Ле Пен справедливо отметила, что результаты выборов – это "отсроченная победа" ее партии. В условиях постоянной политики "блокады правых" прирост числа ее депутатов за последние годы показателен: за 12 лет в парламенте они прошли путь от 2 депутатов в 2012 до 143 в 2024 году. Им вряд ли удастся проводить свою политику, но они точно стали политической силой, с которой более нельзя не считаться.