Десять лет недвижимости Думы

На модерации Отложенный

Спикер Вячеслав Володин поручил комитету Госдумы по безопасности проработать вопрос о законодательном запрете на владение недвижимостью за рубежом для депутатов. До этого 10 лет вопрос о депутатских домиках у чужого тёплого моря заметался куда-то под ковровую дорожку в здании на Охотном Ряду.

В далёком уже 2014 году законопроект о запрете отдельным категориям должностных лиц владеть недвижимостью за границей внесла в Думу группа депутатов. Было это в октябре, когда итоги «русской весны» дали о себе знать санкциями, и стало окончательно очевидно, что зарубежная недвижимость – неплохой рычаг воздействия в нужном ключе на её владельца.

Самое примечательное (и это к вопросу о нынешней «проработке»), что законопроект предполагал дополнение запретом на недвижимость статьи федерального закона «О противодействии коррупции», который запрещал российским государственным мужам, их супругам и отпрыскам иметь счета в иностранных банках, хранить там наличность, пользоваться финансовыми инструментами и прочая.

Что совершенно логично: чтобы содержать фазенду, нужно иметь иностранные счета. Но, конечно, не сложилось.

Потом был 2020 год и поправки к Конституции. Тогда председатель комитета Совета Федерации по международным делам Константин Косачёв предложил внести в основной закон поправку, запрещающую отечественным депутатам и сенаторам иметь недвижимость за рубежом.

В ответ трогательную речь произнёс председатель комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников: «Мы совсем недавно пережили трагедию, связанную с распадом Советского Союза. У нас семьи разорваны. И у нас самое большее количество недвижимости за рубежом именно в странах СНГ, а не в Великобритании, США и Испании».

Некоторые журналисты сквозь слёзы сочувствия всё же смогли углядеть в депутатских декларациях, что наиболее популярными у народных избранников были домики не в пригородах Душанбе или Кишинёва, а в Великобритании и Финляндии.

Депутат Государственной думы Павел Крашенинников.Депутат Государственной думы Павел Крашенинников. Фото: Артём Геодакян/ТАСС

Но и это было ещё не всё. Народный депутат Крашенинников намекнул, что с такими драконовскими мерами становиться депутатами будет одна голытьба – из-за существующей необходимости декларировать недвижимость в региональные парламенты уже перестали идти «бизнесмены из среднего бизнеса». Ну а чьи интересы будут защищать люди, не обременённые прочными финансовыми связями? Так что не получилось и в этот раз.

В августе 2022 года был подготовлен законопроект, запрещающий депутатам и сенаторам, а также госчиновникам иметь недвижимость на территории государств – членов НАТО и стран – кандидатов на вступление в блок. Не сложилось и с такой чисто «антинатовской» оговоркой.

В мае прошлого года в Госдуму внесли законопроект о запрете лицам, занимающим критически важные для обеспечения безопасности и суверенитета страны должности, иметь недвижимость за границей. Это касалось депутатов, сенаторов, министров, части работников прокуратуры, Следственного комитета, МВД, Центробанка и Счётной палаты. Но опять что-то не вышло.

И вот теперь вдруг возникла необходимость «проработать вопрос о законодательном запрете на владение недвижимостью за рубежом». Проработать. 10 лет для этого не хватило, но теперь-то дело пойдёт.

Михаил Архангелов