Турция пропала из российского информационного пространства, а Россия - из турецкого


Турция практически исчезла из российского информационного пространства. Эрдоган, который ездил в Сочи, как на рынок за покупками, тоже пропал и встречаться с дорогим соседом не спешит. Причина охлаждения отношений на виду: санкции привели к тому, что Турция перестала ощущать выгоду от своего положения главного поставщика подсанкционной контрабанды в Россию. Риски стали слишком велики.
 
 По этой же причине куда-то пропал Турецкий поток-2, который с помпой анонсировали, а теперь о нем как-то не особо слышно.
 
 При этом Турция не собирается отказываться от своей стратегии строительства газового хаба, но усиленно работает в Средней Азии, пытаясь перехватить газовые потоки из Казахстана и Туркмении. Цена вопроса - каспийский трубопровод до Баку. Правда, одной каспийской трубой в таком случае не обойдешься, нужно будет строить дополнительные трубы проекта ТАНАП, мощности которого внезапно могут оказаться недостаточными.
 
 В любом случае это не российский газ, тем более, что топология газовых сетей, выстроенных еще в советское время, такова, что по южному маршруту, откуда и питается Турецкий поток, идет преимущественно газ из Средней Азии, а вот северные месторождения были ориентированы на поставку через маршруты, которые ранее занимали трубопроводы через Белоруссию и уже в последние годы - Северные потоки.


 
 Поэтому если газ в Турцию пойдет из Средней Азии, то его не хватит на вторую линию Турецкого потока. Можно создать новые транспортные коридоры, соединив на территории России перемычками северный и южный коридоры (и такие перемычки, конечно, есть, но недостаточно мощные), но смысла вкладываться особенно нет - в любой момент Европа может принять новые санкции, и все эти затраты никогда не окупятся.
 
 В общем, турки теряют интерес к России. За последний год поставки газа на внутренний турецкий рынок из России упали кратно.
 
 Поэтому Эрдогану нечего обсуждать с Путиным. Логично, что Турция пропала из российского информационного пространства, а Россия - из турецкого.

Анатолий Несмиян