Русский парадокс

На модерации Отложенный

Небольшая поездка в Тверскую область породила несколько противоречивых мыслей, о которых хочу рассказать.

Поезд и электрички — хороший способ передвижения, когда отдаёшься простым впечатлениям дороги и природы. И как-то само собой улетучивается марево городской жизни. Городской шум и суета заслоняют от нас безмолвие русского простора.

Мой любимый Павловский парк красив, ухожен, в нём приятно погулять. Соседний Пушкин позолочен и чопорен. Петергоф умиляет своим шиком, геометрией и водной феерией. Всё это красиво, блистательно, изумительно, но рафинировано. И в России находятся, но не Россия.

Но стоит вырваться из каменного мешка города на волю, как лягут в душу колоссальные размеры нашего пространства. Невольно проникаешься смирением перед мощью русской природы.

И в то же время какое безобразие, однообразие, неуклюжесть и глупость. Смотришь на проносящиеся за окном пейзажи, и закрадывается мысль: что же в этом хорошего? За что Россию любить-то?

Но стоит присмотреться, как увидишь ни с чем не сравнимую красоту — простую и одновременно могучую.

В однообразии — силу быта, за бедностью — природное богатство, за невежеством — духовность, за глупостью — разум и самобытность. Такую мощь организма, такую крепость, способные преодолеть любые напасти.

И чувствуешь, что эта развращённая коррупцией и воровством Россия, тем не менее своя, родная и что связан с ней невидимыми и прочными нитями. В этом состоит русский диссонанс, когда внутренний дух пересиливает внешнюю действительность. Когда могучую силу однообразия, красоты и величия примешь в свою душу, такими пустыми и смешными покажутся наши столичные деятели с их притязанием на реформы.

Могут ли такие впечатления служить доказательством внутренней силы страны? Наверное. Ведь в России только силой таких впечатлений и чувствований и возможна вера и любовь к ней. Потому что без непосредственного сочувствия невозможно понимать Россию.

И всё же в этом есть противоречие, которому не находишь объяснения: осознаёшь бессилие, но убеждён в силе; хочешь ненавидеть, но страстно любишь; удивляешься безобразию, но видишь величавую красоту. И при всём безобразии нашей жизни безоговорочно веришь в Россию.