Так изобретателя выгнали

На модерации Отложенный

 

 

Вне зависимости от профиля конторы, занимаемой должности, вида и направления плановых работ, главное, к чему я, разраотчик различных элементов радиоэлектроники  всегда серьезно относился, была  личная (обычно в плотном сотрудничестве с талантливыми коллегами) научная работа, завершаемая статьями в научно-технических журналах, и изобретательство, завершаемое Авторскими свидетельствами СССР (для молодого читателя поясню, что это патенты, обладающие мировой новизной, владельцем которого являлось государство на100% и на 0% - автор) с их внедрением в госпромышленность.

      Чаще всего начальникам не нравились мои претензии на независимость и творческие потуги, отвлекающие от главной святыни - перевыполнения плана предприятия.

     Однако потихоньку я приспособился: насколько можно, брал некоьорых начальников в соавторы, по пути выполняя  навязываемые сверху пункты так называемых «социалистических обязательств» по творческой работе.  Начальству было приятно поучаствовать в получении крох авторских вознаграждений (всего на всех авторов полагалось не более смехотворных 4% от экономии вследствие внедрения) и премиальных за содействие.

      Кроме того, не раз пользовался и защитой Государства: использовал право подачи заявки на изобретение вне зависимости от воли начальства. Тошно было внедрять американские и немецкие решения двадцатилетней давности. Но специализированные Патентные отделы предприятий обычно работали доброжелателбно к изобретателям.

     В молодости для  самоутверждения казалось значительным, что однажды в ленинградском ВНИИ Мощного радиостроения имени Коминтерна мою фотографию вывесили на Доску почета с подписью «Лучший изобретатель института».

    Каждое утро я шел пешком на работу от площади Льва Толстого до Одиннадцатой линии Васильевского острова, и это время было для меня самым творческим и блаженным.

Мозг работал чисто, с полной отдачей, "таков мой организм...".

     Потом, в поисках лучшей доли, защитил кандидатскую диссертацию и много попрыгал по разным «ленинградским конторам». Количество Авторских свидетельств СССР и патентов России у меня приближается к сотне. Думаю, что трудно сейчас найти такой отечественный городок, в котором не «фурычило» бы какое-нибудь из моих изобретений, преимущественно в области силовой электроники.

     Некоторые из моих изобретений используются и за рубежом.       

     

   

   И вот однажды перед самой перестройкой, подначитавшись Законодательных Актов по изобретательству, я собрал все свои Авторские свидетельства и Протоколы об их внедрении в Народное хозяйство и прошел в Кабинет к высокому Начальнику в наш ленинградский «Дворец Труда» и стал канючить о возможности присвоения мне звания «Заслуженный изобретатель РСФСР».

     Выслушав меня, Начальник засмеялся и сказал, что все нормально, но я не принес самую главную бумагу: мой «Наградной лист», который я должен оформить в Парткоме предприятия по месту моей работы.

    Тут уже и я рассмеялся и сообщил Начальнику, что на нашем предприятии  в Парткоме сосредоточились самые технически необразованные служащие, которые при всем желании, в принципе, сами не способны ничего изобрести кроме вороха бюрократических бумаг, а уж разобраться в сути чужих Авторских свидетельств не смогут и подавно.

Вот если бы им поручить выполнить стенд с любимыми народом кремлевскими вождями, то они конечно же это выполнили бы на отлично, поместив  в центре Главный Портрет, рядом несколько фоток поменьше, а мелочь разместили бы по бокам –совсем маленькими. Ведь некоторым из партийцев за это заслуженно уже вручили ордена…

     Тогда Начальник перестал смеяться и выгнал меня из Кабинета…

Петр Новыш . Санкт- Петербург