26 июня 1884 года вышел Высочайший указ Императора Александра III об учреждении церковно-приходских школ

На модерации Отложенный

26 июня 1884 года вышел Высочайший указ Императора Александра III об учреждении церковно-приходских школ. Этот указ фактически можно считать одним из первых уверенных шагов в сторону всеобщего образования.

Церковно-приходские школы в России существовали и прежде. Например, в Москве они были известны с XVII века. Более 100 лет леворадикальная, революционно-демократическая шайка прикормленных  фальсификаторов и пачкунов от исторического материализма (а ныне подхватившие их заунывную шарманку золотушные поклонники СССР 2.0) беспардонно врали и шельмовали дореволюционную Россию, формируя в маргинальном сознании советского и постсоветского человека устойчивое представление о варварской и об отсталой стране, которую в 1917 году осчастливили большевики. Между тем введенное ещё в 1803 году бессословное и бесплатное обучение на основе церковно-приходских и уездных училищ, гимназий и университетов по факту сделало Россию самой передовой страной Европы в области народного образования.


К началу 60-х годов XIX века и старту либеральных реформ Императора Александра II Православная церковь основала уже свыше 18 тысяч начальных училищ, тех самых, которые мы знаем сегодня под именем церковно-приходских школ. К моменту издания Высочайшего указа Императора Александра III, де-факто юридически оформлявшим существование церковно-приходских школ, в них уже училось свыше полумиллиона человек и подчинялись они Министерству народного просвещения.

И здесь с точки зрения гражданских свобод Российская Империя шла впереди всей Европы. Дело в том, что в XIX веке практически во всех европейских странах, кроме ультрареволюционной Франции, начальное образование было церковным. Таким образом, это Россия с её развитыми светскими начальными школами являлась едва ли не единственным исключением.

Система Имперского просвещения в эпоху Александра II отличалась продуманностью и  разнообразием. Одновременно имелись и государственные, и ведомственные, и церковные школы. Государственные школы финансировались из казенного бюджета, т.е. Министерства просвещения, земские субсидировались за счет местных налогов, а церковные школы в полном объеме на добровольной основе содержались приходами, что называется, по принципу «с мира по нитке» или кто сколько сможет.

Отныне Высочайшим указом церковно-приходские школы были препоручены Синоду. Так же утверждались школы  двухгодичные и четырехгодичные. В двухгодичных, помимо чтения и письма, дети обучались основам истории, математики и вероучения. В четырехгодичных (так называемых двухклассных) объем преподаваемых знаний был уже существенно шире, включая изучение развивающего человека церковнославянского языка.

Илья Рябцев