Не имеет никакого значения, как называть Бога - Иисус, Майтрейя, Аллах или Бесформенный

На модерации Отложенный


18. Любовь пастушек

Компелла Суббарая Шастри рассказал о пришествии на землю воплощения Кришны и зачитал отрывки из "Бхагаватам", описывающие предшествующие события рождения. Всем вам понравилось слушать его, хотя многие из вас слушали эту историю в сотый раз. История о Господе не теряет своей прелести при повторении.

Познание высшего "Я", медитация и бескорыстное действие - все это дается с трудом, но, подобно чатни, в состав которого входят соль, перец чили и тамаринд в правильной пропорции, измельченные до состояния пасты, преданность, состоящая из этих трех компонентов в правильной пропорции, обязательно понравится всем.

Благодать Господня - это тема, которая дорога каждому. Эта тема доступна каждому. К Господу также можно обращаться любым Именем, которое приятно на вкус, или представлять его в любой форме, которая вызывает у вас чувство удивления и благоговения. 

Вы можете воспевать Его как Муругу, Ганапати, Сарадху, Иисуса, Майтрейю, Шакти, или вы можете взывать к Аллаху, или к Бесформенному, или к Повелителю всех Форм. Это не имеет никакого значения. Он - все имена и все формы. Он - начало, середина и конец; основа, сущность и источник. Поэтому любая история, которая привносит в ваше сознание Его славу, Его благодать и красоту, волей-неволей должна привлекать вас.

Каждая мысль выполняет определенную функцию, возбуждая все вокруг

Поверьте мне, все ментальные режимы или функции непостоянны. Ментальный режим - это круг, подобный тому, который образуется в том месте, где камень падает в спокойную воду озера. Вода приходит в волнение, и круг воздействует на воду до самого дальнего конца. Каждая мысль воздействует на неподвижный ум подобно камню; она настраивает умственный режим. Она будоражит все вокруг. Путь привязанности умножает эти круговые волны и стремится вызвать новые и более широкие волнения. Но путь непривязанности направлен на то, чтобы успокоить воды. Никакого волнения. Сохраняйте спокойствие и ровный тон. Отгоняйте тревожные мысли прочь.

Концентрация на имени и образе Кришны приводит к успокоению волн ментальных состояний. Когда Э.М. Форстер приехал в Индию, он некоторое время жил с Такором из Раджкота, и когда он застал Такора погруженным в медитацию перед изображением Радхашьяма (Кришны), он сначала удивился, зачем все это было нужно! У Такора не было желаний, которые он мог бы исполнить, — о чем он мог молиться? Однажды он спросил Такора: “Почему?” Он ответил, что для него Кришна был воплощением любви, красоты и блаженства (премы, сундарама и ананды), поэтому, когда он медитировал на эту форму, его переполняли любовь, красота и радость. Чувства, интеллект и эмоции - все это очищается и проясняется благодаря сосредоточению на чистом и великолепном.

Форстер решился на первые шаги, и хотя поначалу ему было довольно трудно, трепет, вызванный странным спокойствием, подтолкнул его к упорству. Он находил медитацию хорошей и полезной.

Шалости Кришны раскрывают Его божественную сущность

Кришне было всего несколько недель от роду, когда в дом Нанды пришел некий аскет; Яшода держала младенца на коленях. Конечно, об этом случае нет ни в одной книге — я должен сам рассказать вам об этом. Вбежали служанки, испугавшись, что ребенок может расплакаться при виде этого неотесанного человека. Тем не менее, этот человек вошел, и Яшода обнаружила, что, когда его отослали, ребенок поднял крик, а не когда он приближался! Мудрец также объявил, что пришел увидеть Кришну, Высшее "Я" (Кришна Параматма), и это имя было новым для всей семьи. Неудивительно, что ребенок заплакал, когда этого уважаемого гостя попросили уйти! Деваки было дано видение, в котором Кришна был самим Господом, но этот мудрец обнаружил приход Аватара по милости Всевышнего. Именно Баба пригласил мудреца на Свой даршан (встречу со святым человеком).

Ответы, которые Кришна давал, когда пастушки (гопи) жаловались Его матери на Его озорные проделки и кражи молока, масла и т.д., также раскрывают, благодаря своему внутреннему смыслу, божественную сущность, которой Он был. “Почему ты выпил молоко из кувшина, который она несла?” “Она несла его, чтобы принести в жертву Богу, возможно, Бог мог его выпить”. “Куда ты убежал?” “Я всегда был с тобой, не так ли?” “Почему ты держишь в руках этот горшочек с маслом?” - “Чтобы другие не могли его съесть!” “Почему ты запускаешь руку в этот горшочек с маслом?” “Я ищу потерявшегося теленка”.

Вот какими ответами Он учил их. Он был Древним в новом облачении. Его слова исходили от начала времен.

Любовь Радхи была чистой, лишенной эгоизма

Принцип Радхи (Таттвам) также глубок и непостижим. Она постоянно размышляла о Господе и Его Славе. Она тоже видела в ребенке Кришне божественное проявление, отдельное от человеческой формы.

Однажды Яшода искала Кришну, который куда-то запропастился. Она искала его почти везде и, наконец, пришла в дом Радхи. Радха просто закрыла глаза и некоторое время медитировала на Кришну, а когда она позвала “Кришна”, Кришна был рядом. Яшода заплакала от радости. Она сказала: “Я люблю Кришну как мать; во мне живет чувство эгоизма, потому что Он мой сын и я должна уберечь Его от беды и стремиться дать Ему руководство и защиту. Твоя любовь чиста, в ней нет ни капли эгоизма”.

Гопи (девушки-пастушки) обладали этой однонаправленной любовью (премой), непоколебимой, ясной и непорочной. К сожалению, об отношениях между гопи и Кришной, описанных в "Бхагаватам", судят люди, которые не сумели обуздать волнения своего ума. Эта тема находится за пределами понимания таких людей. Только те, кто дал обет безбрачия (брахмачари), самые ревностные и аскетичные люди, такие как Сукха Махариши, который описал это царю Парикшиту, а в последние годы Рамакришна Парамахамса, могут оценить эти отношения и заявить о их уникальности. Все остальные склонны видеть в этом лишь отражение своих собственных недостатков и чувств. Язык мирской жизни — единственный язык, который они знают; области турии — за пределами областей бодрствования, сновидений и глубокого сна - к которым относятся эти переживания, находятся вне пределов их досягаемости. Поэтому они опускают тему до своего собственного уровня и заявляют, что овладели своей тайной.

Каждый шаг к Богу заставляет вас отбросить всякую привязанность

На самом деле, чтобы постичь смысл этих взаимоотношений, необходим внутренний взгляд, внутренние чувства.

Оруджанти показал, что он ускользнул от понимания большинства интерпретаторов, поскольку тесно связан с недвойственным переживанием сверхсознательного состояния, в котором нет ума (нирвикальпа самадхи) как такового. Разум должен быть хозяином, а не рабом чувств, чтобы интерпретация была справедливой. Мысли, желания, поступки и чувства — все должно быть очищено от стремления к выгоде. Сам эгоизм должен полностью утратить свою власть над толкователем, как это было с гопи. Любовь к Господу, какая была у гопи, должна делать человека сильным, а не слабым. На самом деле гопи не были ослаблены своей любовью; они стали жесткими. Рамакришна также призывал своих учеников, таких как Нарендранатх, укрепляться в любви к Господу.

Каждый шаг, сделанный по направлению к Господу, постепенно избавляет вас от всякой привязанности к миру. Как же тогда гопи могли сохранять свое физическое сознание? Друва отправился в лес, чтобы испросить у Господа благословения посидеть на коленях у своего отца, - это было самое обычное желание, чисто земное. Но по мере того, как он продвигался в покаянии, это желание исчезло из его сознания, и его разум вознесся на великие духовные высоты. Как может тот, кто попробовал нектар (амриту), испытывать желание попробовать воду? Или жаждать плодов тамаринда после того, как попробовал финики и получил их в свое распоряжение? Каждое страстное желание будет сублимировано в высшие сферы чистого сознания в тот момент, когда человек вступит на духовный путь.

Боги пришли в мир как пастушки

И кто же тогда эти пастушки (гопи), согласно самой "Бхагаватам"? Они - полубоги, которые захотели разделить славу Аватара и которые спустились в мир в качестве свидетелей и участниц божественной космической игры (лилы). Они пришли с определенной целью; они не обычные деревенские жители, которых можно было бы принять за толпу сладострастных женщин. Они видели Божественное, а вовсе не человеческое в каждом жесте и походке, в каждом слове и фразе Кришны.

У них не было ни повода, ни возможности поддаться влиянию светских мыслей; все их помыслы были пробуждены божественными побуждениями. Подобно увеличительному стеклу, которое улавливает солнечные лучи и направляет их все в одну точку, тем самым концентрируя тепло в одной точке и помогая ей разгореться, сердца гопи собрали все волнения ума, сконцентрировали их и вызвали озарение и пламя. Пламя сожгло весь мусор; озарение открыло Истину. Все другие толкования следует отвергать либо из-за невежества, либо из-за схоластики, напыщенной гордости за простую книжную ученость, которая пренебрегает дисциплиной.

Что означает кража масла Кришной

Кришну осуждают как вора, укравшего масло у пастушек, но масло символизирует сердечную преданность, которая возникает в процессе сбивания. Вопрос в том, что символ воспринимается буквально. Он - Похититель сердец (Читтахор). Вор крадет ночью, в темноте, не будя хозяина, но когда этот вор крадет, хозяин просыпается; он будит его и говорит, что пришел. Жертва остается в высшей степени счастливой и удовлетворенной.

В сердце каждой гопи была высшая степень преданности. Куда бы они ни повернулись, они видели только Кришну; они носили на лбу голубой кумкум, чтобы напоминать себе о Кришне. Многие мужья протестовали против цвета кумкума, но не осмеливались стереть его, опасаясь, что это причинит им вред и святотатство отразится на них самих.

[Здесь Баба, который наполнил свою ладонь лепестками цветов жасмина, оторванными Им от подаренных Ему гирлянд, пересыпал лепестки с одной ладони на другую, и они рассыпались каскадом голубых драгоценных камней.] Даже драгоценные камни, которые они предпочитали, были такого же цвета, голубые, как Кришна. [Он показал драгоценные камни изумленному собранию. Каждый драгоценный камень был в форме Кришны, удивительно чистый.]

Не гордитесь своей привязанностью к Богу

Жила-была гопи по имени Сугуна. Однажды, когда Кришна был с Сатьябамой, Он притворился, что у него сильно болит живот. Несмотря на все лекарства, которые она перепробовала, она не могла найти облегчения. Конечно, все это было игрой, великолепной игрой, как, например, недавний паралич, который случился у меня за неделю до выступления перед Гуру Пурнами!

Даже Рукмини не была допущена в дом, чтобы спросить о здоровье Кришны. Но Рукмини обнаружила, что Сугуна изнывает за дверью в страшных муках из-за болезни Господа. Она отдала ей вещи и попросила войти. Кришна поприветствовал Сугуну, усадил ее у Своих стоп и поел фруктов, которые она нарвала в саду Сатьябамы, и внезапно боль прошла. Именно ее мучения из-за состояния Господа, ее простая искренняя преданность оказали такое действие.

В вашей привязанности к Господу не должно быть ничего искусственного, никакого притворства, никакой гордыни, никакого эгоизма, которые могли бы испортить свежесть цветка, который вы предлагаете.

Сатьябама запротестовала, когда Кришна взял плоды, потому что Кришна отверг их как безвкусные, хотя она сама предложила их как драгоценный продукт своего усердного садоводства. Они были безвкусными, потому что в них была вложена ее гордость. Когда простая деревенская гопи подняла их с земли и пропитала своей преданностью, они стали вкусными и привлекательными для Господа, который заботится о внутреннем чувстве (бхаава), а не о внешнем проявлении (бахья)!

Единственная любовь, которая не позволит гордыне и зависти нарушить ее чистоту, - это любовь к Богу. Я знаю, что многие из вас, знающие, что последние два месяца я выпиваю всего по чашке пахты в день, искренне огорчены, хотя я уже говорил вам, что ни одна моя работа не была остановлена или отложена в результате того, что они называют “сокращением потребления пищи”.. Это знак их любви, но на самом деле я питаюсь вашим блаженством (анандам), а вовсе не этой материальной пищей. Я бы хотел, чтобы вы осознали это и перестали беспокоиться или плакать.

Кришна Джанмаштами, Прашанти Нилаям, 1963-08-12

Всегда помните, что легко делать то, что приятно, но трудно заниматься тем, что приносит пользу. Не все приятное приносит прибыль.

Успех приходит к тем, кто отказывается от пути, усыпанного розами, и смело встречает удары молота и меча на пути, полном опасностей.

Сатья Саи Баба