Если ум станет рабом чувств, тогда горе человеку

На модерации Отложенный


17. Поклонение Лакшье

Хотя особой причины для этого вечернего собрания нет, Компелла Суббарая Шастри попытался найти ее и завершил свою речь упоминанием о поклонении Варалакшми, которое сегодня обычно совершается в индуистских домах! Этот поиск "причин" - еще одно заблуждение, которое преследует людей; люди стремятся найти причину всего, и в этой неразберихе они забывают в полной мере воспользоваться результатом, который им предлагается.

Шастри процитировал Саундхарьялахари, чтобы объяснить значение Шива-Шакти, вероятно, тронутый событиями последнего дня Гуру Пурнами. Шива-Шакти - это соединение бесчувственного или инертного (джада) и осознавания (чит), соединение провода с током, который приводит в действие все приборы — вентилятор, плиту, лампочку и радио. Шива-Шакти есть во всем, не только во Мне; разница лишь в силе и способности проявляться. Светлячок обладает некоторой способностью к освещению; он также излучает свет. У нас есть масляная лампа, электрическая лампочка, лампа petromax, луна, солнце — все они излучают свет; это общее качество.

Таким образом, и добро, и зло имеют право на существование. Зло нужно использовать по назначению. Кожура апельсина не сладкая, но она помогает сохранить сладость внутри. Горьковато-зеленая кожура незрелого апельсина защищает плод в период созревания. Кожура также постепенно приобретает сладость и аромат созревающего апельсина; так и зло должно постепенно превращаться в добро под тонким влиянием ассоциации.

Цель и логическое обоснование окружающей нас природы

Чувства можно использовать с целью увеличения духовного блаженства (анандам). Когда фруктовый сок наливают в чашку, она не ощущает его вкуса; если подержать его на ладони, вы не почувствуете вкуса. Вы должны пить его через соломинку, используя чувства; тогда язык и интеллект (буддхи) почувствуют сладость. Фруктовый сок - это природа (пракрити), окружающая нас. Ощутите ее сладость, а именно Божественность, которая присуща ей; это цель и логическое обоснование. Природа - это всего лишь божественная игра (лила) Господа, представленная перед вами, чтобы вы могли осознать Его славу, Его великолепие.

Если ум подчиняется велениям разума, человек выигрывает. Если все штаты будут выполнять приказы из Дели, страна обретет силу и единство. Но если ум станет рабом чувств, тогда горе человеку. Когда разум, таким образом, следует за внешними чувствами и забывает о Реальности, когда человек погружается в мир грез и ложных фантазий, эта божественная мать гладит ребенка и будит его. Тогда больше нет необходимости говорить ему что-либо еще. Когда он проснется, истина откроется ему.

Ваше право - осознавать космическую природу, поэтому не играйте вечно с мыслью о теле, с сознанием того, что вы - всего лишь пятифутовое тело. Преодолейте привязанность к себе, семье, дому, деревне, обществу, району, штату, нации. Вы должны обрести не независимость, обозначаемую политическим фактом самоуправления (свараджья), а свободу духа, называемую сваа-раджья (господство над самим собой).

Все различные концепции Бога справедливы

Призыв к равенству, который сейчас используется в качестве лозунга, - это пустой и бессмысленный призыв, ибо как могут люди, унаследовавшие множество импульсов, навыков, качеств, склонностей, отношений и даже болезней от своих предков и из своего прошлого, быть одинаковыми? И, несмотря на всю эту рекламу предполагаемого равенства, сейчас вы сталкиваетесь с большим количеством недоразумений и фракций, чем в любой предыдущий период истории. Те, кто поощряет неравенство, - это те, кто громче всех провозглашает современную доктрину равенства.

У каждого человека свое представление о Боге и благости, в зависимости от его воспитания и степени очищения своих побуждений. Все эти представления справедливы. Когда на поля подается вода, вы увидите листы различной формы — круглые, прямоугольные, овальные, квадратные, в зависимости от формы полей. Плодородие или количество собранного урожая не зависят от геометрической правильности форм. Насколько глубоко и как быстро вы укрепили привязанность к Господу, вот в чем заключается испытание.

Остальное не имеет значения.

Непоколебимая любовь к Господу подобна москитной сетке; она защитит вас от болезнетворных заблуждений и гордыни, вожделения и гнева, жадности и ревности. Развивайте веру, чтобы любить без сомнений. “Болезнь”, постигшая Гуру Пурнами, сначала поколебала веру многих, но позже укрепила пошатнувшуюся веру. Что бы ни случилось, это не так хорошо, как сохранять веру непоколебимой. Как может нос, который опускается, когда вы просто кашляете, быть твердым, когда вы чихаете?

Шанкара привел в гармонию различные школы и секты. Я должен был выполнять Свою дхарму (божественный долг), и каждое мое действие имеет свое значение, которого вы не можете понять. Вы в неведении, поэтому боитесь еще больше. Вы не можете заметить кучи земли и ямы на дороге. Вы даже не можете знать, что дорога ровная и благоустроенная. В творении нет ошибок или пристрастий — будьте уверены в этом. 

Тогда вы больше не будете колебаться в своей вере. Если бы само Божье творение было порочным, все страдали бы одинаково! Итак, у каждого человека есть своя версия, если вы спросите, счастливы ли они и почему. Один и тот же человек в разное время по-разному отзывается о деяниях Господа. Таким образом, вина лежит на вас, а превосходство, которое вы восхваляете, - в вас самих. Вы видите себя во внешнем мире; то, что вам нравится или не нравится, - это вы сами!.

Богатство накапливается как честным, так и нечестным путем

Шанкарачарья провозгласил: “Реален только Брахман; мир ложен (Брахма сатьям; джагат митхья)”. Но при этом он не отвергал мир как недостойный внимания. Он продолжил дело Кумарилы Бхатты, привел в гармонию различные школы и секты того времени, основал миссии для распространения недвойственного учения (адвайты) в четырех уголках Индии - Бадринатхе, Шрингери, Пури и Двараке, а затем уехал. 

“Реален только Брахман; мир ложен” - такова суть священных писаний (шрути). Эта истина может быть постигнута разумом, натренированным посредством дуалистического поклонения личному Богу и квалифицированного недуалистического (вишишта-адвайта) невыделения индивидуума (дживы) как части Абсолюта. Одна группа студентов должна заканчивать колледж, в то время как другая группа будет поступать на первый курс. Точно так же все больше и больше людей должны заниматься преданным служением и постепенно подниматься на ступень полного познания Всевышнего; только тогда человечество сможет достичь Цели. Руководствуясь этой идеей, Шанкара учредил миссии.

Человека, заблудившегося в джунглях, попросили двигаться в определенном направлении, и через некоторое время он увидел деревню. Так вот, эта деревня возникла не ради него. Он увидел то, что уже было там, вот и все. Точно так же недуализм показывает вам путь к чему-то, что уже есть, но чего вы до сих пор не осознавали, а именно к тому, что вы являетесь безграничным Брахманом.

Что ж, несколько слов о поклонении Варалакшми, о котором упоминал Суббарая Шастри. Позвольте мне сказать вам откровенно, мне не нравится это поклонение Лакшми, которым занимаются люди, надеясь разбогатеть и накопить богатство.

Они даже говорят о Дханалакшми и произносят особые священные молитвы, чтобы умилостивить Ее. Богатство (лакшми) накапливается как честным, так и нечестным путем; деньги зарабатываются азартными играми, различными формами обмана, разбоем на большой дороге, высокими и низкими людьми, всеми без исключения. Поклоняйтесь цели (лакшья), и я буду ценить вас! Сохраняйте цель (лакшью) расширять свою любовь до тех пор, пока она не охватит все существа, пока вы не увидите каждое существо как свое собственное "я" — постоянно держите ее перед мысленным взором. Тогда Лакшми по собственной воле окажет вам благосклонность в той мере, в какой это необходимо для достижения цели. Никогда не сомневайтесь в этом. Никогда не колеблитесь.

Прашанти Нилаям, 1963-08-02

Жизнь - это поле битвы, дхармакшетра (поле праведности), где обязанности и желания всегда вступают в конфликт. Подавите пламя желания, ненависти и гнева, которые поднимаются в ваших сердцах; это чистая трусость - уступать этим врагам, которые превращают вас в зверей. Когда возникают препятствия, встречайте их мужественно. Они закаляют вас, делают вас выносливыми.

Сатья Саи Баба