Гибель старой Москвы: что было уничтожено в ходе сталинской перестройки столицы

На модерации Отложенный


Несколько дней назад в ходе работ по благоустройству Тверской улицы Москвы были обнаружены арка, а также часть ограды Страстного монастыря. Пока специалисты выясняют, что за арка была обнаружена в ходе работ и как лучше экспонировать обнаруженные фрагменты, Лайф выяснил, каких еще архитектурных шедевров навсегда лишилась Москва в результате глобальной сталинской перестройки центра города.

До революции столицей Российской империи являлся город Санкт-Петербург. Однако в 1918 году советские власти перенесли столицу в Москву, что вызвало удивление многих современников. Москва тогда считалась купеческим городом и не ассоциировалась с административными функциями. Перенос столицы, как это всегда бывает, вызвал перенаправление людских потоков в этот город. Если раньше ехали работать в Петербург, то теперь работники ринулись в Москву. Население города выросло с дореволюционных полутора миллионов до 3,5 миллионов в середине 30-х годов. Столица столкнулась с транспортной проблемой еще в 20-е годы. Метро пока не было построено, автобусы практически не использовались, главным городским транспортом был трамвай. Но они не вмещали всех желающих, постоянно приходилось прокладывать новые трамвайные линии.

 В начале июня 1927 года были снесены знаменитые московские Красные ворота – триумфальная арка в центре города, воздвигнутая еще Петром в честь победы над шведами под Полтавой. С этого эпизода началась генеральная реконструкция центра Москвы, из-за которой город лишился существенной части своего исторического облика.

 Красные ворота стали мешать расширению дороги и было решено снести их. Эта роскошная триумфальная арка красного цвета была воздвигнута в 1709 году в честь победы над шведами под Полтавой. Первоначально она была деревянной и через несколько лет сгорела. Тогда ее восстановили, но в 1748 году она снова погибла в огне. В третий раз точную копию погибшей арки возвели из камня. Арку украшал огромный двуглавый орел, а на вершине была установлена позолоченная статуя трубящего ангела, выполненная из бронзы.

 В связи со сносом арки, украшавшие ее элементы были демонтированы и переданы в московские музеи. В память об утраченном шедевре сохранилось только название площади и одноименной станции метро в центре столицы. Восстановление арки в настоящее время представляется невозможным из-за слишком плотной загруженности Садового кольца.

 В 30-е годы началась генеральная перестройка центра Москвы уже по утвержденному генеральному плану. В ходе обсуждения плана выдвигались различные предложения, самые радикальные предлагали полностью снести центр столицы и построить все заново, с учетом своих потребностей. Их противники, напротив, призывали полностью сохранить исторический центр столицы, а город расширить за счет т.н. «городов-садов», где будут жить рабочие и ездить на работу в специальные промышленные зоны.

 В итоге победило компромиссное решение: часть исторического центра уничтожить ради расширения магистралей и создания новых, а также для застройки новыми домами. Но другую часть исторического наследия предполагалось сохранить, а не снести все, как предлагали наиболее горячие головы. Но даже такой компромиссный план означал гибель многих шедевров архитектуры.

 Одной из первых жертв плана стала легендарная Сухаревская башня. Она была возведена в самом конце 17 века, в самом начале царствования Петра I, и отличалась достаточно необычной архитектурой, в частности, башня над воротами была выполнена в духе средневековых европейских ратуш, нетипичных для российских городов.

 Сухаревская башня была одной из главных достопримечательностей Москвы. Про нее ходили легенды, что в ней занимался таинственными магическими экспериментами соратник Петра Яков Брюс, за которым в народе закрепилась слава чернокнижника. В действительности, в петровские времена там размещалась Школа математических и навигацких наук (в ней по сюжету учились гардемарины из одноименного советского фильма). Там же была оборудована одна из первых обсерваторий в России.

 Снос башни сопровождался многочисленными и активными протестами деятелей искусства и архитектуры, которые пытались отстоять башню. Ее пытались спасти, организовав в ней Коммунальный музей и казалось, что здание будет спасено, но его все же решили сносить, причем решение принималось на высшем уровне. Тогда ряд видных архитекторов обратился непосредственно к Кагановичу, курировавшему план перестройки. Они предложили ему повременить со сносом здания, пообещав в кратчайшие сроки разработать альтернативный план, который спасет башню от разрушения. Каганович упорствовал, но в конце концов сдался и пообещал им повременить со сносом архитектурного шедевра и вообще отказаться от него, если предложенный план решит транспортную проблему в данном районе. Однако в дело вмешался лично Сталин, он велел Кагановичу начать снос башни, посетовав на «слепоту» и «бесперспективность» архитекторов, которые, дескать, дальше своего носа не видят.

 Начался снос башни, но теперь еще большее число архитекторов запротестовало. К ним присоединился даже сам Щусев, который в свое время выполнил ответственнейшую политическую задачу проектирования ленинского мавзолея. На этот раз они обратились с ходатайством лично к Сталину и предложили экстренно собрать совещание самых видных архитекторов и инженеров, которые разработают план, который спасет башню от разрушения. Однако Сталин был непреклонен.

 «Лично считаю это решение правильным, полагая, что советские люди сумеют создать более величественные и достопамятные образцы архитектурного творчества, чем Сухарева башня, жаль, что, несмотря на все мое уважение к вам, не имею возможность в данном случае оказать вам услугу», - ответил он.

 Башня была снесена в 1934 году. Часть декораций и барельефов перед ее разрушением сняли и передали в музеи. Сухаревская площадь была переименована в Колхозную. В 1994 году ей возвратили старое название. В настоящее время на ее месте находится пересечение Садового кольца с проспектом Мира и Сретенкой и восстановление башни вряд ли возможно.

 В том же 1934 году была снесена Церковь Николая Чудотворца на Ильинке, также известная как Никола Большой Крест. По советскому законодательству она формально являлась памятником архитектуры, охраняемым государством, поскольку была одной из старейших сохранившихся церквей (построена в 80-е годы 17 века) и даже в случае экстренной необходимости подлежала только «некоторым изменениям», а не полному уничтожению. И в 20-е годы уже при советской власти храм даже был отреставрирован, что, казалось бы, должно спасти его от разрушения. Однако он помешал амбициозному генплану и здание было уничтожено. Отдельные детали декора и иконы из храма передали в музеи. В настоящее время на месте снесенного храма, примыкавшего к Ильинке, ничего так и не построено.

 В 1936 году была уничтожена церковь Успения на Покровке – выдающийся памятник «московского барокко». Наряду с Сухаревской башней, это была одна из главных достопримечательностей столицы, с ней тоже связано немало легенд. По одной из них, Наполеон пришел в такой восторг от ее вида, что приставил к ней специальную охрану, чтобы уберечь от начавшихся в Москве пожаров. По другой легенде он хотел распилить ее по частям и вывезти в Париж. Вероятнее всего, это действительно не более чем легенды, однако церковь действительно восхищала многих. Это была любимая московская церковь Достоевского, которую он всегда посещал, бывая в Москве, а академик Лихачев вспоминал, что начал увлекаться древней культурой Руси после того, как впервые увидел этот храм.

 В советские времена церковь защищал своим авторитетом нарком просвещения Луначарский. Но после его смерти влиятельных заступников у нее не осталось и было решено снести церковь для расширения Покровки. Попытки архитекторов отстоять здание, как и в случае с Сухаревской башней, не привели к успеху. В настоящее время на месте снесенного шедевра находится сквер.

 Аналогичная судьба постигла Симонов Успенский монастырь – один из древнейших и красивейших монастырских комплексов. Возведенный в середине 14 века, он пользовался особым почтением у видных москвичей: многие представители знатных боярских и дворянских родов были погребены на его некрополе. В советские времена монастырь был закрыт, вместо него открыли музей. В 30-е годы было решено снести большую часть построек и монастырские стены, а на его месте построить дворец культуры завода ЗиЛ.

 Китайгородская стена была одним из самых старых сохранившихся памятников крепостного зодчества. Не так много городов могли похвастаться практически целиком сохранившимися средневековыми укреплениями. Стена была возведена в середине 16 века для отражения набегов крымских татар, которые нередко происходили в те времена. На всем протяжении стены было построено несколько башен и ворот.

 Еще XVIII веке стена окончательно утратила свое оборонительное значение и существовали даже планы снести часть стен, однако император Александр I не позволил это сделать. Напротив, он велел реконструировать ее, поскольку стена уже тогда воспринималась как уникальный памятник старины. Стена вместе с башнями была снесена в конце 20 – начале 30-х годов, поскольку мешала планам по расширению дорог. В постсоветские годы были воссозданы Воскресенские ворота, являвшиеся частью укрепления, но большинство элементов стены, ворот и башен так и не были восстановлены. Можно сказать, что этот уникальный памятник фортификации утрачен безвозвратно. 

 Еще часть уничтоженных в ходе перепланировки 30-х годов памятников через несколько десятилетий все же была восстановлена. Триумфальная арка, сооруженная в честь победы в Отечественной войне 1812 года и снесенная в 1936 году, была восстановлена в 60-е годы. Правда, стоит отметить, что восстановленную копию перенесли на другое место. Ранее она была установлена возле Белорусского вокзала, а восстановили ее уже на Кутузовском проспекте.

 В 90-е годы была восстановлена Иверская часовня, которая была одной из самых популярных у дореволюционных жителей Москвы.

 Восстановление храма Христа Спасителя в 90-е годы стало вообще едва ли не первым национальным проектом. Храм, построенный в память о павших воинах Отечественной войны 1812 года, взорвали, чтобы построить на его месте циклопический Дворец Советов, который должен был стать самым высоким зданием в мире (более 400 метров), но так и не был достроен из-за начавшейся войны, а затем, уже при Хрущеве, от его возведения отказались в пользу бассейна. Храм был восстановлен к 2000 году, внешне он похож на прежний, но внутреннее убранство отличается значительными изменениями (прежний храм расписывали лучшие русские художники тех лет).

 Москва действительно нуждалась в перепланировке. Город не был подготовлен к массовому наплыву жителей и к началу 40-х находился бы в состоянии перманентного транспортного коллапса. Однако перестройка центра города была проведена без уважительного отношения к памятникам архитектуры, многие из которых действительно были уникальными и могли бы украсить любой город. Их вполне можно было спасти, немного изменив генеральный план, однако тогда они воспринимались как «наследие царизма», которому нет места в новом обществе, а советские архитекторы построят новые и они будут еще лучше. Эти прогнозы сбылись только отчасти, в советские времена возвели объекты, некоторые из которых ныне считаются памятниками архитектуры.

Но утраченных шедевров древних веков уже не вернуть.

Несколько дней назад в ходе работ по благоустройству Тверской улицы Москвы были обнаружены арка, а также часть ограды Страстного монастыря. Пока специалисты выясняют, что за арка была обнаружена в ходе работ и как лучше экспонировать обнаруженные фрагменты, Лайф выяснил, каких еще архитектурных шедевров навсегда лишилась Москва в результате глобальной сталинской перестройки центра города.

До революции столицей Российской империи являлся город Санкт-Петербург. Однако в 1918 году советские власти перенесли столицу в Москву, что вызвало удивление многих современников. Москва тогда считалась купеческим городом и не ассоциировалась с административными функциями. Перенос столицы, как это всегда бывает, вызвал перенаправление людских потоков в этот город. Если раньше ехали работать в Петербург, то теперь работники ринулись в Москву. Население города выросло с дореволюционных полутора миллионов до 3,5 миллионов в середине 30-х годов. Столица столкнулась с транспортной проблемой еще в 20-е годы. Метро пока не было построено, автобусы практически не использовались, главным городским транспортом был трамвай. Но они не вмещали всех желающих, постоянно приходилось прокладывать новые трамвайные линии.

 В начале июня 1927 года были снесены знаменитые московские Красные ворота – триумфальная арка в центре города, воздвигнутая еще Петром в честь победы над шведами под Полтавой. С этого эпизода началась генеральная реконструкция центра Москвы, из-за которой город лишился существенной части своего исторического облика.

 Красные ворота стали мешать расширению дороги и было решено снести их. Эта роскошная триумфальная арка красного цвета была воздвигнута в 1709 году в честь победы над шведами под Полтавой. Первоначально она была деревянной и через несколько лет сгорела. Тогда ее восстановили, но в 1748 году она снова погибла в огне. В третий раз точную копию погибшей арки возвели из камня. Арку украшал огромный двуглавый орел, а на вершине была установлена позолоченная статуя трубящего ангела, выполненная из бронзы.

 В связи со сносом арки, украшавшие ее элементы были демонтированы и переданы в московские музеи. В память об утраченном шедевре сохранилось только название площади и одноименной станции метро в центре столицы. Восстановление арки в настоящее время представляется невозможным из-за слишком плотной загруженности Садового кольца.

 В 30-е годы началась генеральная перестройка центра Москвы уже по утвержденному генеральному плану. В ходе обсуждения плана выдвигались различные предложения, самые радикальные предлагали полностью снести центр столицы и построить все заново, с учетом своих потребностей. Их противники, напротив, призывали полностью сохранить исторический центр столицы, а город расширить за счет т.н. «городов-садов», где будут жить рабочие и ездить на работу в специальные промышленные зоны.

 В итоге победило компромиссное решение: часть исторического центра уничтожить ради расширения магистралей и создания новых, а также для застройки новыми домами. Но другую часть исторического наследия предполагалось сохранить, а не снести все, как предлагали наиболее горячие головы. Но даже такой компромиссный план означал гибель многих шедевров архитектуры.

 Одной из первых жертв плана стала легендарная Сухаревская башня. Она была возведена в самом конце 17 века, в самом начале царствования Петра I, и отличалась достаточно необычной архитектурой, в частности, башня над воротами была выполнена в духе средневековых европейских ратуш, нетипичных для российских городов.

 Сухаревская башня была одной из главных достопримечательностей Москвы. Про нее ходили легенды, что в ней занимался таинственными магическими экспериментами соратник Петра Яков Брюс, за которым в народе закрепилась слава чернокнижника. В действительности, в петровские времена там размещалась Школа математических и навигацких наук (в ней по сюжету учились гардемарины из одноименного советского фильма). Там же была оборудована одна из первых обсерваторий в России.

 Снос башни сопровождался многочисленными и активными протестами деятелей искусства и архитектуры, которые пытались отстоять башню. Ее пытались спасти, организовав в ней Коммунальный музей и казалось, что здание будет спасено, но его все же решили сносить, причем решение принималось на высшем уровне. Тогда ряд видных архитекторов обратился непосредственно к Кагановичу, курировавшему план перестройки. Они предложили ему повременить со сносом здания, пообещав в кратчайшие сроки разработать альтернативный план, который спасет башню от разрушения. Каганович упорствовал, но в конце концов сдался и пообещал им повременить со сносом архитектурного шедевра и вообще отказаться от него, если предложенный план решит транспортную проблему в данном районе. Однако в дело вмешался лично Сталин, он велел Кагановичу начать снос башни, посетовав на «слепоту» и «бесперспективность» архитекторов, которые, дескать, дальше своего носа не видят.

 Начался снос башни, но теперь еще большее число архитекторов запротестовало. К ним присоединился даже сам Щусев, который в свое время выполнил ответственнейшую политическую задачу проектирования ленинского мавзолея. На этот раз они обратились с ходатайством лично к Сталину и предложили экстренно собрать совещание самых видных архитекторов и инженеров, которые разработают план, который спасет башню от разрушения. Однако Сталин был непреклонен.

 «Лично считаю это решение правильным, полагая, что советские люди сумеют создать более величественные и достопамятные образцы архитектурного творчества, чем Сухарева башня, жаль, что, несмотря на все мое уважение к вам, не имею возможность в данном случае оказать вам услугу», - ответил он.

 Башня была снесена в 1934 году. Часть декораций и барельефов перед ее разрушением сняли и передали в музеи. Сухаревская площадь была переименована в Колхозную. В 1994 году ей возвратили старое название. В настоящее время на ее месте находится пересечение Садового кольца с проспектом Мира и Сретенкой и восстановление башни вряд ли возможно.

 В том же 1934 году была снесена Церковь Николая Чудотворца на Ильинке, также известная как Никола Большой Крест. По советскому законодательству она формально являлась памятником архитектуры, охраняемым государством, поскольку была одной из старейших сохранившихся церквей (построена в 80-е годы 17 века) и даже в случае экстренной необходимости подлежала только «некоторым изменениям», а не полному уничтожению. И в 20-е годы уже при советской власти храм даже был отреставрирован, что, казалось бы, должно спасти его от разрушения. Однако он помешал амбициозному генплану и здание было уничтожено. Отдельные детали декора и иконы из храма передали в музеи. В настоящее время на месте снесенного храма, примыкавшего к Ильинке, ничего так и не построено.

 В 1936 году была уничтожена церковь Успения на Покровке – выдающийся памятник «московского барокко». Наряду с Сухаревской башней, это была одна из главных достопримечательностей столицы, с ней тоже связано немало легенд. По одной из них, Наполеон пришел в такой восторг от ее вида, что приставил к ней специальную охрану, чтобы уберечь от начавшихся в Москве пожаров. По другой легенде он хотел распилить ее по частям и вывезти в Париж. Вероятнее всего, это действительно не более чем легенды, однако церковь действительно восхищала многих. Это была любимая московская церковь Достоевского, которую он всегда посещал, бывая в Москве, а академик Лихачев вспоминал, что начал увлекаться древней культурой Руси после того, как впервые увидел этот храм.

 В советские времена церковь защищал своим авторитетом нарком просвещения Луначарский. Но после его смерти влиятельных заступников у нее не осталось и было решено снести церковь для расширения Покровки. Попытки архитекторов отстоять здание, как и в случае с Сухаревской башней, не привели к успеху. В настоящее время на месте снесенного шедевра находится сквер.

 Аналогичная судьба постигла Симонов Успенский монастырь – один из древнейших и красивейших монастырских комплексов. Возведенный в середине 14 века, он пользовался особым почтением у видных москвичей: многие представители знатных боярских и дворянских родов были погребены на его некрополе. В советские времена монастырь был закрыт, вместо него открыли музей. В 30-е годы было решено снести большую часть построек и монастырские стены, а на его месте построить дворец культуры завода ЗиЛ.

 Китайгородская стена была одним из самых старых сохранившихся памятников крепостного зодчества. Не так много городов могли похвастаться практически целиком сохранившимися средневековыми укреплениями. Стена была возведена в середине 16 века для отражения набегов крымских татар, которые нередко происходили в те времена. На всем протяжении стены было построено несколько башен и ворот.

 Еще XVIII веке стена окончательно утратила свое оборонительное значение и существовали даже планы снести часть стен, однако император Александр I не позволил это сделать. Напротив, он велел реконструировать ее, поскольку стена уже тогда воспринималась как уникальный памятник старины. Стена вместе с башнями была снесена в конце 20 – начале 30-х годов, поскольку мешала планам по расширению дорог. В постсоветские годы были воссозданы Воскресенские ворота, являвшиеся частью укрепления, но большинство элементов стены, ворот и башен так и не были восстановлены. Можно сказать, что этот уникальный памятник фортификации утрачен безвозвратно. 

 Еще часть уничтоженных в ходе перепланировки 30-х годов памятников через несколько десятилетий все же была восстановлена. Триумфальная арка, сооруженная в честь победы в Отечественной войне 1812 года и снесенная в 1936 году, была восстановлена в 60-е годы. Правда, стоит отметить, что восстановленную копию перенесли на другое место. Ранее она была установлена возле Белорусского вокзала, а восстановили ее уже на Кутузовском проспекте.

 В 90-е годы была восстановлена Иверская часовня, которая была одной из самых популярных у дореволюционных жителей Москвы.

 Восстановление храма Христа Спасителя в 90-е годы стало вообще едва ли не первым национальным проектом. Храм, построенный в память о павших воинах Отечественной войны 1812 года, взорвали, чтобы построить на его месте циклопический Дворец Советов, который должен был стать самым высоким зданием в мире (более 400 метров), но так и не был достроен из-за начавшейся войны, а затем, уже при Хрущеве, от его возведения отказались в пользу бассейна. Храм был восстановлен к 2000 году, внешне он похож на прежний, но внутреннее убранство отличается значительными изменениями (прежний храм расписывали лучшие русские художники тех лет).

 Москва действительно нуждалась в перепланировке. Город не был подготовлен к массовому наплыву жителей и к началу 40-х находился бы в состоянии перманентного транспортного коллапса. Однако перестройка центра города была проведена без уважительного отношения к памятникам архитектуры, многие из которых действительно были уникальными и могли бы украсить любой город. Их вполне можно было спасти, немного изменив генеральный план, однако тогда они воспринимались как «наследие царизма», которому нет места в новом обществе, а советские архитекторы построят новые и они будут еще лучше. Эти прогнозы сбылись только отчасти, в советские времена возвели объекты, некоторые из которых ныне считаются памятниками архитектуры. Но утраченных шедевров древних веков уже не вернуть.