Ужасы советской медицины: к врачу как на пытку без наркоза

На модерации Отложенный


Сама по себе советская медицина не была ужасной. Хорошо действовала система профилактики заболеваний, помимо поликлиник и больниц, имелись санатории и здравницы, при предприятиях и заводах действовали медицинские части, где можно было обследоваться и лечиться по полной. Но это все о глобальном.


А вот мелкое… хотя можно ли назвать мелким проблемы человека, который был вынужден терпеть боль и хамство — две важные составляющие советской медицины. Особенно тяжело приходилось детям, а уж когда они оказывались в больницах.. В общем, вспомним все.


Гинекология


До конца 70-х аборты делись без наркоза. И в этом состоял садизм советской гинекологии. Иногда это было мщением юным девушкам со стороны врачей. В одном из рассказов Веллера медсестра злорадно говорит о главной героине, пришедшей на аборт, что та дорвалась до сладенького, зато теперь узнает, что это такое. Без общего наркоза делались и чистки при выкидышах — могли лишь капнуть немного новокаинчика. 


Объяснялось это тем, что врачи должны лучше чувствовать, что они делают, но совершенно не принимались во внимания чувства пациента. Когда у моей мамы случился первый выкидыш, и она, не подозревая, что ей предстоит, пришла на чистку, она уже очень скоро стала просить убить ее… под издевательский смешок врачей. Это стало одним из ее самых страшных воспоминаний на всю жизнь.


Стоматология


Почему-то раньше считалось, что детям можно лечить зубы вообще без анестезии. Так, наверное, закалялась стойкость духа. Когда моя мама в детстве (50-е годы) ходила к врачам, ей говорили: «Ах, плачешь, девочка? Ах, больно тебе? Ну и уходи!».

Многие зубы ей загубили еще тогда. В каком-то смысле я повторила ее путь уже в 80-е. 


Идя к стоматологу в школьный медкабинет или в детскую поликлинику, я представляла себя пионером-героем. Позже узнала, что такой метод психологической самоподдержки использовали и многие другие дети. И еще этот пресловутый мышьяк, «убивавший» зубы напрочь. Дело не только в боли и в мышьяке, но и в халатности. В зубе моего мужа в детсадовском возрасте однажды забыли вату, в результате чуть не дошло до воспаления надкостницы.


Урология


Тут могу ограничиться только своим опытом. В семь лет мне ставили катетер, я испугалась, запищала, на что врач презрительно сказала: «А! Джинсы носить научилась, а катетера боится».


Больницы в целом


Условия в них были плохие и для взрослых. Но ребенок, попавший туда без родителей, оказывался совсем беззащитным. С ним могли производить любые манипуляции, в том числе болезненные и мучительные гастроскопию и колоноскопию, грубо и без вопросов. А еще медсестры. Когда я лежала до школы в больнице по поводу почек, там были злые медсестры, оравшие на нас во время тихого часа, или отдававшие приказания в духе «чтобы помочилась в течение 15 минут» (а если не хочется?).


Детские санатории


Произвол мог твориться и там. В известном автобиграфическом романе Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом», в санатории, где отдыхает герой, две злые медсестры выставляют тех, кто не спит, стоять в холл или в палату к девочкам, а то и берут у них кровь без нужды. И хотя герой вспоминает пребывание в санатории как яркое приключение, он не может забыть злых медсестер.

Вот такой она была — бесплатная, некачественная, но жестокая и хамская советская медицина.