Как интернет Илона Маска изменил жизнь дикарей марубо в Бразилии, которые и XXI веке сохраняют первобытный уклад

На модерации Отложенный

 


Марубо – один из тех редких народов, которые даже в XXI веке сохраняют древний уклад. Они живут в соломенных жилищах на берегах бразильской реки Итуи в самой гуще тропиков и говорят на языке, понятном только им. Они общаются с духами, раскрашивают свое тело и носят украшения из раковин. Но кое-что кардинально отличает марубо от дикарей в других частях света: у них есть интернет, и с его появлением жизнь этого народа стала иной. Крошечная закрытая цивилизация внезапно открылась миру, а мир – открылся ей.


Хижины марубо расположены настолько далеко от остального внешнего мира, что до ближайших бразильских деревень этим людям приходится добираться неделю. Народ из века в век жил практически изолированно.


Деревня племени марубо. /Фото:vokrugsveta.ru

Деревня племени марубо. /Фото:vokrugsveta.ru


Ловить в джунглях паукообразных обезьян, чтобы держать их в качестве домашних питомцев или варить из них суп, пить отвар под названием аяуаска, который помогает общаться с духами – вот и все «развлечения» местных жителей в течение многих десятилетий.


Марубо до сих пор верят, что их жизнь находится в руках духов, и лечат больных с помощью специальных ритуалов, сопровождающихся ударами в бревно-барабан.


В каждой хижине теперь есть интернет. /Фото:vokrugsveta.ru

В каждой хижине теперь есть интернет. /Фото:vokrugsveta.ru


Однако с некоторых пор все это отошло на второй план. Жителей охватила настоящая эпидемия, которая известна любому современному человеку, а именно, интернет-зависимость. И всё благодаря небезызвестному Илону Маску и его компании Starlink.


В нетронутую цивилизацией деревню пришла виртуальная реальностьbr /Фото: nytimes.com

В нетронутую цивилизацией деревню пришла виртуальная реальность

 /Фото: nytimes.com


Бразильское племя, насчитывающее 2 тыс. аборигенов, как и другие племена индейцев в Бразилии, внезапно оказалось подключено к сервису Маска Space X, охватившему своей сетью тропические леса этой страны. О результатах этих изменений недавно рассказал корреспондент «Нью-Йорк Таймс», который специально отправился вглубь амазонских лесов, чтобы посмотреть, как интернет повлиял на жизнь дикарей.


Даже в самые отдаленные деревни пришел интернет. /Фото:vokrugsveta.ru

Даже в самые отдаленные деревни пришел интернет. /Фото:vokrugsveta.ru


Одна из аборигенок, 73-летняя Цайнама, встретила журналиста, сидя на земляном полу в своей хижине. Тут живут несколько семей и вместе спят, готовят пищу и едят. Во время интервью плжилая женщина давила из ягод сок, чтобы изготовить краску, которую она и ее земляки потом нанесут на тело. «Поначалу, узнав, что такое интернет, все у нас были счастливы, – вспоминает она. – Мы были так рады видеочатам, благодаря которым можно общаться с близкими, живущими далеко, а также возможности позвонить в специальную службу, если случится беда. Но эта радость быстро прошла, и сейчас наша жизнь стала только хуже.


Блага цивилизации добрались до марубо, но блага ли? /Фото: nytimes.com

Блага цивилизации добрались до марубо, но блага ли? /Фото: nytimes.com


Женщина посетовала, что теперь молодежь все меньше интересуется их исконными ритуалами, парни и девушки все время сидят в интернете, смотрят видеоролики и не хотят изготавливать краску и традиционные украшения. Молодые люди стали ленивы.


– Они берут пример с белых людей, которых видят в интернете, и считают, что и им нужно жить так же. Парни и девушки теперь не хотят трудиться», – вздыхает Цайнама.


Местные жители подсели на интернет. /Фото: nytimes.com

Местные жители подсели на интернет. /Фото: nytimes.com


При этом сама женщина явно тоже подсела на ондайн-ресурсы, потому что в конце интервью она обратилась к чужеземцу: «Только, пожалуйста, не отбирайте у нас интернет!»


Журналисты обнаружили, что все проблемы, связанные со всемирной паутиной, с которыми вот уже не одно десятилетие сталкиваются семьи в современном цивилизованном мире, точно так же теперь затронули и марубо. Тут подростки тоже круглые сутки прикованы к смартфонам и планшетам, которыми их снабдили белые, а взрослые сидят в чатах и социальных сетях. И опасности те же – интернет-мошенничества, платные видеоигры, фейковая информация, а также фильмы для взрослых, которые теперь стали доступны детям и подросткам.


Подростки обленились и не хотят работать и помогать старшим. /Фото: nytimes.com

Подростки обленились и не хотят работать и помогать старшим. /Фото: nytimes.com


Теперь руководство Starlink озадачено дилеммой. С одной стороны, интернет – это путь к прогрессу и улучшению качества жизни, к информированности и упрощению коммуникации. С другой – это опасности для аборигенов, которые всю жизнь хранили свою самобытную культуру. Теперь они рискуют ее потерять.


У интернета есть плюсы и минусы. Аборигены это поняли. /Фото: nytimes.com

У интернета есть плюсы и минусы. Аборигены это поняли. /Фото: nytimes.com


Недавно Илон Макс с гордостью объявил, что у Starlink уже 3 млн. клиентов в 99 странах и годовой объем продаж у его детища увеличился за год на 80%, и это 6,6 млрд. долларов. Однако у каждой медали есть две стороны, и история с марубо это подтверждает.


Культура изготовления бус и раскрашивания лиц может сойти на нет из-за интернета. /Фото:vokrugsveta.ru

Культура изготовления бус и раскрашивания лиц может сойти на нет из-за интернета.