"Операция «Оверлорд». Как был открыт второй фронт"

На модерации Отложенный

День Д: как это было.Вторая мировая: за гранью известного


Обозначение "День Д" в штабах союзников соответствовало условному, заранее известному дню начала операций. 


Операция по высадке войск союзников в северной Франции получила кодовое наименование "Оверлорд" (англ. Overlord, "верховный властелин").


 А собственно морской десант в Нормандии проходил как "операция "Нептун". Эта десантная операция является крупнейшей в истории войн.


Несмотря на настойчивые требования советского руководства об открытии второго фронта, высадка во Франции раз за разом откладывалась. 


Окончательное решение было принято в конце 1943 года. Президенту США Франклину Рузвельту пришлось убеждать британского премьера Уинстона Черчилля, что в случае отказа англичан от высадки в 1944 году США будут вынуждены перебросить простаивающие без дела высадочные средства на Тихий Океан. 


Накануне операции "Нептун" в Англии была собрана огромная американская группировка: 1 млн 100 тыс. человек сухопутных войск, 124 тыс. моряков и 427 тыс. человек личного состава авиации.

Успех высадки союзников в значительной степени зависел от того, как быстро удастся накопить на захваченном плацдарме крупные силы пехоты и танков, способные выдержать немецкий контрудар. 


Неудачный рейд на Дьепп в августе 1942 года показал, что захват порта являлся почти неразрешимой задачей. 


Гавани и порты были серьезно укреплены немцами. 


Поэтому было решено захватывать плацдарм в стороне от портов и создавать искусственную гавань, пирсы которой получили условное наименование "Малбери".


Для отражения ожидавшегося десанта в распоряжении немецкого командования во Франции, Бельгии и Голландии в начале июня 1944 года было 880 тыс. человек. 


Теоретически они представляли собой значительную силу. Однако немецкие части были разбросаны на большом пространстве и не могли быть оперативно собраны в одном месте.


 Некоторые дивизии вообще были "стационарными", с низкой подвижностью. Поэтому союзники могли без труда создать локальное превосходство в произвольной точке высадки. 


Вместе с тем, не вполне верны легенды о пропустившей высадку союзников "дивизии желудочников". Это соединение из ограниченно годных солдат находилось на подступах к Амстердаму и, как ни странно, держалось довольно долго.

Большие споры среди немецких командующих вызвал выбор стратегии отражения десанта. 


Имевший значительный опыт войны с союзниками командующий группой армий "Б" Эрвин Роммель считал, что вопрос об успешности высадки будет решен в первые 24 часа сражения. 


Поэтому он выступал за удержание прочной обороны на побережье и предлагал создать вдоль него "жемчужное ожерелье" танковых частей. 


Другого мнения придерживались главнокомандующий немецкими войсками на Западе Герд фон Рундштедт и командующий танковой группой "Запад" Гейр фон Швеппенбург. 


Они предлагали держать танки в глубине континента, а в случае высадки разгромить противника в маневренном сражении. Фон Швеппенбург указывал, что на побережье танки попадут под огонь корабельной артиллерии. 


Роммель в ответ напоминал о господстве союзников в воздухе висящие над головой истребители-бомбардировщики затрудняли любые перемещения войск. 


В итоге Адольфом Гитлером было принято компромиссное решение: три танковые дивизии получил Роммель, три - Рундштедт и Гейр, и еще четыре находились в резерве верховного командования. 


Серьезным препятствием на пути реализации обоих вариантов было то, что многие немецкие подвижные соединения в Нормандии были недавно выведены с Восточного фронта на переформирование и мало боеспособны. 


Из вышеупомянутых десяти дивизий в Западной Европе только две были полностью боеготовы.

Наихудшим для немцев было соотношение сил в воздухе. 


В распоряжении 3-го воздушного флота находилось около 500 самолетов. 


Союзники же могли противопоставить им более 7 тыс. боевых самолетов. 


Высадке предшествовало воздушное наступление, длившееся несколько недель и приведшее к сильным разрушениям на севере Франции. 


Авиаударам подвергалась дорожная сеть, но одновременно разрушались жилые постройки, под бомбами союзников гибли французские мирные жители.


Определенные надежды на успех немцам давал строившийся с 1942 года "Атлантический вал" - полоса укреплений вдоль побережья. 


Однако в первую очередь укреплялись порты и прилежащее к ним побережье. Снабжение бетоном строительства "Атлантического вала" на других участках осуществлялось по остаточному принципу. 


Поэтому идея союзников с сооружением искусственной гавани открывала им дорогу для атаки наименее укрепленных позиций. 


Помимо препятствий и ДОТов на берегу немцами были построены заграждения в море. 


Металлические ежи, бетонные пирамиды должны были пробивать днища десантных кораблей. 


Поэтому союзным командованием было решено высаживаться во время отлива, когда все эти препятствия показывались из-под воды. 


За время до прилива саперы должны были подорвать заграждения, мешающие подойти к берегу.

Первоначально датой высадки было назначено 5 июня 1944 года. 


Утром 4 июня высадка была задержана на сутки в ожидании улучшения погодных условий. 


Вечером того же дня Эйзенхауэр принял решение - вторжение на континент должно начаться во вторник 6 июня. 


В пользу союзников сработал кажущийся малозначительным факт вытеснения немецких метеостанций из Северной Атлантики. 


Однако именно это помешало немцам увидеть приближающееся улучшение погодных условий, в отличие от метеослужбы англо-американских войск.


 Эрвин Роммель даже уехал к семье, будучи твердо уверен, что в ближайшее время высадки не будет.


Ход высадки

Операция "Оверлорд" началась 6 июня 1944 года, через несколько минут после полуночи, когда десантники союзников начали один за другим покидать транспортные самолеты. 


В Нормандии высадились 82-я и 101-я американские и 6-я английская воздушно-десантные дивизии. 


Десантникам удалось счастливо избежать "спаржи Роммеля" (специальных противодесантных заграждений) - они высаживались ближе к побережью, чем рассчитывали немцы. 


Из-за потери ориентировки десант был рассеян на большой площади, но задачи свои в конечном счете выполнил. 


Были захвачены несколько важных мостов, а некоторые из них - взорваны, чтобы не допустить немецкие подкрепления в район высадки. 


В 03:00 побережье атаковали две тысячи английских и американских бомбардировщиков. 


За налетом в 05:25 последовала бомбардировка немецких позиций с кораблей. 


На побережье обрушился огонь семи линкоров, 18 крейсеров, 43 эсминцев, двух канонерских лодок и монитора с тяжелыми орудиями. 


Казалось, что после града тяжелых снарядов на берегу не останется ничего живого.

Поддерживать первую волну десанта должны были специальные танки-амфибии Sherman, оснащенные водонепроницаемыми "юбками" и винтами. 


Однако волны заливали их, и они тонули. Почти половина танков-амфибий, которые должны были поддерживать высадку главных сил американцев на участке "Омаха", пошли ко дну, не добравшись до берега. 


В 06:30 началась высадка пехоты с десантных кораблей. 


Десант был сразу встречен шквалом огня. 


Немногие добравшиеся до берега танки-амфибии оказали неоценимую помощь высадившимся пехотинцам, расстреливая немецкие пулеметные гнезда. 


Сами танки вскоре попали под огонь противотанковых пушек бетонных ДОТов. 


Спасли положение эсминцы, которые приблизились вплотную к берегу. Под их огнем пушечные ДОТы стали замолкать один за другим.


Хотя кризис первых минут на "Омахе" был преодолен, обстановка оставалась напряженной. 


Команды, которые должны были взорвать подводные ежи и пирамиды, понесли потери, и в системе заграждений удалось пробить лишь несколько узких коридоров. 


Вторая очередь десантных кораблей, подошедшая к берегу в прилив, с трудом обнаружила эти коридоры. 


Тем не менее, американцам удалось захватить плацдарм и начать выгрузку войск. 


Всего 6 июня на участке "Омаха" высадились 34 тыс. человек. 


При этом о немедленном наступлении для расширения плацдарма не могло быть и речи.


 По официальным данным, потери американцев на этом участке высадки составили 694 убитых, 331 пропавшего без вести и 1 тыс. 349 раненых. 


Современные подсчеты оценивают потери в 4 тыс. человек.

Однако не следует думать, что показанная в голливудском фильме "Спасти рядового Райана" мясорубка на "Омахе" была правилом для "Дня Д". 


Высадка американцев на втором участке - "Юта" - прошла сравнительно гладко. "Юта" находилась в основании полуострова Котантен. 


Он был слабее укреплен немцами, т. к. высаживаться на полуостров и затем пробиваться с него на континент было бессмысленно. 


Дополнительный участок был полезен для обеспечения фланга и соединения с воздушным десантом. 


На "Юте" оборонялось всего около роты немцев, и выехавшие из воды танки-амфибии быстро расстреляли пулеметные гнезда. 


В "День Д" на участке "Юта" высадилось около 23 тыс. человек с 1 тыс. 700 единицами транспортных средств. 


Потери составили всего 197 человек убитыми, ранеными и пропавшими без вести. 


Вскоре высадившиеся на "Юте" части соединились с воздушным десантом союзников, а через несколько дней ударом на запад они отрезали немецкий гарнизон Шербура.


Высадка британских и канадских войск на участках "Голд", "Джуно" и "Суорд" происходила гораздо успешнее.


Эти части перегрузились с транспортных судов на десантные гораздо ближе к суше, нежели американцы, и должны были преодолеть меньшее расстояние до берега.


 Как следствие, по пути погибли гораздо меньше людей и было потеряно не так много снаряжения. 


Однако отставание от плана все равно имело место. 


Одной из основных целей первого дня высадки на участке "Суорд" был город Кан, важный узел дорог. 


Его захватить не получилось, двигавшиеся к нему канадцы были встречены контратакой 21-й танковой дивизии немцев.

В середине дня 6 июня к районам высадки отправились корабли, буксировавшие за собой причальные конструкции "Малбери". 


Началось сооружение искусственной гавани. 


Уже к исходу "Дня Д" на побережье высадились 156 тыс. человек. 


Адольф Гитлер, узнав о высадке, не спешил давать разрешение на использование резервов. 


Он по-прежнему считал, что главный десант союзников будет в порту Кале. 


Роммель, обладавший достаточными властными полномочиями для использования резервов, еще не успел вернуться в свой штаб. Время работало на союзников.


Потери англичан и американцев 6 июня составили около 9 тыс. человек (примерно треть из них - убитыми). 


Из общего числа потерь около 2,5 тыс. пришлось на воздушно-десантные войска.