Индустриализация по-сталински

На модерации Отложенный





3 июня 1930 года СНК было принято решение о строительстве Беломорско-Балтийского канала, соединяющего Белое море с Онежским озером.
По указанию Сталина, канал длиной в 227 км должен был быть построен за двадцать месяцев — с сентября 1931 г. по апрель 1933 г. (для сравнения: Панамский канал длиной 80 км строился 28 лет, Суэцкий канал длиной 160 км - 10 лет).
На сооружение Беломорканала не было выделено ни цента валюты, ОГПУ должно было обеспечить строительство канала без лишних материальных издержек. Люди в счет не шли. Эшелоны заключенных непрерывно поступали на "великую стройку".
По воспоминаниям одного из заключенных – Михаила Григоровича, барак, в котором он жил на Беломорканале, был наполовину погружен в землю - так теплее. Жилища - 50 метров в длину и восемь в ширину, одна дверь, два окна без стекол (в дыры забивали одежду) - строили сами заключенные из сырых сосновых досок. Порой в щели между досками пролезал кулак. В бараке стояли двухэтажные нары, на которых спали порядка 300 человек.
Каждую ночь в бараках топили буржуйки - днем это делать запрещали. Буржуйка не могла полностью протопить помещение, полное щелей, в десяти метрах от нее замерзала вода. Лучшие места у печи занимали блатные уголовные элементы, но под утро мерзли все.
Заключенных будили в половине шестого, на завтрак всегда была ячменная каша. После десяти часов работы вставали в очередь, чтобы получить талоны на хлеб и обед. Потом - в очередь за обедом. “Пообедав, мы заваливались спать, тесно прижавшись друг к другу, накрывались всем, что у нас было, и засыпали как убитые, без всяких снов”, - вспоминает Солоневич.


Согласно Историко-этимологическому толковому словарю преступного мира, именно на ББК появилось слово “зэк”, то есть “з/к” - заключенный-каналоармеец.
Начальником строительства Беломорканала назначили Нафталия Френкеля - бывшего одессита, заключённого советских лагерей, которому, собственно, и принадлежала идея использовать дешевый труд репрессированных на крупных народнохозяйственных строениях.
Всего за все время строительства заключенные, фактически голыми руками, выполнили земляные работы объемом в 21000000 кубометров, в том числе пробили 37 км пути через гранитные скалы, а также перенесли Мурманскую железную дорогу, которая мешала строительным работам. На строительстве ББК постоянно работали до 100 000 человек. Смертность была чрезвычайно высокая и иногда достигала 700 человек в сутки.
Фрагмент из мемуаров "Полжизни", написанных прорабом Беломорстроя Д.П.Витковским: "После конца рабочего дня на трассе остаются трупы. Снег запорашивает их лица. Кто-то скорчился под опрокинутой тачкой, спрятал руки в рукава и так замерз. Кто-то застыл с головой вобранной в колени. Там замерзли двое, прислонясь друг к другу спинами. Это — крестьянские ребята, лучшие работники, каких только можно представить…
Ночью едут сани и собирают их. Возчики бросают трупы на сани с деревянным стуком. А летом от неприбранных вовремя трупов — уже кости, они вместе с галькой попадают в бетономешалку. Так попали они в бетон последнего шлюза у города Беломорска и навсегда сохранятся там
".