Ни один Бог ничего не «приказывает» и даже не «желает»

На модерации Отложенный


4 АЛИСА А. БЕЙЛИ И Д.К. 


4.1 Алиса А. Бейли 


1Алиса А. Бейли (А.А.Б.) начинала как миссионерка. В возрасте 35 лет она подвергла критическому анализу христианские догмы. Ее латентное обучение (в прошлой жизни она была ученицей во втором отделе планетарной иерархии) начало пробуждаться в ее работе размышления. Она связалась с адьярской теософией, полагая, что нашла знание, но вскоре поняла, что «лишь забрела в другую секту». 


Вскоре (1919) ей стало ясно, что Теософское общество больше не имеет связи с планетарной иерархией. В 1923 году она основала свою собственную школу в Нью-Йорке, Arcane School (Школу Арканов), которой было поручено обнародовать новые эзотерические факты, которые недавно назначенный секретарь планетарной иерархии (Д.К.) счел подходящими в то время. 


2 В теософических кругах критика Бейли вызвала большое негодование. 


Но общество плохо управляло наследием Блаватской. Споры об учении находятся в прямом противоречии с принципом терпимости. Каждый имеет право на собственное мнение. Никто не имеет права выдавать свое мнение как теософию. Каждому должно быть позволено сформулировать свою собственную систему и сказать: «вот как я это вижу». Все авторы сделали много ошибок, что неизбежно, учитывая те немногочисленные факты, которые пока доступны. 


Никто из них не имеет права утверждать, что он прав. Эзотерическая секция общества – это пародия на эзотерику. Все диктаторские манеры жалко неудачны.Ни один член планетарной иерархии ничего не «приказывает» и даже не «желает». Даже ни один бог не имеет на это права. Все требования или приказы показывают, что «пророк» лжец. 


3 Именно секретарь планетарной иерархии, 45-я Д.К. предоставил Блаватской материал для «Тайной Доктрины». В течение 1919–1949 годов он продиктовал ряд работ для А.А.Б. Следующие сочинения (опубликованные издательством Lucis Press, Лондон и Нью-Йорк) были продиктованы им: «Посвящение, человеческое и солнечное» «Письма об оккультной медитации» «Трактат о космическом огне» «Трактат о белой магии» «Трактат о семи лучах (пять томов)» «Судьба наций» «Наваждение: мировая проблема» «Ученичество в новом веке (два тома)» «Телепатия и эфирный проводник» «Образование в новом веке» «Экстернализация Иерархии» «Новое явление Христа» 


4 В этой связи следует подчеркнуть, что эти книги написаны для учеников, а не для тех, кто верит, что они понимают, то есть те, кто ранее не был «посвященным». Как и следовало ожидать, читатели работ Д.К. во многих случаях просто верили, что понимают.Самомнение кажется неискоренимо. Есть все основания поберечься изложений таких читателей. Искажения, конечно, не преминут появиться. 

Черная ложа позаботится об этом. 


5 Терминология, во многих отношениях неудачная, должна быть полностью отнесена к A.A.Б. Именно она первоначально установила используемые термины. Результатом этого является то, что книги должны быть переписаны писателем, обученным эзотерике, философии и науке. Незаменимая ценность книг, как всегда, заключается в фактах, сообщаемых через них. Поместить эти факты в систему – задача отдельного читателя. 


6 Можно понять невероятные трудности, с которыми, должно быть, столкнулась А.А.Б., когда она транспонировала идеи 45-я Д.К. и попыталась выразить их на английском языке, которому не хватает слов для всех сверхфизических реальностей. Ни о чем адекватном (ни о чем, что полностью согласуется с реальностью) не может быть и речи.Один пример из трудностей состоит в сопоставлении (в «Ученичестве в новом веке», том 2, стр. 405) интуиции – буддхи – чистого разума – ментального качества – универсального ума, смешения трех различных видов сознания (эссенцального, каузального, ментального, или 46. 47:1-3, 47:4-7). 


7 Прискорбно, что А.А.Б. никогда не получала другого образования, кроме того, которое она получила как христианская миссионерка. Ее обозначения эзотерических реальностей в значительной степени являются теми же терминами, которые используются в совершенно запутанной христианской догматике, терминами, безнадежно идиотизированными невежеством, такими как искупление и спасение, которые она использует с очевидным удовольствием, когда речь действительно идет о процессах материи, энергии и сознания в солнечносистемной и космической эволюции. 


8 Что примечательно в отношении планирования глашатаев эзотерического знания, так это кажущаяся бесцельность их воплощений. Как Блаватской, так и Безант и Бейли потребовалась бы основательная философская подготовка в подходящей культурной среде. Вместо этого все делалось наугад в самой неподходящей обстановке и в самых неподходящих условиях. Похоже, что каждая из них была вынуждена проложить для себя путь из самых непригодных обстоятельств. 


Можно было бы подумать, что светоносцы из планетарной иерархии, которым предстоит работа для человеческой эволюции, поручение, которое предвидится и необходимо, могут рассчитывать на то, что с ними будут обращаться как с послами, а не как с авантюристами. Ни один король не посылает своих посланцев нищими. Большинству из этих светоносцев пришлось подниматься со стадии варварства без посторонней помощи, освобождаться от всех иллюзий и фикций, которыми люди пытались их идиотизировать, – работа, которая занимает около 35 лет.

Казалось бы, от этой работы можно было бы их избавить. 


9А.А.Б. говорит о «трех аспектах воли» и тем самым имеет в виду аспект движения у 43-, 44 и 45-я (или у третьей триады).


10 Согласно той же терминологии, миры 47–49 называются «аспектом материи», миры 45 и 46 – «аспектом сознания», а миры 43 и 44 – «аспектом воли». Такое использование терминов на самом деле порождает чрезмерное смешение понятий. Конечно, было бы правильно сказать, что в мирах 47–49 аспект материи является существенным, в мирах 45 и 46 аспект сознания является доминирующим, а в мирах 43 и 44 аспект воли является наиболее заметным аспектом. 


11Подводя итог, можно сказать, что А.А.Б. так же ясно сообщает факты, относящиеся к жизневоззрению, как и неясно высказывается (почти неграмотно), когда речь заходит о мировоззрении. 


12Позиция как А.А.Б., так и Д.К. кажется настолько странной, что невольно возникает вопрос, что может быть причиной этого. Поскольку никаких объяснений не было дано, некоторые догадки могут быть допущены в виде исключения (какими бы отталкивающими ни были предположения в принципе). 


13 Двумя наиболее важными учениками планетарной иерархии в том, что касается результатов знания, бесспорно являются Блаватская и Ледбитер.

Блаватской (принадлежавшей к первому отделу) было поручено обучать знанию реальности человечество, запутавшееся в своих иллюзиях и фикциях, в своих бесчисленных идиологиях и спекуляциях воображения. Она была не в состоянии выработать какую-либо ясно сформулированную и постижимую систему мышления. Но она нанесла смертельный удар богословскому, философскому и научному догматическому мышлению и нетерпимости.  


14 Ледбитер (принадлежащий к пятому отделу) стал выдающимся систематиком-эзотериком и историком-эзотериком. Он исходил из аспекта материи и дал человечеству первую эзотерическую ментальную систему. 


15 Планетарная иерархия, стремясь помочь человечеству в понимании существования, работает всеми возможными способами через своих учеников, чтобы достичь как можно большего числа. Часто иерархия должна исходить из существующих способов рассмотрения (какими бы извращенными они ни были), чтобы не оттолкнуть тех искателей, которые застряли в какой-то эмоциональной идиологии и которых только постепенно можно пробудить к пониманию требований разума. 


16 И Блаватская, и Ледбитер были совершенно неспособны повлиять на эмоционалистов, для которых чувство является самым важным фактором, или расположить их к себе. Понимая это, второй отдел позволил А.А.Б. воплотиться. А.А.Б. должна была обратиться особенно к тем, кто застряли в христианской идиологии. 


А.А.Б. получила основательное литературное образование и была направдена к тому, чтобы стать христианской миссионеркой в Индии. 


17Когда наконец (в возрасте 35 лет) она смогла начать освобождаться от христианского догматического мышления, пришло время пробудить ее латентные таланты к яснослышанию, ясновидению и телепатии, после чего она стала секретарем 45-я Д.К. 


18Как старый христолог, А.А.Б. обнаружила, что проще всего (что, по-видимому, также было намерением) использовать свои старые христианские способы рассмотрения при выборе терминов для эзотерических идей. Ее сочинения изобилуют словами и фразами из «Нового Завета», так что христианам это кажется знакомым и они не сразу отталкиваются от странной терминологии. 


19Однако кажется странным, что Ледбитер так и не получил признания за свою великолепную работу, которая является выдающейся в истории эзотерики. Возможно, объяснение этому заключается в следующем: 


20 А.А Б. рано попала в конфликт с теософами в Кротоне, в Калифорнии, которые сильно переоценили ту помощь, которую они могли получить от Ледбитера, который совершенно незаслуженно должен был за это нести ответственность. То, что некоторые весьма посредственные люди, похоже, ссылались на признание Ледбитера, заставило ее потерять уверенность в его рассудительности. (Однако руководствоваться такими вещами – это также доказательство отсутствия рассудительности.)


 Особенно ее расстроила третья часть книги «Человек: откуда, как и куда», в которой Ледбитер (возможно, из неблагоразумного рвения) описывает видения будущего, а такие подробные описания почти никогда не сбываются. Из-за этого Ледбитер подвергся дальнейшим обвинениям.Но Ледбитер только передал сцены, которые вызывал ментальный дэва. Можно было бы подумать, что А.А.Б. следовало бы принять во внимание оценку Ледбитера, данную Д.К. («в его искренности и его уровне достижения нет никаких сомнений»). 


21Однако и Д.К., похоже, не оценил работу Ледбитера, которая в основном состояла из исследований эзотерической истории и аспекта материи миров человека. Аспект сознания, безусловно, является самым важным. 


22 Изучащие эзотерику должны как можно больше не принимать во внимание аспект материи и сосредоточиться на приобретении все более высоких видов сверхсознания. Но также эзотерическая история важна как основа для построения и как общая ориентация в жизни для начинающих в эзотерике. 


Профанная история показывает такое почти полное жизненное невежество, что начинающему следует получить некоторые намеки на соответствующие промежутки времени, а не только на несколько тысяч лет. Для западных людей аспект материи является педагогически наиболее желательной отправной точкой. Работа Ледбитера окажется ценной для историков и ученых. То, что люди Востока и субъективисты считают этот путь нежелательным обходным путем, конечно, понятен. 


Но Ледбитер принадлежал к пятому отделу и был типичным западным человеком, историком и ученым. Ему не хватало требуемой компетентности, чтобы рассматривать эволюцию аспекта сознания через воплощения. Эта задача требует большего, чем каузального я. 


23 Д.К. (второй отдел), старый житель Востока с пристрастием к ориентализмам, исходит из аспекта сознания и хочет, насколько это возможно, не обращать внимания на аспект материи. Также очевидно, что он не одобряет акцент Ледбитера на материальной стороне существования. Д.К. обращается в основном к религиозным людям и субъективистам в философии, и тогда Ледбитер не тот учитель, которого можно было бы выдвигать. 


Трудно понять это почти негативное отношение, когда известно, что Ледбитер больше всех работал над ментализацией религии. Он основал Либеральную католическую церковь и дал эзотерическое толкование христианских вероучений и таинств.


24 Но дело, вероятно, в том, что пока разные отделы работают сами по себе, предпочитая не обращать внимания на троицу существования. Они обращаются к различным сектам и тем самым в известной мере разделяют их односторонность. 


25 А.А.Б. резко отреагировала на некоторые условия в теософии и обвинила в них в первую очередь Ледбитера. Однако, если они касались требований вегетарианской диеты, воздержания от табака, алкоголя и т. д., то их Д.К. скорее сделал более строгими, если стремящийся поставил своей целью очистить свою эфирную оболочку. 


Ледбитера нельзя винить за диктаторские манеры и ссылки на «приказы планетарной иерархии» (серьезная ошибка), но это была заметная тенденция Анни Безант (первый отдел), которую нельзя было освободить от обвинения в излишнем авторитарности. Она совершила ту же ошибку, что и большинство: способность соприкасаться с каузальным миром и эссенциальным миром воспринимается как доказательство суверенитета в этих мирах с самопереоценкой как неизбежным результатом.