Налоги, цены, секонд-хэнд и стакан воды

На модерации Отложенный


Ян Арт,

главный редактор Finversia

Повышение НДФЛ: началось. Эксперты о налогах: есть вопросы. Российская экономика перегрелась. Цены на продукты: проблемные зоны. Мясо постоянно временно дорожает. Рост тарифов сотовой связи. Закрытые магазины в столицах. Россияне ударили по секонд-хэнду.

1.

20 мая в парламенте началось публичное обсуждение налоговой реформы. Напомним, что предложено повысить ставку НДФЛ для тех россиян, которые зарабатывают выше определенной суммы в год. Какая это будет сумма – обсуждается. Но уже сейчас делят шкуру еще не ратифицированного медведя. Выступая в Госдуме, министр финансов России Антон Силуанов заявил, что в случае принятия изменений в систему налогообложения, эти дополнительные деньги, полученные бюджетом, пойдут на социальные нужды. Например, по его словам от повышения подоходного налога выиграют семьи с детьми, пособия которым могут быть увеличены за счет новых налоговых поступлений. Как добавил министр: «При этом параметры еще прорабатываются».

Выглядит все замечательно, но одновременно лидер партии «Справедливая Россия» Сергей Миронов раскритиковал минфин за отказ вообще отменить НДФЛ для бедных, Кроме того, Миронов заявил, что (цитирую) «минфин вновь отказывает в помощи пенсионерам и малоимущим». Дело в том, что справедливороссы добиваются от минфина отмены регрессивной шкалы страховых взносов. Сейчас, к счастью для бизнеса, чем выше работодатель платит зарплату, тем меньше процент обязательных отчислений с нее в фонды социального страхования. Миронов считает, что надо увеличить этот процент, перекрыть за счет этого дефицит Социального фонда и, например, проиндексировать, наконец, пенсии работающих пенсионеров. Но вот докука – повышение отчислений резко увеличит нагрузку на работодателей, которым станет труднее повышать зарплату работникам.

В общем, куда не кинь – всюду есть выбор. Россияне в такой ситуации прямо не знают, что выбрать: то ли индексацию пенсий работающим пенсионерам, но отказ от роста зарплат, то ли наоборот. То ли обложить повышенным налогом богатых и помогать тем, кто беден, то ли просто отменить налог на бедных и перестать перекладывать из карманов одних в карманы других.

Но кто бы что ни предлагал – все предложения звучат во имя социальной справедливости и интересов народа. А общая позиция примерно ясна: ради справедливости государство готово повысить налоги на богатых, а не отменять налоги на бедных, потому что бедным оно берется помочь само.

2.

Так или иначе, но министр финансов, выступая в парламенте, упирал на то, что деньги от повышения подоходного налога государство направит на богоугодные дела – на социальные выплаты и программы. И что эти деньги будут «окрашены», то есть иметь в бюджете целевое социальное значение и ни на что другое их не потратить.

Однако эксперты выказывают скепсис на сей счет. Например, партнер МЭФ Legal Вадим Зарипов считает, что целевое назначение денег – чистая условность, поскольку (цитирую) «бюджет аккумулирует деньги и расходует «котловым методом», от «окрашивания» их больше не станет».

Но другие эксперты отмечают, что когда в стране ввели 15-процентную ставку НДФЛ на тех, кто получает более 5 млн. рублей в год, «негатива было не так много», потому что было определено целевое использование этого повышенного налога. Эксперт Михаил Орлов дипломатично отметил, что «параметры увеличения НДФЛ необходимо рассматривать в увязке с качеством государственных услуг, которые налогоплательщики будут получать взамен». По его мнению, «если качество будет достаточно высоким, то, наверное, и негативное восприятие повышения налоговой нагрузки будет меньше». В целом общая мысль такова: благородство помыслов может перекрыть негатив от увеличения налогов.

Антон Силуанов это неоднократно подчеркнул и напомнил, что деньги от дополнительных сборов пойдут на национальные проекты «Семья», «Молодежь России», «Продолжительная и активная жизнь», повышение социальных выплат, поддержку здоровья женщин – как с 2021 года повышенный бор от НДФЛ зачисляются через федеральный бюджет в фонд помощи детям «Круг добра».

При такой аргументации даже как-то неудобно возражать и выступать против повышения налогов, раз уж «круг добра» и все такое… Сразу становится очевидно, что низкие налоги – это зло…

3.

Пока в процессе обсуждения налоговой реформы не коснулись того, кому все же придется платить повышенный налог, – тем, кто зарабатывает более 1 млн. рублей в год или поболее. Но, судя по тональности дискуссии, первый вариант начинает выглядеть все более вероятным. Некоторые эксперты, правда, предложили, как в США, учитывать при начислении налогов не только личный заработок, но и в целом доход семьи, но это – не очень «наш метод». На практике это означает, что если вы, например, зарабатываете много, а другие члены вашей семь – мало, то с вас не взимают повышенный налог как с богатого, понимая, что вы содержите целое домохозяйство.

Об этом напомнила эксперт комитета Госдумы по бюджету и налогам Марина Белякова и добавила, что прогрессивная система налогов (цитирую) «работает в рамках адекватной и сложной системы расчета базы и налоговых вычетов (в США, например, можно считать налог по домохозяйству), у нас этого нет, а вычеты ограничены очень низкими лимитами».

Кто-то из экспертов задался вопросом: а планку дохода, который считается высоким, будут со временем повышать с учетом инфляции? А то за пару-тройку лет повышенный налог переползет с богатых не только на средний класс, но и на откровенно бедных сограждан.

А секретарь Общественной палаты России Лидия Михеева задала на обсуждении налогов один вопрос: «Какая справедливость нам нужна – уравнивающая или распределяющая»? «В обществе, основанном на частной собственности, уравнивающей справедливости быть не может, потому что она представляет собой равенство неимущих», напомнила Михеева.

Хотя, с другой стороны, найдутся и те, кому кажутся никчемными эти споры и кого вполне устроит «равенство неимущих». Как говорил незабвенный Полиграф Полиграфович: «Да что тут предлагать? А то пишут, пишут. Голова пухнет. Взять все да и поделить»…

4.

Российская экономика перегрелась – такой вердикт вынесли в Центробанке. Заместитель председателя Банка России Алексей Заботкин, традиционно выступающий по вопросам курса рубля и макроэкономики, заявил об этом на пресс-конференции. Это выступление, а вернее – заголовки (потому что в содержание многим вникать лень) тут же вызвали массу комментариев от присяжных борцов с Центробанком и так называемыми «либералами во власти»: мол, ага, ЦБ подчиняется заокеанским хозяевам и они отдали коварный приказ остановить блистательный взлет экономики России.

На самом деле Центробанк говорит ровно об обратном: что спрос на внутреннем рынке превышает то, что отечественная экономика способна произвести и это создает инфляционное давление, и что необходимо обеспечить, чтобы производственные возможности догнали «тот уровень спроса, на который вышла экономика».

Иными словами, Центробанк с запасом аргументирует свое намерение долго сохранять высокую ключевую ставку. Иначе, мол, может закончиться нехорошо – перегрев дело такое…

Кстати, об инфляционном давлении. Несмотря на предостережение Центробанка, что именно 2-й квартал 2024 года может стать пиковым по инфляции, пока рост цен не стал форс-мажором. Эксперты и власти отмечают несколько проблемных зон по этой части. Первая – сахар. Чтобы не допустить игрищ торговцев с сахаром, как несколько лет назад, правительство России до 31 августа ввело запрет на экспорт из страны сахара свекловичного, тростникового и химически чистой сахарозы. Напомним, что тростниковый сахар в России производится, но сырье для его изготовления импортируется из Египта и Индии. У запрета на экспорт есть небольшие исключения: некоторое количество сахара можно вывозить в Армению, Беларусь, Казахстан и Киргизию. Росстат отмечает, что сахар в этом году подрос в цене всего на 3,6%, а с середины апреля даже начал дешеветь.

Еще одна потенциально проблемная зона – кисломолочные продукты. Предположение об их дефиците и подорожании вызвано уходом из России контролируемой датчанами компании Chr. Hansen. Министерство сельского хозяйства заявило, что это не станет причиной дефицита и что в 2025 году появятся две российские фабрики по производству заквасок.

В свою очередь Федеральная антимонопольная служба сообщила, что более чем с 10 тысячами торговцами и поставщиками продуктов заключила соглашения о стабилизации цен. В пример приводится Липецкая область, где за первые три месяца года более чем на 5% снизились цены на яйца из-за «соглашения по куриному яйцу», Орловская область, где есть «соглашение по гречневой крупе», и Брянская область, где заключены соглашения о тушке цыпленка. Так что, если вы хотите предпринять наиболее выгодный продуктовый шопинг, то езжайте за яйцами в Липецк, за гречкой в Орел и за цыпленком в Брянск и будет вам экономия.

Есть, правда, одно смутное подозрение, что с продовольственными ценами все более-менее стабильно по другой, куда более банальной причине, – из-за стабилизации курса рубля.

Хотя, конечно, соглашения с производителями и продавцами – дело тоже полезное.

5.

Проблема с ценами наметилась по мясной части. Как уже говорилось в одном из прошлых выпусков нашей программы, в середине весны Росстат отметил довольно активный рост цен на мясо – на баранину, свинину и курицу. И, коль скоро память у нас чуть больше, чем у бройлерного цыпленка, вспомним, что в министерстве сельского хозяйства тогда заявили, что не видят поводов для беспокойства. А президент Agrifood Strategies Альберт Давлеев пояснил «Коммерсанту», что рост цен на мясо связан с приближением «шашлычного» сезона. В общем, цены, мол, скорректируются (цитирую) «после окончания праздничного периода».

И вот – странная история! – праздничный период закончился в первой декаде мая, а в третьей декаде мая минсельхоз заявляет о подорожании мяса в России. Но – спите спокойно, славные жители Багдада! – и этому есть объяснение. В начале мая рост цен объясняли «шашлычным периодом» и «майскими каникулами», а теперь он объясняется тем, что (цитирую) «с началом теплого сезона, когда традиционно растет спрос на мясо, наблюдается некоторое подорожание отдельных видов этой продукции» (конец цитаты).

Полагаю, будет не лишним предположить, что осенью подорожание мясо объяснят приближением зимнего сезона, когда животноводческие хозяйства начнут нести дополнительные затраты на отопление. В августе прошлого года минсельхоз объяснил рост цен на мясо тоже сезонными факторами. В декабре – другими сезонными факторами. Сезоны, как нам известно благодаря Росгидрометцентру и Вивальди, сменяют друг друга. Рискну предположить, что следующей весной повышение цен на мясо будет опять легко объясняться майскими каникулами. Так что, пожалуйста, примерно через 11 месяцев, видя рост цен на мясо, не задавайте дурацких вопросов. Что случилось, что случилось – каникулы начались!

6.

А вот где с ростом цен не обнаружено никакой сезонности и все удивляются, в чем же причина, – так это по части тарифов сотовой связи. Федеральная антимонопольная служба даже возбудила дело против компании МТС из-за необоснованного повышения цен в марте и апреле. Весной МТС на 8% подняла тарифы для более чем 30 миллионов россиян. ФАС заявила, что это повышение не обосновывается ростом производственных расходов телеоператора. А министр цифрового развития Максут Шадаев сообщил, что минцифры уже выясняет причины роста цен на мобильную телефонную связь, который Шадаев назвал «историческим».

Так где же, где же эти причины? Возможно, их стоит поискать в августе прошлого года, когда на ФАС поднажали и пробили разрешение операторам сотовой телефонной связи повышать тарифы выше уровня инфляции. А документарное обоснования оных причин можно найти непосредственно на сайте министерства цифрового развития, в разделе «Документы». Было, правда, одно условие: тарифы можно повышать в том случае, если операторы тратят эти средства на инвестиции и техническое развитие. Так что заняться бы надо проверкой соблюдения этого условия, а не поиском причин роста телефонных тарифов – они-то очевидны.

7.

Министерство иностранных дел России решило внести в российскую торговлю товарами нечто новое, вернее – хорошо забытое старое. Как сообщают СМИ, в Москве и Петербурге откроют специальные магазины для дипломатов. В них планируют продавать алкоголь, табак, парфюмерию, косметику, украшения, часы, смартфоны и другие товары, которые обычно не облагаются НДС и некоторыми видами акцизов и пошлин. Но формат магазинов не дублирует привычные приграничные duty free. Доступ в эти магазины будет осуществляться только по дипломатическим документам. Вся информация о покупателях и купленных ими товарах, сообщает РБК, «будет фиксироваться и передаваться в дипломатический корпус МИД России. Алкоголь для проведения официальных мероприятий можно будет купить только по заявке, подписанной главой организации или ведомства, в которой надо будет указать цель приобретения и количество алкоголя.

Комментируя эту историю для «Коммерсанта», генеральный директор агентства Infoline Иван Федяков сказал, что это больше напоминает не duty free, а советские магазины «Березка» для избранных. По его словам, «возможно, мы не все знаем, и нас готовят к чему-то более радикальному с точки зрения ограничений товарооборота и ограничений перемещений людей через границу».

Но директор Евразийской ассоциации беспошлинной торговли Фатима Дзоблаева успокоила: никакая это не «Березка». В «Березку» могли зайти все, у кого были чеки Внешпосылторга СССР, а в эти магазины вход будет строго по спискам.

Впрочем, россияне могут и обойтись без всяких там смартфонов, например. Как выяснилось из недавнего опроса ВЦИОМ, 24% россиян заявили, что готовы отказаться от смартфонов и начать опять пользовать кнопочные мобильные телефоны. Правда, в прошлом году россияне поставили рекорд по покупкам смартфонов, но это они так, на всякий случай. А в целом, если понадобится, готовы, как стало ясно из опроса ВЦИОМ, считать смартфоны излишеством.

8.

Кроме готовности отказаться от телефонных излишеств, россияне, в преддверии повышения налогов и роста цен, начинают работать и над другими формами адаптации к новым экономическим условиям. Наблюдатели отмечают: в стране резко вырос спрос на секонд-хенд. В частности, это констатировали «Известия» со ссылкой на данные «Авито» и «СберМаркетинга». Объем продаж подержанных вещей вырос за минувший год примерно в 1,5 раза.

А холдинг «Ромир» и компания «Яков и партнеры» сообщают, что около 40% покупателей при покупке товара стали ориентироваться не на самые престижные и известные, а на более повседневные бренды. Маркетолог Алексей Матлаков считает, что причина – желание сэкономить из-за растущей нехватки средств у значительной части россиян. А его коллега Николай Григорьев добавляет, что сейчас многие начали тратить сбережения, сформированные за предыдущие годы, и в таких условиях россиянам не до «ярмарок тщеславия» в плане приобретаемых вещей.

Руководитель агентства NeuroBusiness VRTN Александра Веретено считает, что в этом году продажи подержанных вещей вырастут еще минимум на 30%, поскольку тенденция экономить у россиян только усилится.

9.

Еще одна экономическая новость, могущая стать яркой и интересной, судя по всему, не свершилась. На 22 мая в Совете Федерации был назначен открытый диалог с президентом Сбербанка и одним из ярких экономистов страны Германом Грефом. Вести его должна была спикер сената Валентина Матвиенко. Однако обнаружить публикации по итогам диалога в последующие дни так и не удалось. Появилась новость об отчете Сбера за 2023 год и о том, что Алексей Саватеев вызвал Германа Грефа на разговор. А вот об открытом разговоре в сенате – ничего. Видимо, сорвался, будем ждать нового анонса.