16-19 мая 2024 года в моём родном городе проходил традиционный Санкт-Петербургский международный книжный салон. Меня всегда интересовало, какие книги читают политики ведущих мировых держав, принимая то или иной решение, например, о начале войны. Мой земляк поэт Иосиф Бродский говорил: "Выбирай мы наших властителей на основании их читательского опыта, а не на основании их политических программ, на Земле было бы меньше горя". 16 мая бывший президент США Дональд Трамп, выступая перед своими сторонниками в штате Миннесота, заявил, что Третья мировая война может начаться до выборов президента США, запланированных на ноябрь. Я так впечатлился этой новостью, что решил спросить у посетителей Книжного cалона, могут ли книги спасти мир и какая именно книга может уберечь человечество от самоуничтожения.
В рамках Книжного салона мне удалось побывать на нескольких интересных презентациях и значимых дискуссиях, сделать видеозапись. Философ Александр Секацкий представил свою новую книгу «Беседы богов», куда вошли чудом уцелевшие фрагменты мифологии, эпоса и фольклора чукагиров. Книга впервые открывает перед читателем необычный мир мифопоэтических представлений этого удивительного народа Сибири. Читатель имеет полноценную возможность ознакомиться с самобытной философией чукагиров, с занимательными деталями быта и укладом жизни людей Севера и погрузиться в мистическую и одновременно поэтичную атмосферу того, что этот загадочный народ смог поведать о себе.
Известный российский историк, журналист Егор Яковлев — автор книг «Россия на Западе: странные сближения», «Война на уничтожение. Третий рейх и геноцид советского народа» — представил книгу Джеймса Уитмена «Американская модель Гитлера».
Был я и на презентации книги «Путин в зеркале времени. Вехи биографии и хроники эпохи». В книге воссоздаются вехи биографии президента России и динамичная хроника эпохи, которую многие уже называют эпохой Путина. Участвовали авторы: А.И. Рудской, академик РАН, ректор Санкт-Петербургского политехнического университета имени Петра Великого; С.Н. Дмитриев, кандидат исторических наук, секретарь Союза писателей России, Президент Российского книжного союза Сергей Вадимович Степашин.
Одной из самых интересных была презентация книги «Сбывшиеся сны Натальи Петровны: Из разговоров с академиком Бехтеревой». Книгу представлял её автор журналист Аркадий Соснов, много общавшийся с Натальей Петровной и сделавший немало публикаций о выдающемся учёном. В обсуждении книги принимал участие сын Натальи Петровны — академик Святослав Медведев. В дискуссии был сделан акцент на главных открытиях Н.П. Бехтеревой, их значении, а также на качествах характера, позволивших ей преодолеть тяжёлые жизненные испытания и подняться на научный олимп.
Интересной была встреча с писателем, общественным деятелем, доктором медицинских наук, доктором богословия, профессором, протоиереем Григорием Григорьевым. Григорий Игоревич член Союза писателей, представил свою третью книгу литературного цикла «Ветер Радости» − «Три дня в лунном свете», посвящённую роману «Мастер и Маргарита». Автор рассказал, как и почему роман Булгакова стал для него дорогой к Богу.
Очень интересным и содержательным был организованный Литературным музеем в рамках проекта «Просто фантастика» Круглый стол «Фантастика: Литература? Философия? Предвидение? О роли фантастических произведений XX века в истории нашей страны». Писатели-фантасты, философы, искусствоведы, учёные, историки, литераторы говорили об отечественной фантастике ХХ века, о её влиянии на судьбы людей и человечества. Участники пробовали найти ответ на вопрос о том, к чему мы ведём, создавая образы будущего человечества? Перед началом я провёл небольшой опрос.
Есть много знаковых великих книг: "Библия", "Коран", "Илиада", "Дон-Кихот", "Война и мир", "Божественная комедия" др., которые повлияли на мир. Все темы и смыслы, которые развивает классическая европейская литература, – да и современная, – уже есть в античной литературе и в Библии. Дальнейшее – генерация слов без образования смыслов.
Наверное, каждый автор надеется, что его книга изменит мир к лучшему. Но, конечно, это иллюзорная надежда, будто прочитав хорошую книгу (скажем, "Война и мир" Л.Н. Толстого), политики изменят свои принципы и перестанут вести агрессивные войны.
По мнению французского исследователя Пьера Бурдье, искусство, культура это «символическая власть», которая в определённые моменты жизни общества может становиться серьёзным конкурентом реальной политической власти.
10 мая 2018 года в помещении новой сцены Александринского театра состоялась дискуссия, основными спикерами которой были директор Эрмитажа Михаил Борисович Пиотровский и экс-министр культуры Михаил Ефимович Швыдкой. Михаил Швыдкой, в частности, высказал мнение, что искусство и культура не могут предотвратить войну и жестокость. Красота не спасает мир. Искусство не делает человека лучше.
Михаил Эпштейн опубликовал материал о бессилии добра в русской литературе. «Если (в русской литературе) добро хочет изменить мир к лучшему, оно само вынуждено обращаться к злу, заискивать перед ним. А зло от избытка сил и презрительной щедрости бросает ему маленькую подачку, чтобы тем вернее явить своё превосходство».
Многие винят русскую литературу за то, что она не просто предсказала, но и спровоцировала войну и русскую революцию. Судьбы русской литературы и русского государства всегда были связаны. И от того, какой будет новая русская литература, зависит будущность российского государства.
Великая русская литература всегда занималась решением философских вопросов смысла жизни и смерти. Но сейчас оказалась погребена под валом развлекательного чтива. Читатель, приученный к наркотику бездумного, криминального чтива, просто не испытывает потребности читать что-то чистое и высокое, что заставляет думать, напрягаться, совершенствоваться душой.
Одни видят будущее русской литературы в философском осмыслении действительности, другие утверждают, что доминирующим трендом останется развлекательность, третьи считают, что литература будет развиваться во все стороны и станет мультикультурной. Все ощущают потребность в светлой, вечной, возрождающей идее, которая бы придала литературе и жизни новый толчок и смысл. На смену литературе разрушения (постмодернизма) приходит новая русская литература созидания и конструктивизма.
По моему мнению, русская литература XXI века будет литературой смысла, поиском ответов на вечные вопросы бытия. Но, наверное, необходимо потрясение, чтобы люди поняли важность размышлений о смысле жизни и цели человеческого существования.
Писатель Александр Мелихов убеждён: "Назначение литературы не столько отражать реальность, сколько защищать нас от реальности, защищать от совершенно обоснованного ощущения нашей мизерности и бренности, вносить в жизнь смысл и красоту, которых она сама по себе не имеет".
В каждой исторической эпохе писатели анализировали проблемы общества и человека соответственно духу своего времени. При этом одни авторы скользили по поверхности бытия, а другие погружались в бездну страстей человеческих; кто-то создавал «нетленку», а кто-то оставался лишь современным.
Все ринулись писать, чтобы заработать деньги и, опьянённые жаждой наживы, готовы душу продать за тиражи и гонорары. Мало кто рассматривает писательство как самопожертвование; для большинства это синекура. Сегодня никто уже не ставит себе целью, чтобы его читали через 100 или лучше через 1000 лет.
А вот французского писателя Оноре де Бальзака читают и сейчас. Приведу несколько цитат из «Луи Ламбера». «...Расстояние между человеком, чей бездеятельный ум обрекает его на очевидную тупость, и тем, кого внутреннее зрение одарило известной силой, заставляет нас предположить, что между гениальными людьми и остальными может существовать такая же разница, какая отделяет зрячих от слепых. Эта мысль бесконечно расширяющая мироздание, в некотором смысле даёт ключ к небесам. Внешне кажется, что на земле все эти существа смешаны друг с другом, на самом же деле они разделены на различные сферы в зависимости от совершенства их внутреннего мира. В этих сферах все различно: и нравы и язык".
"Но в человеке есть нечто основное и всеподавляющее, что не поддаётся никакому анализу. Если человека расчленить на все составные части, то, может быть, можно будет найти элементы мысли и воли; но всегда обнаружится некое «Х», которого нельзя объяснить… Это «Х» – слово, – оно пожирает тех, кто не подготовлен к его восприятию".
"Не следует ли убедить себя, что человек – это цель всех земных возможностей, а затем спросить, не будет ли он сам возможностью, не имеющей завершения". "Чтобы быть великим в бедности, достаточно никогда не унижаться". "Можно карабкаться через скалы, но нельзя всегда топтаться в грязи". "От твоей постели до границ мира всего два шага: воля и вера!" "Любить – это жить, как живут ангелы". "Факты ничего не значат, они не существуют, после нас остаются только идеи".
Сегодня писателей стало больше, чем читателей. Книжное изобилие не способствует нахождению и усвоению лучшего. На вершине рейтинга продаж всегда "пена". Книг стало слишком много, прочитать и освоить их невозможно. Есть книги, в которых много движения, но нет ни одной оригинальной мысли.
Что важнее в литературе: красивость художественного вымысла или соответствие правде жизни? Лично для меня правдивость изложенного важнее совершенства стиля. Поскольку назначение литературы я вижу в анализе жизни и поиске ответов на злободневные вопросы мира и человека. Некоторые писатели считают, что красивое изложение важнее правдивости, поскольку без совершенства стиля нет хорошей литературы, а правду жизни даёт публицистика. Другие считают, что без таланта и мастерства нет художественного произведения.
На мой взгляд, писатель не должен ограничиваться простым описанием, а предлагать определённый целостный взгляд на мир, то есть мировоззрение, которое является обобщением его жизненного опыта и анализа прожитой жизни.
"Мы умираем, так ничего и не поняв: кто мы и зачем мы здесь. А между тем где-то глубоко в нас живёт одно стремление: туда, ввысь, домой! В тот далёкий мир, откуда мы пришли. И где живут такие же люди, как мы. Только они дома и счастливы. Мне даже кажется, что они иногда думают о нас. Им нас очень жаль. Вы этого не чувствуете? Вспомните, у вас не было такого чувства, что кто-то жалеет вас и ждёт? ... Мы мучимся над мелкими, никому не нужными проблемами, мы тратим наши мысли и чувства впустую, мы от рождения смотрим себе под ноги, только под ноги. ... Все наши несчастья кратковременны. ... Наши дети или внуки, или правнуки, они поймут это. Они отбросят всё мелкое. Поверьте, они будут любить друг друга." (Из кинофильма "Фантазии Фарятьева" 1979 год)
Если в результате прочтения литературного произведения с человеком происходит катарсис, духовное очищение, преображение, то это произведение можно назвать искусством. Если же такого преображения не происходит, то это развлекательная литература, которая тоже имеет право на существование.
Сегодня, когда период игр постмодернизма заканчивается, встаёт вопрос о том, в какую же сторону будет развиваться современная литература. Идёт процесс поиска синтеза вертикального и горизонтального мировосприятия, что должно привести к созданию нового метанарратива.
Все ощущают потребность в светлой, вечной, возрождающей идее, которая бы придала литературе и жизни новый толчок и смысл. На смену литературе разрушения (постмодернизма) приходит новая русская литература созидания и конструктивизма.
Литература, если она настоящая, способна изменять сознание людей, а значит и саму жизнь. Литература не есть нечто искусственное, оторванное от жизни, — это сама жизнь в её квинтэссенции. В основе повествования должна быть реальная история, желательно лично пережитая.
Искусство слова — кое и есть литература — состоит в умении проникнуть в сердце, и, покорив его, заставить разум побуждать людей творить добро без оглядки, вызвать чувства, которые лучше любого доказательства убедят в необходимости любить несмотря ни на что.
Истинна лишь та литература, где фраза не аргумент, а чувство, где строчки — музыкальная партитура, а буквы — ноты, где текст не текст вовсе, а мука, радость, боль и любовь; это ключ к разгадке своей души, когда лишь слово одно способно вызвать в душе такие чувства, кои прежде человек в себе и не подозревал.
Всякая книга — плод страданий и раздумий автора, и она должна иметь для читателя ценность практическую. Поэтому писать нужно и можно лишь то, что самолично пережил и выстрадал. Причём если не уверен, что твои произведения будут читать через сто лет, не стоит и бумагу марать. Можно опубликовать тома, а на слуху останутся только строчки. Так что справедливо, когда настоящий талант оценивается после смерти. Купить посмертную славу невозможно. Только Вечность даёт истинную оценку. Талант писателя и состоит в умении разглядеть в случайном закономерное, выделить в суетном неизменное, чтобы перевести временное в вечное.
В книгах люди прежде всего стремятся найти сочувствие своей боли. Подлинное общение — всегда сопереживание, а потому бессловесно. Слова не могут выразить всего, что мы чувствуем. Когда человек обращается к другому, он хочет не столько объясниться, сколько облегчить свою душу. Напишешь что-нибудь для себя, для души, а критики набросятся, как мухи навозные, разберут по косточкам, так что и себя не узнаешь, и не рад будешь, что написал. Слова мало что скажут. Лучше просто любить.
Главный итог прожитой жизни — не количество написанных книг, а состояние души на пороге смерти. Не важно, как ел и пил, важно, что в душе накопил. А для этого нужно любить, любить несмотря ни на что! Нет ничего прекраснее любви. И даже творчество — всего лишь восполнение любви. Так хочется любить, любить на полную катушку, не оглядываясь, любить несмотря ни на что!.. Любовь есть подвиг в нашей сложной жизни, как, впрочем, и в былые времена. Презреть расчёт, жить с чувством укоризны, — ведь для того лишь только жизнь дана. Жить для другого, для других бесплатно, даря всё без остатка, что имеешь, и жертвовать собой без принужденья, — тогда лишь скажешь: "прожил не напрасно!" Проблемы выживанья не всесильны. Я жить хочу, а не ... не выживать. Любить, пусть даже и страдать. Но быть или не жить — не выбирать. О хлебе не заботясь о насущном, но о душе — ей праздник создавать! Жить каждым днём, как будто он последний, и без оглядки отдавать, дарить. Ведь завтра... завтра может и не быть. А потому любить, любить, любить! Сквозь суету нужды осознавая то главное, зачем нам жизнь дана, и в каждом шаге Смысл постигая, и то, что свыше наша есть судьба!" (Цитаты из моего романа-быль «Странник» (мистерия) и моего романа-исследования «Чужой странный непонятный необыкновенный чужак» на сайте Новая Русская Литература
Помню как-то мой друг доктор филологических наук, профессор русской литературы СПбГУ Борис Валентинович Аверин (ныне покойный) сказал: "И не надейтесь, что ваш роман что-то изменит. Не изменит. Никому ничего не надо!.."
В детстве я пел в хоре мальчиков и мы выступали в академической Капелле имени Глинки. А вчера были в Капелле на спектакле "Любви небесной образ", где в составе хора пела уже наша внучка. Я был приятно удивлён и самим концертом, и хором Данилова монастыря, как проникновенно читала стихи Светлана Крючкова, и таким мощным патриотическим подъёмом.
P.S. В следующих своих постах я буду публиковать ролики с презентациями: СЕКАЦКИЙ И БЕСЕДЫ БОГОВ 16\05\2024 А. К. Секацкий представил свою новую книгу "Беседы богов".
ГРИГОРЬЕВ О МАСТЕР И МАРГАРИТА 18\05\2024 Г.И. Григорьев представил свои книги "Ветер Радости"
АМЕРИКАНСКАЯ МОДЕЛЬ ГИТЛЕРА 16\05\2024 презентации книги Егора Яковлева "Американская модель Гитлера"
ПУТИН В ЗЕРКАЛЕ ВРЕМЕНИ 16\05\2024 презентация книги "Путин в зеркале времени"
Так что же вы хотели сказать своим постом? – спросят меня.
Всё что я хочу сказать людям, заключено в основных идеях: 1\ Цель жизни – научиться любить, любить несмотря ни на что 2\ Смысл – он везде 3\ Любовь творить необходимость 4\ Всё есть любовь
Комментарии
Арифметика. Букварь. Орфографический словарь.
Прекрасная статья. О жизни, Зачем мы живем? Кто задумался , у того свой ответ. А нужен ли нам этот вопрос? только единицам.
Вступая в Новый век творим добрые мысли слова дела посмтупкет