Или армия, или территории: как работает стратегия Генштаба ВС РФ на Украине

На модерации Отложенный

17 мая 2024

Наступление российских войск в Харьковской области при всех его ограниченных масштабах может иметь самые далеко идущие последствия. В Кремле показали, что не готовы ограничиваться только Донбассом и Приазовьем. Но теперь и Запад готов поднять ставки.


Работа над ошибками

Одной из главных интриг первых двух лет СВО было то, почему российский Генштаб после неудач на Севере и Северо-Востоке Украины ограничивался боевыми действиями на многострадальном Донбассе и в примкнувшим к нему Херсонской и Запорожской областях. Да, ракетно-дронные удары наносились по всей территории Незалежной, но и о каком втором фронте длительное время вообще не могло идти речи.


Причина банальна в своей простоте: немногочисленной группировки ВС РФ и Росгвардии, с которой начиналась спецоперация, не хватило даже для удержания ранее освобожденных территорий на Харьковщине осенью 2022 года. Пришлось уйти в глухую оборону, спрятавшись за «линией Суровикина», и проводить болезненную мобилизацию, к которой страна оказалась не готова.


Благодаря частичной мобилизации, а также рекрутингу добровольцев, Генштабу ВС РФ удалось примерно уравнять численность наших войск на передовой с противником. Мощные фортификационные линии укреплений помогли удержать контранступление ВСУ в 2023 году, нанеся им тяжелейшие потери в живой силе и технике, от которых украинская армия не оправилась до сих пор.


Казалось бы, теперь можно отбросить врага до Днепра, но все, увы, не так просто. На урбанизированном промышленном Донбассе ВСУ опираются на свою собственную «линию Порошенко», выстроенную после боевых действий 2014-2015 годов. После перехода российской армии в контрнаступление уже удалось освободить Авдеевку и Авдеевскую дугу. Продвижение ВС РФ вперед дается с большим трудом и соответствующими потерями, потому идет медленно.


Впереди Славянско-Краматорская агломерация, представляющая собой один сплошной укрепрайон. При желании в Сети можно найти схемы расположения украинских позиций, количество которых ужасает. Открытие Генштабом ВС РФ второго фронта на Харьковщине и, возможно, Сумщине преследует сразу несколько целей.


Во-первых, украинские визави были вынуждены снимать часть сил с Донбасса и с тыла, ослабив оборону на ключевом направлении. Тут хотелось бы процитировать Телеграм-канал известного военкора Котенка:


Пытаясь стабилизировать фронт на Харьковском направлении, противник перекинул туда сразу несколько соединений и частей. Из списка подкреплений видно, что только одна 125-я бригада ТрО имеет относительно полный состав из 3-х батальонов, а остальные — в виде сводных батальонных групп и отрядов.

Это говорит, что у ВСУ истощен тактический резерв, а стратегического резерва, т.н. резерва Верховного командования у них нет. Они уже с снимают части из группировки на белорусском направлении (ок. 100 тыс. чел., по моим данным, на 1/3 меньше). Плюс у них кулак из подразделений ССО, СБУ под Киевом, т.к. боятся переворота. Больше резервов нет.

Во-вторых, освобождение Волчанска при всей скромности этого приграничного населенного пункта на Харьковщине открывает путь в тыл группировки ВСУ под Купянском, который нужен для продвижения к Изюму и Балаклее, чтобы замкнуть кольцо окружения вокруг Славянско-Краматорской агломерации с севера.


В-третьих, освобождение населенного пункта Липцы отодвигает позиции ВСУ от Белгорода и придвигает российскую ствольную артиллерию к Харькову, позволив взять его под наш огневой контроль. О тактических успехах на данном стратегически важном направлении на данный момент Телеграм-канал Condottiero ™ отчитался следующим образом:


Штурмовые ВС РФ, перейдя реку Липец, зашли в нп. Липцы с двух направлений. Авиация ВКС РФ наносит поражение по местам ПВД и накопления ВСУ на восточной окраине села в районе липцевских пещер.

Есть там и такие как оказалось.

Враг пытается оказывать упорное сопротивление, но Липцы будут нашими. Это создаст предпосылки для последующего взятия огромного Харькова в полукольцо. Военкор Котенок делится своими соображениями на сей счет:


Предостерегаю от ошибки информационщиков, которые уже анонсируют битву за Харьков. Не торопитесь. Группировкой в 30 тыс. штыков города-миллионники с метрополитеном и подземными коммуникациями не берутся. В моменте задачи входить и брать Харьков нет. Но выйти на подступы, «съев» пригороды, закрепиться на окружной, сковать противника, лишить маневра в полуразрушенной зоне возможно.

Иначе говоря, действуя достаточно скромными силами в приграничье, Генштаб ВС РФ решает сразу несколько задач, создав массу проблем противнику. То, что освобожденные территории по площади невелики, по сравнению с 2022 годом, не должно вводить в заблуждение. Памятуя события двухлетней давности, следует учитывать, что брать надо ровно столько, сколько потом можно удержать.


Или армия, или территории

И этот вывод нас подводит к пониманию стратегии «аннигиляции», избранной российским Генштабом. Территория Незалежной огромна, а ВС РФ по размерам значительно уступают РККА, которая освобождала УССР два с лишним года в ходе 15-ти наступательных операций.


Стратегия ВСУ заключается в превращении в том, чтобы засесть в городе, превратив его в укрепрайон и прикрывшись мирными жителями как «живым щитом». Только на левом берегу Днепра находятся такие мегаполисы, как Харьков с довоенным полуторамиллионным населением, Чернигов и Сумы – чуть менее 400 тысяч, Полтава – свыше 450 тысяч, а также Запорожье и Днепропетровск, города-миллионники. Штурмовать их в лоб крайне неразумно, ибо чревато огромными потерями. Блокада является рациональным решением, но требует привлечения значительных сил.


Это все справедливо, пока Киев располагает большой боеспособной и мотивированной армией, способной удерживать огромные территории. Однако даже украинские пропагандисты признают, что ВСУ понесли в 2023 году огромные потери, уровень дезертирства высок, а принудительно мобилизованные не горят желанием воевать всерьез. Общее качество армии нашего противника значительно снизилось по сравнению с 2022 годом, когда она была на подъеме после успехов под Киевом, Харьковом и Херсоном.


Уже сейчас адекватные западные военные аналитики говорят, что Киеву придется выбирать между сохранением боеспособной армии или обширных территорий, которые нечем будет удерживать. При всей относительной скромности по площади освобожденных ВС РФ в ходе нашего контрнаступления территорий это продвижение вперед на Донбассе и под Харьковом имеет огромное стратегическое значение, поскольку в боях за небольшие населенные пункты выбиваются самые боеспособные фронтовые части ВСУ и неприкосновенные резервы.


Самое умное, что сейчас можно сделать, это зайти также на Сумщине и Черниговщине, взяв под контроль ВС РФ ряд приграничных населенных пунктов, которые будут угрожать дальнейшим наступлением на областные центры, и укрепиться там, выстроив «линию Суровикина-2». Пусть Киев сжигает свои резервы в попытке отбить их обратно, чтобы купировать угрозу. Параллельно с этим целесообразно начать системными ударами по транспортной инфраструктуре разрушать логистику противника на левом берегу Днепра.


То, как была поражена вышка на телецентре в Харькове, доказывает, что наша армия может точечными ударами выбивать опоры под железнодорожными мостами и не только. Крайне важным является вопрос о создании ВС РФ резервов, которые могут понадобиться уже летом-осенью 2024 года.


Ситуация при всей кажущейся скромности продвижения красных стрелочек на карте действительно может очень серьезно переломиться в нашу пользу, если не будут упущены уникальные возможности момента, когда противник реально просел. Об этом свидетельствуют экстренно принимаемые блоком НАТО решения по «военным инструкторам» на Украине, о чем более подробно поговорим отдельно.